- Французское наследие в наградах Парижа 2024
- Оригинальный дизайн медалей Олимпиады 2024
- Как менялись награды летних Олимпийских игр
Олимпийские игры-2024 пройдут в столице Франции с 26 июля по 11 августа. Всего будет разыграно 329 комплектов наград в 32 видах спорта.
8 февраля в офисе организационного комитета Парижа-2024 были представлены медали XXXIII летней Олимпиады-2024. Награды будут содержать кусок металла, который когда-то был частью Эйфелевой башни, являющейся символом Парижа и всей Франции. Это главное отличие наград Игр-2024 от 36 600 других медалей, которые были вручены со времен первых современных Игр в Афинах в 1896 году.
Дизайн парижских наград разработал ювелирный дом Chaumet («Шоме»), который входит в группу компаний LVMH богатейшего бизнесмена Франции Бернара Арно. Сами медали будут изготовлены монетным двором столицы Франции.
Французское наследие в наградах Парижа 2024
В центре медали Олимпийских игр-2024 расположен шестиугольник, который изготовлен из оригинального металла Эйфелевой башни. Популярное мнение укоренилось в истории: континентальная часть Франции на картах похожа именно на эту геометрическую фигуру. Выбор дизайна этим отсылает к тому, что Игры пройдут не только в Париже, но и на территории других французских городов.
Эйфелева башня носит имя главного конструктора Гюстава Эйфеля, сам французский инженер называл ее просто «300-метровая башня». Она была построена в 1889 году как временное сооружение и служила аркой парижской всемирной выставки. Демонтаж предполагался через 20 лет после возведения, в начале работ в 1887 году против сооружения выступили 300 писателей, художников и музыкантов. Среди возмущенных деятелей искусства были Александр Дюма — сын, Ги де Мопассан, Шарль Гуно. Башню характеризовали как «безобразный скелет», «бесполезную и чудовищную», «смехотворную и доминирующую над Парижем, как фабричная дымовая труба», «отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающуюся над городом как чернильная клякса». При этом «арка» произвела потрясающий эффект за полгода выставки и стала объектом повышенного интереса. За время существования самый узнаваемый символ Парижа стал наиболее посещаемой и фотографируемой достопримечательностью мира.
Материалы для медалей Олимпиады взяты из снятых при реконструкции частей Эйфелевой башни, ее железо на наградах исполнено в оригинальном цвете. Этот элемент украшен эмблемой Игр-2024 и присутствует на медалях всех достоинств — как золотых, так серебряных и бронзовых. Также по контуру шестиугольника выбиты тонкие линии — лучи, придающие изображению рельеф и блеск. В этой креативной идее скрыто как сияние Франции в мире, так и блеск самих спортсменов — триумфаторов Олимпиады.
На каждой медали по краю на французском языке выгравировано название вида спорта, дисциплины и события.
Диаметр награды составляет 85 мм, толщина — 9,2 мм. Вес железа, которое раньше было частью Эйфелевой башни, а теперь присутствует в каждой награде, — 18 г. При этом каждая весит по разному: золотая — 529 г, серебряная — 525 г, бронзовая — 455 г.
Всего было изготовлено 5084 медали.
Оригинальный дизайн медалей Олимпиады 2024
Глава организационного комитета Олимпийских игр 2024 года в Париже Тони Эстанге заявил, что идея с использованием металла Эйфелевой башни исходит из желания сделать медали уникальными и неповторимыми.
«Была проделана огромная работа для того, чтобы объединить эти драгоценные металлы — золото, серебро и бронзу — с самым драгоценным металлом, металлом Эйфелевой башни, являющейся жемчужиной Франции. Так что особенность медалей Игр-2024 — это слияние, сплав металлов. Мы хотели, чтобы часть оригинального металла Эйфелевой башни, железа, присутствовала в этих медалях и чтобы медали для спортсменов на Играх 2024 года были украшены этим металлом», — привел официальный сайт оргкомитета слова Эстанге.
Пятикратный олимпийский чемпион по биатлону Мартен Фуркад, который возглавляет комиссию спортсменов летней Олимпиады-2024, добавил, что при разработке дизайна наград, которые будут вручать на Играх в Париже, создатели руководствовались пожеланиями спортсменов.
«Как обычно, Париж-2024 поставил спортсменов в центр внимания. Мы хотели добиться двух вещей: чтобы медали для олимпийцев и паралимпийцев были одинаковыми и чтобы в медалях присутствовал кусок бесценного железа (с Эйфелевой башни). Мы вдохновлялись тремя вещами: шестиугольником, Францией, а также желанием, чтобы медаль была похожа на драгоценный камень. Вот почему она оправлена именно как драгоценный камень», — привел официальный сайт оргкомитета слова Фуркада.
