Мы в России начинаем забывать, как это – говорить о спорте в его привычном для мира значении: обсуждать и сравнивать результаты, технику прыжков или бросков, предвкушать дуэли на олимпийском стадионе. Вместо этого мы разбираемся в правилах перепроверки допинг-проб и тонкостях Кодекса ВАДА. Чемпионат России лишний раз продемонстрировал, что как вид спорта легкая атлетика в нашей стране уже мало кому интересна. Заставить людей забыть о бесконечной допинговой саге своим потрясающим возвращением в сектор смогла только Елена Исинбаева. И то – ненадолго.
Буквально через несколько часов после завершения турнира в Чебоксарах Международная федерация легкой атлетики (ИААФ) выпустила уникальный в своем роде документ – правила допуска на международные соревнования для российских спортсменов. Словно давая нам понять: сколько бы вы тут ни определяли чемпионов внутри страны, на главные старты поедут только те, кого отберем мы сами.
НОВЫЕ ПРАВИЛА ЯСНОСТИ НЕ ДОБАВИЛИ
Скорее всего, выпуск этих правил спровоцировал чемпион страны в метании молота Сергей Литвинов. Накануне он опубликовал открытое письмо к президенту ИААФ лорду Коэ, где попросил разъяснить, как "чистый" российский спортсмен может получить право выступать на международных стартах.
– Многие спортсмены и чиновники в нашей стране отрицают масштаб проблемы и разозлены тем, что выделили именно Россию, хотя подобные же вопросы возникают во многих странах мира, – написал Литвинов. – Я ничего не отрицаю, я согласен с вашими словами, сказанными на прошлой неделе: "российская система катастрофически подвела своих чистых атлетов". Это правда, что в России есть проблемы, и многие спортсмены не осознают их масштаба. Но в то же время я тоже зол, потому что я не могу ничего изменить. Несмотря на солидное давление, я принял для себя решение выступать "чистым", жертвуя результатом, а теперь я за это наказан.
Тон письма Литвинова – очень сдержанный и без апелляций к справедливости – резко разнится с воинствующей риторикой некоторых российских чиновников последних дней. И возможно, именно благодаря этому метатель получил ответ от ИААФ уже на следующий день. Другое дело, что особой ясности этот документ не внес.
На трех страницах международная федерация попыталась объяснить нашим спортсменам, кто из них потенциально может получить право выступать на международных соревнованиях. Из этого документа следует, что:
– каждый российский спортсмен должен подавать заявку в ИААФ самостоятельно, в произвольной форме на английском языке и как можно раньше до старта того турнира, в котором он рассчитывает принять участие;
– чем значимее желаемый турнир, тем больше доказательств и документов в пользу своей "чистоты" должен предоставить спортсмен;
– решение по допуску будет принимать специальная комиссия ИААФ. Учитывать она будет, в числе прочих, следующие факторы: работал ли спортсмен с тренерами, врачом или иными специалистами, замешанными в допинговых делах; проходил ли регулярное тестирование за границей, включая, но не ограничиваясь сборами и соревнованиями; сдавал ли пробы на биопаспорт и многое другое;
– решение комиссии ИААФ можно будет оспорить в Спортивном арбитражном суде (CAS).
Увы, никакой конкретики в новом документе от ИААФ нет. Сколько именно проб должно быть сдано за границей и за какой период? Спасет ли, например, экстренный переезд туда в ближайшее время?.. Фактически все отдано на откуп комиссии из трех человек, которые будут распоряжаться судьбами по своему усмотрению. Например, сейчас невозможно четко сказать, получат ли добро от комиссаров ИААФ на поездку в Рио, к примеру, Елена Исинбаева, Сергей Шубенков или тот же Сергей Литвинов. Но совершенно определенно речь идет не только о ближайшей Олимпиаде. Российская легкая атлетика получила на руки те правила, по которым она будет жить, скорее всего, ближайший год, до наступления следующего летнего сезона.
