Зачем нужны Европейские игры

Telegram Дзен
Баку тратит на новую олимпийскую традицию более 2 миллиардов долларов и хочет спасти глобальные спортивные проекты от кризиса

Через год с небольшим после зимней Олимпиады в Сочи в том же самом кавказском регионе грядет другое крупнейшее спортивное мероприятие. С 12 по 28 июня столица Азербайджана примет первые в истории Европейские континентальные игры. Сейчас будни Баку очень напоминают наши недавние предолимпийские хлопоты – по городу в больших количествах снует строительная техника, на новеньких стадионах рабочие лихорадочно докрашивают и досверливают, а местные жители пишут злобные сообщения в соцсетях – о якобы существующих запретах на свадьбы/похороны во время Игр и массовом сожжении бездомных собак.

ПЕРВЫЕ И, ВОЗМОЖНО, ПОСЛЕДНИЕ

Европейский олимпийский комитет избрал не самое простое время для реализации идеи о локальной Олимпиаде (хотя это слово в отношении мероприятия по коммерческим соображениям тщательно обходится, и далее мы будем употреблять его только в кавычках). Богатая Западная Европа явно пресытилась глобальными спортивными проектами и на всевозможных референдумах дружно топит все олимпийские заявки. Больше ни у кого нет иллюзий относительно благотворного воздействия крупных соревнований на национальную экономику. И Сочи, увы, не дал сторонникам Игр дополнительных аргументов, хотя и по далеким от спорта причинам.

Тем не менее проект Европейских игр удалось запустить благодаря отчаянным людям из Азербайджана. После провала заявок Баку на проведение ОИ-2016 и ОИ-2020 они согласились подготовиться к континентальной "Олимпиаде" в рекордно короткий срок – всего за два с половиной года (30 месяцев). Для сравнения – на организацию летних ОИ обычно отводится семь лет, а европейский региональный форум по своему масштабу лишь немногим уступает своему "большому олимпийскому брату". В декабре 2012 года, во время голосования по поводу места проведения первых континентальных Игр у Европейского Олимпийского комитета (ЕОК) был только один претендент – Баку.

Правда, до сих пор есть серьезные опасения, что первые Европейские игры станут последними. Глава ЕОК Патрик Хикки уверяет, что в мае этого года будет выбирать из шести кандидатов на ЕИ-2019. Однако проявлявшая интерес после Универсиады-2013 Казань сейчас практически наверняка выпала из обоймы, а у Амстердама и Глазго гарантированно будут проблемы с общественным мнением. Так получается, что при нынешнем масштабе инвестиций крупные спортивные проекты могут успешно продвигать только те страны, в которых правит сильная (если угодно – авторитарная) элита.

РУССКИЙ ДУХ

Несмотря на 24 года независимости Азербайджана, Баку сегодня абсолютно нечужой для нас город. Это понимаешь, когда видишь проект кольцевой линии местного метро, слышишь, как мелкую валюту на улицах дружно называют копейками (вместо гяпиков) и главное – когда прямо в черте столицы встречаешь действующие нефтяные качалки. Некоторые из них работают совсем рядом с одной из арен евроигр – Центром водных видов спорта. Именно нефтяные доходы позволяют сегодня руководителям страны находить деньги на спортивные гиперпроекты. И именно бюджет Азербайджана будет нести на себе львиную долю затрат на ЕИ-2015. Вклад частных инвесторов здесь очень незначителен.

Родство предстоящих в июне соревнований с сочинской Олимпиадой обнаруживается повсюду. Например, руководителями двух объектов азербайджанских Игр – Бакинского дворца спорта и гребного центра в Мингячевире – являются россияне Александр Смогунов и Александр Коваленко, ранее работавшие топ-менеджерами в Красной поляне. Кроме того, бывший сотрудник оргкомитета "Сочи-2014" Олег Минаев трудится в Баку менеджером по продажам билетов, а Анна Пороник занимает должность главного менеджера по работе с волонтерами. Россия обещает прислать на ЕИ-2015 и самую большую делегацию – более 300 спортсменов. Среди тех, кто уже заявил о своем намерении выступить в Баку, – олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Алия Мустафина.

