Наталья МАРЬЯНЧИК
Отказ Жукова от борьбы за кресло президента ОКР не стал сюрпризом. О своем желании уйти из-за большой занятости в Госдуме Александр Дмитриевич заявлял еще год назад. Но тогда перед ОКР стоял супервызов: добиться участия нашей команды в Играх в Пхенчхане, несмотря на доклад Макларена и расследование Международного олимпийского комитета (МОК). С этой задачей, в целом, удалось справиться, хотя наши в итоге выступали в Корее без флага и в статусе "олимпийских атлетов из России". И вот теперь, когда кажется, что основная головная боль позади, Жуков подтвердил, что уходит.
Единственным претендентом на то, чтобы стать его преемником, пока является первый вице-президент ОКР Станислав Поздняков. Его выдвинули сразу две федерации – лыжных гонок и фехтования. Причем президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе, которая первой заявила о кандидатуре Позднякова, впоследствии почему-то дезавуировала выдвижение, заявив буквально "главное, чтобы все было для дела, а какая личность – не так важно". Заявки на борьбу за место президента можно подавать до 14 мая. Так что вполне вероятно, что у Позднякова еще появятся конкуренты. Хотя пока он выглядит в этой борьбе фаворитом.
ОКР ОГРАНИЧИВАЕТ ЗАКОН О СПОРТЕ
Жуков возглавил ОКР в 2010-м, сразу после провальной для нас Олимпиады в Ванкувере. Уже спустя четыре года последовал триумф в Сочи, который теперь официально подтвержден Спортивным арбитражным судом (CAS). Отобрать честно завоеванное первое место в командном зачете у нас теперь не сможет даже дисциплинарная комиссия МОК.
Впрочем, оценивать работу президента ОКР по спортивным результатам при нынешней системе не совсем правильно. Все ключевые вопросы – назначение тренеров, утверждение списков сборных команд, финансирование сборов – находятся в ведении Министерства спорта. Федерации по видам спорта, конечно, выдвигают свои предложения, но последнее слово остается за государством. ОКР же фактически превратился в структуру, которая раз в два года организует и направляет команды для участия в Олимпийских играх, а также турнирах вроде Юношеских олимпийских фестивалей.
Обвинять Жукова в подобном сужении функций ОКР, который в 1990-х был куда более могущественной организацией, не совсем верно. Такое положение дел диктует нынешний Закон о спорте. Жуков работал в существующих обстоятельствах, и мог ли он их изменить, используя свою должность в Госдуме – большой вопрос.
УХОД ЖУКОВА – ПРОБЛЕМА ДЛЯ КИТАЙЦЕВ
В такой ситуации, отношения с МОК становятся центральной задачей нашего национального олимпийского комитета. И здесь уход Жукова станет для нас большим ударом. Во-первых, Россия потеряет одно из трех своих мест в составе членов. Теперь представлять нашу страну в МОК будут только Шамиль Тарпищев и Елена Исинбаева, плюс Виталий Смирнов как почетный член. Жуков был избран по квоте от национальных олимпийских комитетов, и автоматически потеряет это место одновременно с уходом из ОКР.
Во-вторых, важно помнить, что Жуков в МОК не просто отбывал номер, а возглавлял Координационную комиссию по организации Игр-2022 в Пекине. Это огромный и очень ответственный пласт работы, который подразумевает постоянные консультации и выезды на место проведения будущих Игр. Тот факт, что этот пост был доверен именно Жукову, кстати, говорит о признании его заслуг. Но совмещать подобную деятельность не только с руководством собственным НОК, но и с работой в Госдуме крайне сложно.
Теперь МОК и организаторы китайских Игр-2022 оказались в очень непростой ситуации. Замена главы координационной комиссии за четыре года до старта Олимпиады – это ЧП. Тем более, что Жуков уже вынужден был прерывать эту работу 5 декабря, когда исполком МОК вынес решение о приостановлении его членства. Вернуться к своим обязанностям в МОК он смог только 28 февраля, и вот, спустя всего пару месяцев, уходит уже насовсем. Понятно, что о нормальном функционировании комиссии в такой чехарде речи нет. Между тем, сейчас идет чуть ли не самый ответственный период в плане подготовки к Играм, когда крайне важно все правильно спланировать и организовать.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ХОД ВЕРНУЛ НАМ ФЛАГ
Пожалуй, главным итогом восьмилетней работы Жукова стал день 28 февраля 2018 года. Тот самый момент, когда МОК вернул признание ОКР, даже несмотря на две положительные допинг-пробы наших спортсменов на Играх в Пхенчхане. Собственно, сейчас международные спортивные организации вообще никогда ничего нам не возвращают, а наоборот, всячески отбирают последние крохи. А в ситуации, когда мы сами откровенно сели в лужу, причем дважды, рассчитывать на положительный исход было крайне сложно.
Только представьте, что бы сделали, например, с нашими легкоатлетами в нейтральном статусе, если бы на последнем чемпионате мира хоть один из них попался бы на допинге? Или с паралимпийцами, которые выступали в Пхенчхане по специальному персональному допуску? Скорее всего, ИААФ и МПК соответственно забрали бы у нас право вообще появляться на международных соревнованиях, причем на много лет. А эти несчастные положительные допинг-пробы легли бы на страну несмываемым позором.
МОК назвал случайностью то, что действительно ей являлось, и не стал искать допинговую систему там, где ее точно не было. В результате, страна понесла минимальные издержки – мы лишились шанса пройти под своим флагом на церемонии закрытия Игр, но получили его уже через несколько дней. В этом идеальном дипломатическом финте велика была личная заслуга Жукова и его команды.