Исинбаева и Шубенков: еще одна рухнувшая надежда

Telegram Дзен
Российские чемпионы-легкоатлеты, отчаявшись найти справедливость в спортивном суде, обратились в гражданский суд Лозанны. Но крошечная надежда на то, что суд "заморозит" решение МОК и разрешит нашим спортсменам выступить на Олимпийских играх в Рио, рассеялась как дым.  
Исинбаева плакала, провожая олимпийцев

Владимир ИВАНОВ,
Наталья МАРЬЯНЧИК

СПОРТСМЕНЫ ТРЕБУЮТ ДОПУСКА К ИГРАМ,
А НЕ КОМПЕНСАЦИИ

Логично, что в Федеральный суд Лозанны обратились именно Елена Исинбаева и Сергей Шубенков. Лена стоит на пороге завершения карьеры, терять ей в любом случае нечего, а мириться с вопиющей несправедливостью очень обидно. Сергей, имея в кармане диплом юриста, как никто знает, что бороться за свои права в суде можно и нужно. Не получилось в суде спортивном, CAS, значит – надо идти в общегражданский. Наши чемпионы-легкоатлеты так громко кричали о творящемся беззаконии, что логично было перейти от слов к делу и попытаться доказать свою правоту на бумаге.

Тут стоит сделать важную поправку: обращаясь в суд Лозанны, Исинбаева и Шубенков оспаривают именно решение международной федерации (ИААФ) о собственном недопуске на Олимпийские игры. Ни о какой материальной компенсации там речи не идет. Чтобы попытаться отсудить у ИААФ деньги, нужно сначала доказать, что решение о пропуске спортсменами Олимпийских игр было ошибочным. Именно этим и займется Федеральный суд Лозанны. И только в случае успеха этого иска спортсмены смогут обратиться уже в другой гражданский суд, в Монако, по месту регистрации ИААФ, чтобы получить некое финансовое удовлетворение.

– Мы подавали иск в этот суд с надеждой о временном приостановлении решения о нашем недопуске на Игры, которое Спортивный арбитражный суд (CAS) вынес 21 июля, – пояснил "СЭ" Сергей Шубенков. – Надеялись, швейцарский суд "заморозит" все санкции до выяснения обстоятельств. А мы в это время успели бы выступить на Олимпийских играх. Но нас уже "побрили". В пятницу подали иск, прошли выходные – и сегодня получили отказ. Формулировка пока неизвестна. Вернее, она есть, но на французском языке. Наш юрист Морган уверяет, что она очень странная. К завтрашнему дню он должен перевести ее, и мы узнаем, что же там за мотивы. Если честно, я думал, что проблемы могут возникнуть на последующих этапах. Но не самом первом… Тем не менее, я продолжу бороться за какую-то справедливость в судах. Пусть с Рио уже все понятно, но мне принципиально важно, чтобы кто-то ответил за то, что "чистые" атлеты не поехали на Игры.

Сергей ШУБЕНКОВ. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
 
Сергей Шубенков: "Может, мне уже нет смысла тренироваться и можно завершать карьеру?"

ПРОЦЕСС НА ДОЛГИЕ ГОДЫ

Конечно, никто не думал, что обыкновенный гражданский суд примет решение о пользу россиян в течение нескольких дней. Но теоретически у суда была возможность в качестве обеспечительной меры временно приостановить решение CAS о тотальном бане всех российских легкоатлетов. Конечно, это не стало бы полным помилованием, и при таком раскладе был не исключен вариант, при котором спортсмены выступят, а потом решение все равно было бы принято не в их пользу. И большой вопрос, что хуже: с самого начала смотреть Олимпиаду по телевизору либо выступить, а потом столкнуться с аннулированием результатов и возвратом медалей. Но с юридической точки зрения суд мог спасти олимпийское выступление Исинбаевой и Шубенкова.

Это была та крошечная соломинка, на которую стоило надеяться. Увы, эта соломинка утонула, даже не отправившись в большое плавание. Наверное, суд еще будет рассматривать дело по существу. Но наши чемпионы теперь смогут получить в нем только моральное удовлетворение и после Олимпиады, которую они точно пропустят. Кстати, даже в случае неудачи в суде первой инстанции у Исинбаевой и Шубенкова будет возможность обжаловать приговор вплоть до Суда по правам человека. Но этот процесс может затянуться на годы.

Татьяна ЛЕБЕДЕВА, Сергей ШУБЕНКОВ, Юрий БОРЗАКОВСКИЙ и Елена ИСИНБАЕВА. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
 
Юрий Борзаковский: "Не понимаю, в чем вина Исинбаевой и Шубенкова"

САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ОЛИМПИЙСКОЙ ХАРТИИ
НАМ НЕ ГРОЗЯТ

У похода наших звезд в швейцарский гражданский суд есть и другие минусы. Так, статья 61 Олимпийской хартии гласит, что "все споры, возникающие по случаю или в связи с Олимпийскими играми, должны представляться исключительно в Спортивно-арбитражный суд в соответствии с Кодексом спортивного арбитража". В переводе с юридического языка это значит, что все спортивные споры должны оставаться в спортивных судах. По правилам, да и по неписаным законам этики, походы в обыкновенные гражданские суды в мире спорта не приветствуются. С этой точки зрения, шаг Исинбаевой и Шубенкова – это вызов, который они бросили спортивному миру.

Хорошо, что хотя бы дисквалификация за нарушение Олимпийской хартии нашим спортсменам не грозит. Ведь сначала они, в соответствии с правилами, обратились в CAS, и только получив там отказ, пошли дальше. Для спортивного арбитража подобные обжалования – стандартная практика. И Исинбаева и Шубенков – не первые спортсмены в мире, которые пытаются через гражданский суд призвать свою федерацию к справедливости.

В этом смысле прекрасно, что мы хотя бы тут следуем мировым тенденциям и используем легальные юридические механизмы, чтобы отстоять свою правоту. Как показали многочисленные решения накануне старта Игр в Рио, если знать, как и зачем ты судишься, то добиваться успеха вполне реально. Спасенные пловчиха Ефимова, велогонщица Забелинская и многие другие – тому пример. Вот только в легкой атлетике мы спохватились поздно, очень поздно. Тоненькая соломинка надежды, за которую цеплялись Исинбаева с Шубенковым, могла бы в итоге помочь им выплыть, если бы до старта олимпийского легкоатлетического турнира не оставалось всего четыре дня.