КАРАНТИН ИЛИ РИО?
Когда два года назад Крым стал официально частью России, отечественные спортивные чиновники приободрились: новая территория должна была дать командам новых лидеров. Впрочем, вскоре выяснилось, что все не так безоблачно. Во-первых, не все сильнейшие крымские спортсмены захотели становиться россиянами (например, чемпионка мира по художественной гимнастике из Симферополя Анна Ризатдинова вполне предсказуемо предпочла не пополнять и так перегруженный звездами состав российской команды под руководством Ирины Винер). Во-вторых, украинские федерации по видам спорта ставили всяческие препоны на пути крымчан, желающих сменить спортивное гражданство и представлять Россию. Собственно, непростой процесс переговоров по нескольким людям продолжается до сих пор.
Формально на представителей Крыма, получивших российский паспорт, распространяются универсальные правила смены гражданства Международного олимпийского комитета. В случае, если украинская сторона не подписывает согласия отпустить спортсмена, тому предстоит три года карантина от международных стартов, начиная с последнего выступления за сборную Украины. После истечения этого срока спортсмен может выступать за Россию, независимо от согласия украинцев.
Из всех видов спорта полюбовного согласия по вопросам крымчан, пожалуй, пока не удалось найти нигде. Где-то, как в легкой атлетике, вопрос удалось решить с помощью денег – за легкоатлетку Веру Ребрик, по некоторым данным, Федерация легкой атлетики Украины получила 150 тысяч долларов. Где-то, как в пулевой стрельбе, компромисс найти вообще не удалось.
Как бы там ни было, а велика вероятность, что в составе нашей олимпийской сборной не будет ни одного крымчанина. Самые реальные шансы на поездку в Рио пока имеет парусник Максим Оберемко. Но даже с учетом завоеванной им для России олимпийской лицензии, далеко не факт, что карантина все же удастся избежать.
КТО ИЗ КРЫМЧАН МОЖЕТ ОТОБРАТЬСЯ В РИО
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Сам факт поездки российской сборной в Рио-де-Жанейро пока под большим вопросом, но если санкции от международной федерации (ИААФ) все же будут сняты, то в составе нашей команды в Бразилию должна отправиться крымчанка Вера Ребрик. Экс-чемпионка Европы в метании копья уже выступала за Россию на чемпионате мира-2015, где не сумела пройти квалификацию. По иронии судьбы, после двух лет вынужденного простоя из-за непростой смены гражданства Ребрик успела посоревноваться буквально один сезон – и снова попала под карантин, на этот раз как российская спортсменка. Остальные крымчане, пополнившие нашу сборную – бегунья на длинные дистанции Валерия Мара и толкатель ядра Алексей Сокирский, претендентами на поездку в Рио на данный момент не являются.
ПАРУСНЫЙ СПОРТ
Единственный в истории спортсмен, представлявший Украину на всех пяти Олимпиадах, – Максим Оберемко, вместе со своей женой Ольгой Масливец (на ее счету четыре Олимпиады), получили разрешение от международной федерации выступать за российскую команду на чемпионатах мира. В классе "RS:X", где соревнуются спортсмены, у России всего две олимпийские лицензии – по одной для мужчин и женщин. Масливец уже не имеет даже теоретических шансов – в Рио точно поедет Стефания Елфутина, которая эту путевку заработала и выиграла у крымчанки все очные дуэли. А вот Оберемко в российской команде - на данный момент сильнейший. На чемпионате мира прошлым летом он был 26-м и завоевал олимпийскую лицензию. Правда, запретить ему поехать в Рио все еще может Олимпийский комитет Украины – три года обязательного карантина еще не прошли. Переговоры между странами по поводу Оберемко все еще идут.
ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА
Российская команда здесь уже завоевала 14 олимпийских лицензий, и теоретически как минимум одна из них должна была принадлежать чемпиону Игр-2008 в Пекине Артуру Айвазяну, который сменил крымскую прописку на российское гражданство. Однако украинская сторона не пошла на компромисс, и в итоге Айвазян вынужден выдержать трехлетний карантин, запрещающий выступать на всех международных стартах, включая Олимпийские игры. Аналогичный запрет распространяется и на еще пятерых крымских стрелков, которые были включены в сборную России, включая победителя юниорского первенства мира Сергея Каспера. Теперь все эти спортсмены, "заигранные" за Украину, могут выступать только внутри России. До истечения срока карантина остается еще год.
