Олег ШАМОНАЕВ,
Владимир ИВАНОВ
Весенняя конвенция "СпортАккорд", которая проходит в эти дни в Сочи, может оказаться последней в истории этой крупнейшей, второй по статусу после МОК международной спортивной организации. Во время рутинного заседания, когда никто не ждал скандала, глава "СпортАккорда" и президент Международной федерации дзюдо Мариус Визер внезапно обрушился с критикой на главу МОК Томаса Баха. Как признался затем главный олимпийский чиновник планеты, никаких личных недомолвок у него с Визером не было, и словесная атака для него самого стала полным сюрпризом.
Нельзя сказать, что Визер прошелся по своему оппоненту слишком эпатажно или как-то оскорбил Баха. Некоторые из слушателей, клевавшие носом во время выступления главы "СпортАккорда", наверняка, не заметили в потоке его слов ничего необычного. Однако в спортивной управленческой элите, привыкшей к чинной тишине и обтекаемым формулировкам, заявления Визера о том, что "он не может найти общего языка с МОК" и что "реформы Баха оторваны от реальности и не согласованы со спортивными федерациями", вызвали эффект разорвавшей бомбы.
Впоследствии глава "СпортАккорда" подсыпал новых патронов в костер, заявив в интервью телеканалу "Евроньюс", что система современного спорта должна быть ориентирована на "защиту прав спортсменов, а не серых кардиналов", а МОК является "устаревшей и непрозрачной организацией". Реакция на туманные и понятные только посвященным намеки Визера оказалась более чем бурной. Свыше 20 международных спортивных федераций и ассоциаций, которые составляют основу "СпортАккорда", заявили о выходе из этой организации или приостановке своего членства.
Среди несогласных с критикой МОК – такие титаны, как Международная федерация футбола, Международная федерация легкой атлетики, Международная федерация плавания, Ассоциации международных федераций летних и зимних олимпийских видов спорта, а также Международный паралимпийский комитет. Под этим валом осуждения "СпортАккорд" может просто исчезнуть как серьезный игрок с мировой спортивной сцены.
Для России обструкция, устроенная спортивным сообществом Визеру, не сулит ничего хорошего. Ведь мы уже связаны со "СпортАккордом" обещанием провести в нашей стране три подряд конвенции этой организации (хотя состоятся ли они вообще – большой вопрос). Кроме того, мы уже организовали вместе с Визером и Ко Всемирные игры боевых искусств, Сурдлимпийские игры и собираемся организовать в 2019-м Всемирные пляжные игры. Кроме того, у нас тесные связи с этим функционером по линии Международной федерации дзюдо, и мы крайне не заинтересованы в том, чтобы он превратился в маргинального персонажа.
Что стало причиной безнадежной войны, объявленной руководителем "СпортАккорда" Международному олимпийскому комитету, остается только гадать. Возможно, все дело в проекте Объединенных Всемирных игр. Визеру очень хотелось собрать под своим крылом все чемпионаты мира по олимпийским видам спорта, и он даже договорился о пробном подобном проекте в Европе. Но Томас Бах выступил категорически против создания подобного конкурента Олимпиадам. И даже, в качестве превентивной меры, отменил проведение исполкома МОК одновременно со "СпортАккордом" в Сочи. Не исключено, что атака Визера была местью президенту МОК.
– На мой взгляд, Визер превысил свои полномочия и переоценил собственные возможности, – считает бывший глава федерации легкой атлетики России Валентин Балахничев. – Нужно понимать, что сейчас в спортивном мире переизбыток спортивных организаций. Но МОК остается самой влиятельной из них. Не секрет, что МОК настороженно относится ко всем комплексным соревнованиям, кроме Олимпийских игр. Однако Томас Бах за год президентства абсолютно точно не заслужил в свой адрес столь громких упреков. Реакция ведущих международных федераций, которые тут же заявили о выходе из "СпортАккорда" понятна и ожидаема. Если Визер намерен сохранить свою организацию, то теперь ему в срочном порядке нужно выстраивать диалог со всеми.
Впрочем, пока глава "СпортАккорда", похоже, не собирается давать задний ход. И это заставляет задуматься о том, что его демарш в Сочи, возможно, не был просто эмоциональным выпадом обиженного в лучших чувствах мужчины. Ниша главного оппозиционера в мировом спортивном движении пустует уже много лет. Между тем, нельзя сказать, что среди международных федераций совсем нет недовольных, в том числе реформами, которые начал Томас Бах. И если реформы провалятся, это даст Визеру очень серьезные козыри. С другой стороны, ему сейчас предстоят несколько очень непростых лет.
Скандалы, подобные нынешнему сочинскому, случаются в тихой гавани МОК исключительно редко. Из последних можно вспомнить разве что полыхавшее в конце 1990-х коррупционное дело, связанное с выборами столицы зимней Олимпиады-2002. Кроме того, в 1980-х глава Международной федерации легкой атлетики Примо Небиоло из-за финансовых разногласий с МОК грозился провести олимпийский турнир только среди спортсменов до 23 лет. Но все это было еще при Хуане Антонио Самаранче, и успело покрыться изрядным слоем трясины. Сейчас уже Визер основательно встряхнул спортивное болото, подарив нам возможность наблюдать за увлекательным противостоянием на не самой яркой ниве спортивной политики.