Ключевым вопросом для обсуждения на исполкоме ОКР стала работа федераций в очень непростых текущих условиях, и развитие олимпийских видов спорта, в том числе на региональном уровне. По словам президента ОКР Станислава Позднякова любые успехи на крупных соревнованиях, безусловно, важны и приятны, но являются далеко не единственным показателем развития спорта в стране. Деятельность любой спортивной федерации, помимо подготовки спортсменов, должна включать и борьбу с допингом, о которой столько говорят, и юридическое сопровождение спортсменов, на отсутствие которого жалуются многие спортсмены, в том числе и звезды. А еще международное сотрудничество, долгосрочное планирование, маркетинг и многое другое, для чего тем же федерациям жизненно необходимы и средства, и кадры, и более эффективное взаимодействие с другими участниками спортивного сообщества.
Без этого, очевидно, мы так и будем говорить: «А вот в Норвегии на лыжах бегают с детского сада, в Голландии конькобежный спорт собирает стадионы, а нулевую терпимость к допингу прививают в детских спортивных школах...». К слову, о том, что спорт должен развиваться изнутри, на массовом, любительском, а не только на профессиональном уровне, у нас в стране неоднократно отмечалось на самом высоком уровне. Вот только для решения этих задач у федераций и в обычное время не хватает сил и ресурсов, что уж говорить про кризисные пандемийные условия, когда сокращается спонсорская поддержка и урезается финансирование.
Причем здесь ОКР?
По словам Станислава Позднякова, нынешнее заседание исполкома стало одним из самых эмоциональных и дискуссионных за все время его руководства. По итогам Олимпийский комитет предлагает взять на себя системообразующую работу по повышению качества работы общественных спортивных организаций. Для этого, как отметил глава ОКР, потребуются, в том числе единые правила и стандарты работы для всех.
— Мы предлагаем дать больше возможностей спортивным федерациям реализовать свои полномочия не только в части борьбы за медали, — рассказал глава ОКР Станислав Поздняков. — Это и антидопинговые мероприятия, и международная деятельность, и работа специалистов, связанных не с достижением спортивных результатов, а с развитием вида спорта в целом.
Для этого предлагается рассмотреть возможность формирования единой большой комплексной программы, где были бы распределены полномочия между государством и общественными организациями, которые могут привлекать внебюджетные источники финансирования. Разработку такой программы, а также мониторинг и контроль за ее соблюдением на общероссийском уровне и с учетом того, что общероссийские федерации по олимпийским видам спорта являются членами ОКР, мог бы взять на себя Олимпийский комитет, а на местном — олимпийские советы как его региональные представители.
Почему именно ОКР?
Для того, чтобы выполнить новые задачи, у ОКР, по словам его руководителя, есть все необходимое: структура, кадры, опыт — как управленческий, так практический, в части реализации программ подготовки к Олимпийским играм. При этом важно понимать, что предложенный механизм не потребует перераспределения полномочий между министерством спорта и Олимпийским комитетом. В частности, все вопросы, касающиеся спортивной подготовки, по-прежнему будут на контроле у государства, а функции по обеспечению выезда сборных команд на календарные соревнования и плановые сборы, а также их материально-техническое обеспечение останутся у Минспорта.
По такой комплексной программе, о которой рассказал журналистам и членам исполкома Станислав Поздняков, олимпийская команда России может готовиться уже к Парижу-2024.