Список стран, в которых пылают костры антидопинговый инквизиции, готовится пополнить Эфиопия – один из лидеров бега на средние и длинные дистанции. Западные СМИ пестрят информацией о том, что в ближайшее время будет объявлено о дисквалификации девяти эфиопских спортсменов, пять из которых являются звездами топ-уровня. Если участь допинговую безнадегу в еще одной большой африканской державе – Кении и дисквалификацию сборной России, то можно констатировать: расклад сил в мировой легкой атлетике перед Олимпиадой-2016 меняется кардинальным образом.
РАЗРУШЕННАЯ ЛЕГЕНДА
Не исключено, что неприятности, нависшие над сборной Эфиопии, связаны с положительным внесоревновательным допинг-тестом 25-летней шведской бегуньи эфиопского происхождения Абебы Арегави. Чемпионка мира-2013 в беге на 1500 метров давно живет в Стокгольме (где очень большая эфиопская диаспора) и получила шведский паспорт четыре года назад. Но до этого спортсменка долго выступала за сборную своей родины и наверняка знает о бывших соотечественниках много такого, что могло бы заинтересовать Всемирное антидопинговое агентство.
Эфиопия до сих пор претендовала на компактный кусок легкоатлетического пирога – в этой команде есть очень конкурентоспособные (и даже великие) бегуны на дистанциях от 800 метров до марафона. В данных дисциплинах эфиопы – одни из немногих, кто сегодня в состоянии оспорить гегемонию кенийцев. Больше того, именно представители этой страны в свое время стали первыми коренными африканцами, достигшими главных высот в мировом спорте. Победа босоногого Абебе Бикилы в марафоне на Играх-1960 в Риме – одна из самых ярких страниц в олимпийской истории.
Успехи бегунов из Восточной Африки последние десятилетия были символом торжества "природных данных" атлетов над хитрыми тренировочными методиками и фармакологией. Увы, одна из самых красивых легенд легкой атлетики рушится на наших глазах. Массовая поимка на допинге спортсменов из Эфиопии и Кении демонстрирует, что дело не только в уникальных возможностях организма и строения тела восточноафриканцев, но и в запрещенных препаратах, которыми не брезгуют "дети природы". Даже если основная масса уличенных окажется эмигрантами, давно перебравшимися в Европу, сути дела это не поменяет.
СТИМУЛИРУЮЩАЯ ЛЕПЕШКА
Великая эфиопская бегунья, двукратная олимпийская чемпионка Месерет Дефар, выросшая в трущобах Аддис-Абебы, как-то рассказывала мне о том, что узнала о существовании допинга только в тот момент, когда в первый раз выехала на соревнования за границу. "Объясните мне, наконец, что означает это слово?" – попросила она тогда своих тренеров, и была сильно удивлена тому, что услышала про допинг. Возможно, нынешнее поколение эфиопских спортсменов более развращено в этом смысле, но в любом случае доступ к современным медицинским препаратам никогда не был коньком африканцев.
В свое время звучало много объяснений, почему у эфиопских и кенийских мальчишек и девчонок шансов стать великими стайерами и марафонцами изначально больше, чем у европейцев или американцев. Самые распространенные версии – генетика и условия среднегорья, в которых представители перспективных народов (с точки зрения "длинного бега") живут на протяжении многих поколений.
Сами жители Эфиопии считают, что все дело в национальной кухне и в частности – в лепешках под названием "инжера", которые используют в качестве съедобных столовых приборов, и которые особенно богаты содержанием железа. Не знаю, раскладывал ли кто-то из антидопинговых специалистов эту самую инжеру на молекулы и тестировал ли ее на содержание запрещенных в спорте веществ. Но я ничуть не удивлюсь, если в ней обнаружится какая-нибудь криминальная с точки зрения допинга, но безобидная в бытовом отношении приправа.
КВОТА НА СКАНДАЛЫ
Разумеется, "стимулирующая лепешка" вовсе не исключает того, что эфиопы могли намеренно употреблять еще какие-то запрещенные препараты с целью улучшения своих результатов. И, коли так, их действительно нужно беспощадно ловить и наказывать. Кстати, если в результате допинговых разоблачений от эфиопского спорта отвернутся западные спонсоры, это станет настоящей трагедией для этой бедной страны – других источников финансирования бега там просто нет.
Напрягает другое – методичность, с которой сейчас одна за другой при помощи допинговых обвинений опрокидываются сильнейшие легкоатлетические школы, не относящиеся к "западному лагерю". Я не сторонник теории заговора, но отсутствие среди пострадавших от последних антидопинговых потуг настоящих звезд легкой атлетики из США, Великобритании, Франции или Германии начинает напрягать. Если допинг – общемировая проблема, не пора ли уже ввести квоты на скандалы? Например, по одному громкому разоблачению на одну страну в месяц. Так у нас, по крайней мере, есть шансы увидеть на Олимпиаде в Рио хоть какие-то представительные соревнования, а не матчевую встречу западных держав.