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА
16-летний Эмин Сефершаев стал первым крымчанином, кто одержал международную победу за Россию в олимпийских видах. В этом году в категории до 50 кг Сефершаев сначала стал чемпионом Европы среди юношей, а потом и вице-чемпионом мира. В 2013-м Сефершаев побеждал на юношеском первенстве мира еще за сборную Украины, и по праву считается сейчас самым талантливым борцом-легковесом на планете. О поездке в Рио для него речь пока не идет, но вот к Токио-2020 российская команда должна получить новую звезду родом из Крыма.
АРТУР АЙВАЗЯН:
"СО МНОЙ ПОСТУПИЛИ НЕСПРАВЕДЛИВО"
Один из самых титулованных спортсменов из Крыма, олимпийский чемпион Пекина-2008 в стрельбе из винтовки с 50 м Артур Айвазян в интервью "СЭ" объяснил, почему не поедет на Игры-2016 в Рио-де-Жанейро
– Артур, вы официально входите в состав сборной России, но давно уже нигде не выступаете. Почему?
– Дело в том, что после того как я с еще пятью ребятами принял российское гражданство, украинская сторона подала протест. А без согласия Украины я не имею права выступать на международных соревнованиях три года. Знаю, что Стрелковый союз России сделал все возможное, но украинская сторона вообще не пошла на контакт. Так что я по-прежнему тренируюсь, выезжаю на сборы, получаю боеприпасы, но выступать теперь имею право только на стартах внутри России. До завершения карантина остается еще год.
– Недавно вам исполнилось 43. Не жалеете, что вынуждены вот так просиживать, возможно, финальные годы своей спортивной карьеры, и Олимпиаду в Рио, которая стала бы в вашей карьере уже пятой, посмотрите по телевизору?
– Я ни о чем не жалею, но чувствую несправедливость. На Украине нас обвинили в неблагодарности: мол, мы вас вырастили как спортсменов, потратили на вас деньги, а вы вот решили уйти. Но по отношению ко мне это вообще неправда! Я родился и вырос в Армении, где в 1988 году начал заниматься в секции стрельбы. Потом попал в сборную СССР и поступил в институт во Львов. Львовский физкультурный вуз тогда считался престижным, взяли меня туда без экзаменов, как мастера спорта международного класса. А спустя два года распался Союз, к нам прямо в общежитие пришли люди и стали ставить штампы в паспорта – Украина, Украина... Мне было 18 лет, я, как и все вокруг, особо не вникал, что это значит.
– Как вы оказались в Крыму?
– В 1997 году меня пригласил выступать за Крым тренер Вадим Клименко. Я переехал в Симферополь, сменил прописку. Но честно скажу, особой поддержки со стороны Украины там не было, процентов на 90 мою подготовку к Олимпиаде в Пекине финансировали спонсоры, а не государство. Я вынужден был сам искать средства на дорогостоящую технику, заграничные сборы. А потом, выходит, второй раз в жизни оказался в ситуации, когда город, где я живу, стал частью другой страны.
– В российской сборной, видимо, ситуация с финансированием гораздо лучше, чем в украинской?
– Конечно. Прямо сейчас я не испытываю недостатка ни в чем, кроме международных выездов. В отличие от Украины, в российской команде мы обеспечены всем необходимым. Ведь стрельба – технический и дорогой вид спорта, без определенной поддержки тут невозможно выступать.
– Насколько реально для вас будет дотянуть до Олимпийских игр-2020 в Токио?
– В стрельбе подобное спортивное долголетие вполне допускается. Если удастся сохранить мотивацию и не будет проблем с подготовкой, я не вижу проблем. Во всяком случае, для себя я выступление в Токио-2020 совсем не исключаю.