ОЛИМПИЗМ
В международном олимпийском движении сложилась приятная для нас традиция - выбирать президентов в Москве. Прежде - в 1980-м и 2001-м - речь шла о руководителях МОК, а теперь в российской столице официально назовут имя нового президента всемирной Ассоциации национальных олимпийских комитетов (АНОК). Это произойдет завтра, в ходе первого дня работы 18-й генеральной ассамблеи АНОК. Причем завершать генассамблею будет традиционная встреча с исполкомом МОК. То есть в Москву приедут практически все руководители мирового спорта во главе с Жаком Рогге.
Отом, какое значение придает предстоящему форуму руководство нашей страны, можно судить хотя бы по тому, что лично приветствовать делегатов из более чем 200 государств приедет избранный президент России Владимир Путин, а действующий президент Дмитрий Медведев даст в их честь прием в Кремле.
Между тем еще недавно казалось, что 18-я генеральная ассамблея АНОК будет рутинным мероприятием, где сторонники и противники мексиканца Марио Васкеса Ранья, возглавившего ассоциацию в 1979 году, будут стараться нанести друг другу болезненные удары на фоне традиционной повестки дня с докладами и отчетами разных комиссий и оргкомитетов. И вдруг все переменилось. По не зависящим от нас причинам эта генеральная ассамблея превратилась для международного олимпийского движения в событие чуть ли не исторического масштаба.
Так что же произошло? Еще на генассамблее АНОК-2008 в Пекине, когда делегаты голосовали за проведение следующей такой встречи на мексиканском курорте Акапулько, думалось, что она станет "лебединой песней" Марио Васкеса Ранья и в 2010 году он красиво уйдет. Но потом стало понятно, что никуда заслуженный ветеран уходить не собирается и, более того, намерен сохранить свой пост до 2014 года.
Человек, который на самом деле внес огромный вклад в развитие олимпийского движения, один из ближайших соратников Хуана Антонио Самаранча, попросту говоря, "пересидел". Что вызвало открытое недовольство его более молодых и энергичных коллег.
В знак солидарности с ними Великобритания под надуманным финансовым предлогом отказалась от проведения генассамблеи-2012, хотя согласно традициям она должна была пройти в столице очередных Игр. То есть в Лондоне. Поэтому когда Россия вдруг пригласила форум в Москву, в олимпийской семье к этому отнеслись далеко не однозначно. Многие увидели в этом приглашении желание поддержать того, кого старались свергнуть, - чтобы затем с его помощью решить какие-то вопросы в свою пользу. Иначе чем объяснить, что при отсутствии конкурентов российская сторона пообещала взять на себя расходы по проезду и пребыванию в Москве одного делегата от каждой страны?
В декабре прошлого года на заседании исполкома АНОК в Лозанне сторонникам реформ удалось принять решение о введении в ассоциации поста старшего вице-президента и договориться о том, кто будет представлять АНОК в исполкоме МОК после сессии Международного олимпийского комитета, которая будет предшествовать Играм в Лондоне. Роль старшего вице-президента отводилась президенту Олимпийского совета Азии (ОСА) шейху Ахмаду Аль-Фахад Аль-Сабаху из Кувейта, а позиция в исполкоме МОК - хорошо знакомому нам президенту Европейских олимпийских комитетов (ЕОК) Патрику Хикки. На генеральной ассамблее в Москве этим решениям предстояло получить формальную поддержку делегатов.
Конфликт, однако, лишь разгорался. И перенесся в МОК. Дело в том, что 7 июня Марио Васкесу Ранья исполнится 80 лет, и по существующим правилам 31 декабря нынешнего года он перестал бы быть членом МОК. Президентство в АНОК до 2014 года позволяло ему надеяться на то, что будет сделано исключение и он останется в Международном олимпийском комитете еще на пару лет. Но на последнем заседании исполкома МОК, которое состоялось в середине марта, стало окончательно ясно, что никто никому никаких исключений делать не собирается. В ответ Васкес Ранья вспылил и в мало дипломатичной форме объявил о своей отставке в МОК и АНОК.
Оппоненты тут же собрались в Бангкоке и решили, что до генеральной ассамблеи кувейтский шейх будет исполнять обязанности президента АНОК, а в Москве будет избран президентом на не доработанные Васкесом Ранья два года. Тогда как Патрик Хикки станет старшим вице-президентом АНОК и, как договаривались ранее, войдет в состав исполкома МОК.
Коротко представлю нового главу Ассоциации национальных олимпийских комитетов. В день закрытия лондонских Игр ему исполнится 49 лет. Он член правящей в Кувейте семьи. Был последовательно министром спорта, информации и энергетики. Потом возглавил ОПЕК - организацию стран - экспортеров нефти. С 2006 года - министр национальной безопасности.
Если же говорить о его карьере спортивного функционера, то шейх Ахмад Аль-Фахад Аль-Сабах - основатель панарабской федерации гребли, президент национальной федерации футбола и азиатской федерации гандбола. Десять лет - с 1991 по 2001 год - он был президентом НОК Кувейта. В 1991 году стал президентом Олимпийского совета Азии, в 1992-м был избран в МОК. Два последних поста унаследовал от отца, который был убит в 1990 году во время иракского нападения на Кувейт.
К парадоксам можно отнести тот факт, что уже несколько лет НОК Кувейта лишен признания со стороны МОК из-за вмешательства государства в дела этой общественной организации.
Об основных решениях 18-й генеральной ассамблеи АНОК мы, безусловно, расскажем. То, что ей предшествовало, обещает не одну интригу.
Александр РАТНЕР