– Перед нами стоит задача провести Европейские игры на уровне Олимпийских, – говорит министр молодежи и спорта Азербайджана Азад Рагимов. – Нам важно показать миру наши успехи и то, какая красивая у нас столица. Конечно, у нас есть проблемы. В частности, ситуация с пробками на дорогах. Поэтому на время Игр принято решение организовать выделенные полосы, ограничить въезд в Баку машин из регионов, остановить в городе крупные стройки и сдвинуть рамки рабочего дня. Но большинство населения все равно поддерживает Игры. Только отдельные "защитники свободы" устраивают негативные вбросы информации. Вроде истории о сожжении собак. Я смотрел видео в соцсетях и могу сказать, что это фальсификация – даже морды у этих животных не наши, не бакинские.

ТЯЖЕЛОЕ НАСЛЕДИЕ

Поводов для "негативных вбросов" в Баку сейчас хватает, как во всяком большом проекте. Например, не совсем понятно присутствие в программе Игр неолимпийских видов спорта – пляжного футбола, самбо, каратэ, акробатики, аэробики и баскетбола 3х3. Равно как и отсутствие некоторых популярных олимпийских дисциплин (например, футбола, тенниса и гандбола). Часть соревнований будут отборочными для поездки на ОИ-2016, но только 12 из 20 турниров дадут заветные очки. Так что приезд на Евроигры большого числа звезд – под вопросом. Особенно в плавании, за месяц до казанского чемпионата мира по водным видам спорта. Хотя в том же дзюдо бакинский турнир будет иметь статус чемпионата Европы.

Судя по всему, не до конца продуманы и перспективы использования спортивных объектов после окончания череды крупных соревнований, на которые уже подписался Азербайджан – шахматной Олимпиады-2016, Игр исламской солидарности-2017, четвертьфинального и группового раундов чемпионата Европы по футболу-2020 и других мероприятий. Если Баку снова проиграет борьбу за ОИ-2024, то часть "наследия" ЕИ-2015 может оказаться не слишком востребована местными спортсменами. Кроме того, бюджет Азербайджана, так же, как и наш, сильно зависит от цен на нефть.

С другой стороны, азербайджанцам грех жаловаться на Евроигры. Теоретически власти, конечно, могли бы просто раздать всем страждущим выделенные на спортивный проект два миллиарда долларов (вместе с инфраструктурными затратами эта цифра достигает 8 миллиардов), но ни к чему хорошему, кроме витка инфляции, такой шаг не привел бы. Можно говорить о том, что для имиджевых инвестиций суммы, которыми оперируют в Баку, несколько великоваты. Но то, что континентальная "Олимпиада" была использована как лишний повод облагородить и без того ухоженный Баку – очевидный факт.

ЦИКЛОПИЧЕСКИЕ СТАРТЫ

ЕИ-2015 дали работу десяткам тысяч азербайджанцев. Для страны, в которой 60 процентов жителей моложе 30 лет – это очень важный фактор. Генподрядчиками на многих стройках накануне Игр выступают турецкие компании, но основная масса рабочих (в отличие от того же Сочи) – местные. В операционном комитете ЕИ-2015 на многие ключевые посты приглашены иностранцы, имеющие опыт проведения крупных стартов. Однако почти 2/3 сотрудников операционного комитета (более 1000 человек) – граждане Азербайджана. К ним можно приплюсовать еще почти 20 тысяч местных волонтеров ("хранителей огня", как их называют в Баку), которые получат на Играх бесценные жизненный опыт и позитивные эмоции.

В общем, на низовом уровне Евроигры выглядят очень оптимистично. Особенно если местная оппозиция в итоге все-таки расслабится и сумеет получить удовольствие от спортивного праздника, как это произошло в Сочи. Другой вопрос – жизнеспособен ли проект в более далекой перспективе и нужны ли Старому Свету еще одни циклопические старты. При том что для немногочисленных желающих их провести уже есть Всемирные игры по неолимпийским видам, Универсиады, объединенные мультиспортивные чемпионаты Европы и еще много чего.

Лет 30 назад, когда были в моде всевозможные фестивали, выставки и форумы, эта идея наверняка была бы воспринята на ура. Но мир меняется, и спортивные чиновники не всегда поспевают за этими переменами. Нынешняя политическая элита Азербайджана готова принимать крупные соревнования в режиме нон-стоп, вкладывая деньги в позитивный имидж своей страны и в пропаганду здорового образа жизни среди своих граждан. Всего полтора года назад так же думало и наше руководство (особенно в регионах). Но сегодня такого мнения в Старом Свете придерживаются далеко не все. И если классический спорт хочет сохраниться как феномен нашей цивилизации, ему нужно меняться совсем в другом направлении. Опора на госинвестиции и гигантомания – это очень рискованный путь.

Баку – Москва