ТОМАШОВА ОТКАЗАЛАСЬ ОТ ПОЕЗДКИ В РИО
41-летняя бегунья на 1500 м Татьяна Томашова – человек, уникальный во всех отношениях, словно ходячее (и бегающее) подтверждение несовершенства современной антидопинговой системы. Двукратная чемпионка мира 2003 и 2005 годов, после Игр в Пекине Томашова отбыла почти трехлетнюю дисквалификацию за подмену проб. И при этом ей должно достаться олимпийское серебро Лондона-2012 – там она была четвертой, но золотого и серебряного призеров из Турции уличили в употреблении допинга.
А теперь Томашова формально может претендовать на участие в Олимпиаде в Рио! Точно так же, как прыгунья в длину Дарья Клишина, Татьяна постоянно живет в США и там же сдает внесоревновательные пробы. А значит, полностью соответствует требованию ИААФ о принадлежности к более эффективной, чем российская, иностранной антидопинговой системе. Впрочем, опытная Томашова, скорее всего, не воспользуется свалившимися на нее преференциями. Показав в квалификации чемпионата страны вполне приличные секунды (4.12,73), на финал она не вышла из-за травмы.
– У Тани прихватило спину, – рассказал "СЭ" личный тренер Томашовой Сергей Попов. – После квалификационного забега она ощутила боль, а с утра вообще не смогла разогнуться, ходит только боком.
– Вы всерьез рассчитывали, что в 41 год она отберется на Олимпийские игры?
– Мы мечтали об этом. Но когда в конце 2015 года нас отстранили от участия в международных соревнованиях, закрались сомнения. А потом и наша федерация приняла такие меры, что надежда пропала (Попов имеет в виду запрет ВФЛА на участие в Олимпиаде спортсменам, которые уже отбыли дисквалификацию. – Прим. "СЭ"). После этого Таня тренировалась, но уже по инерции, без особого рвения. Бегала, но сама не понимала, зачем.
– Но получается, как спортсменка, постоянно проживающая в США, Томашова сейчас может претендовать на исключение от ИААФ и поездку в Рио?
– Желания ехать в Рио только ради участия у нас нет. Возможно, это было бы интересно для молодой спортсменки. Но Таня хочет либо выступать достойно, либо не выступать вообще.
– Выходит, она заканчивает свою спортивную карьеру?
– Посмотрим, пока мы таких заявлений делать не будем. Она помогает мне тренировать, в частности, чемпионкой страны в стипль-чезе стала Екатерина Ивонина, с которой Таня много занималась. Мы с Катей даже ездили на сборы в США. Я был бы счастлив отправить ее в Рио, девочке это принесло бы массу пользы. Но, к сожалению, Ивонина не входит в пул ИААФ.
НИЖЕГОРОДОВ ПОДАЛ В CAS БЕЗ ОЛИМПИЙСКОГО НОРМАТИВА
Тема приближающихся судов – главное, о чем говорили на чемпионате России. После Олимпийского саммита и выхода новых критериев стало очевидно, что единственный шанс для наших легкоатлетов все-таки поехать в Рио – это опротестовать решение ИААФ об отстранении от Рио в суде. Видимо, уже в самые ближайшее время будет подан коллективный иск от всей олимпийской команды. А пока в CAS независимо от всех обратились ходоки – двукратный призер Олимпийских игр Денис Нижегородов и Светлана Васильева.
Интересно, что Нижегородов вообще-то пока не имеет олимпийского норматива и, следовательно, в любом случае не может выступить на Играх. По правилам ИААФ, для участия в Олимпиаде в Рио любой спортсмен, специализирующийся в спортивной ходьбе на 50 км, должен показать результат не хуже, чем 4:06.00, в период с 1 января 2015 по 11 июля 2016 года. Нижегородов не финишировал на официальных стартах аж с 2012 года.
– Денис собирается 25 июня выступить на чемпионате России и там выполнить норматив, – сказал адвокат Нижегородова Артем Пацев. – Дальше уже будем рассматривать вопрос, в зависимости от результата. Сейчас пока непонятна ситуация с коллективным иском российских легкоатлетов, и я не исключаю, что на нас будет оказано серьезное давление, чтобы мы свой иск в CAS забрали.
Как стало известно позже, из-за отсутствия международных судей участники чемпионата России по спортивной ходьбе будут лишены шанса выполнить олимпийские нормативы.