Как менялись награды летних Олимпийских игр
За более чем столетнюю историю современных Олимпиад медали претерпели массу изменений. Так, победители Игр 1896 года получали не золотые награды, а серебряные. Занявшим вторые места спортсменам вручали медали из меди. На лицевой стороне награды был изображен Зевс-громовержец, который держал на руках богиню победы Нику. На оборотной стороне был афинский Акрополь.
Уже на следующих Играх вручался привычный комплект наград: золотые, серебряные и бронзовые медали. При этом на Олимпиаде 1900 года в Париже в первый и единственный раз за всю историю награды были квадратной формы. На лицевой стороне изобразили богиню Нику, а на оборотной — атлета-победителя. На медалях 1904 года в Сент-Луисе их поменяли местами: теперь уже на передней части располагался атлет-победитель с лавровым венком на фоне ряда других спортсменов, богиня Ника украшала уже другую сторону.
В Лондоне-1908 на наградах красовались две женщины, которые надевали лавровый венок на голову атлета-победителя. На оборотной стороне был изображен покровитель Англии святой Георгий. На стокгольмские медали 1912 года поместили молодого герольда, возвещающего о начале Игр, а также бюст знаменитого гимнаста и ученого, автора шведской стенки Пера-Хенрика Линга.
Единственное изменение Игр-1920 в Антверпене — появление на оборотной стороне статуи героя римской мифологии Сильвиуса Брабо. На Олимпиаде-1924 в Париже спортсменам вручали награды, на лицевой стороне которых атлет помогал своему сопернику подняться. На оборотной были изображены спортивный инвентарь и арфа.
Награды для Игр 1928 года в Амстердаме разработал флорентийский скульптор и художник Джузеппе Кассиоли. Их дизайн брали за основу при создании медалей вплоть до 1968 года. Лицевую сторону украсила богиня победы Ника, в руках которой лавровый венок и пальмовая ветвь. На обороте изображали победителя, которого толпа несет на руках.
К этому дизайну в 1960 году добавили обрамление лавровым венком, а лицевую и оборотную стороны поменяли местами. Только накануне Игр 1972 года в Мюнхене организаторы решили впервые за 44 года внести кардинальные изменения: новшеством стало то, что Герхард Маркс, представитель художественного течения Баухауз, изобразил на обороте мифических близнецов Кастора и Поллукса.
Перед Олимпиадой 1976 года в Монреале задняя сторона вновь была изменена: теперь на ней был лишь лавровый венок и олимпийская эмблема города-хозяина. На Играх 1980 года в Москве вновь поменяли только оборотную сторону: ее придумал скульптор Илья Постол. Композиция включает в себя логотип Игр, а также изображения стадиона и чаши олимпийского огня.
На следующих двух Олимпиадах у медалей меняли только заднюю сторону: в Лос-Анджелесе в 1984 году там был изображен атлет, которого несет толпа, а в Сеуле в 1988-м — голубь с оливковой ветвью в клюве и эмблема Игр. Награды, вручаемые в Барселоне в 1992 году, разработал испанский скульптор Хавьер Корберо: он обновил изображение богини Ники, а на оборотную сторону поместил фигуру прыгающего человека.
Организаторы Олимпиады-1996 в Атланте разработали более традиционный эскиз с богиней Никой на лицевой стороне медалей, а на обороте — эмблемой Игр в Атланте с олимпийским огнем и звездами, лавровой ветвью и надписью, посвященной столетию первых Игр современности.
На медалях в Сиднее-2000 немного был изменен внешний вид лицевой стороны, а на оборотной стороне изобразили Сиднейский оперный театр и олимпийский огонь. К Играм-2004 в Афинах изменили переднюю часть награды, на которой богиня Ника располагалась на стадионе «Панатинаикос», на котором была проведена первая современная Олимпиада в 1896 году. Оборот украшали строки из Олимпийской оды греческого поэта Пиндара.
К Олимпиаде в Пекине в 2008 году оставили богиню и стадион на лицевой стороне, для дизайна оборотной стороны использовали полудрагоценный камень нефрит, символизирующий китайскую культуру. В Лондоне в 2012 году были самые большие медали в истории летних Игр. На передней части наград изображена греческая богиня победы Ника, выходящая из Парфенона, а на обороте — эмблема Олимпиады в виде метафоры современного города на выпуклом фоне, напоминающем амфитеатр.
К Рио-2016 лицевая сторона не сильно изменилась, а на оборотной части изобразили листья лавра и эмблему Игр. Уникально то, что около 30 процентов серебра для изготовления золотых и серебряных медалей было получено из переработанных автомобильных запчастей. На Олимпиаде-2020 в Токио организаторы поменяли только заднюю часть — поместили на нее лавровый венок, олимпийские кольца и название принимающего города. При этом они отдельно подчеркивали, что для производства использовалось вторсырье.
На многих Олимпиадах золотые, серебряные и бронзовые медали могут не изготовляться преимущественно из драгметаллов и являются в первую очередь символом. Ценность наград обеспечивает не ювелирное исполнение, а значимость в мире спорта.