Олимпиада-2016 в Рио: быть или не быть?

Telegram Дзен

ЕСТЬ ТЕМА
Прецедент Денвера

 

Может ли МОК отобрать Олимпиаду-2016 у бразильцев, которые серьезно отстают от графика подготовки?

Александр РАТНЕР

Гром, как водится, грянул среди ясного неба. В прямом и переносном смысле. В середине апреля на популярном турецком курорте Анталья проходила международная конвенция "Спорт-Аккорд" – крупнейший форум, в котором по традиции принимают участие практически все реальные силы мирового спорта. Погода была отличной, настроение участников тоже. И тут…

Диссонансом с общей приподнято-праздничной атмосферой стало выступление президента Ассоциации международных федераций по летним олимпийским видам спорта (АСОИФ) итальянца Франческо Риччи-Битти. На ассамблее АСОИФ, проводившейся в рамках "СпортАккорда", он обрушился на организаторов предстоящих Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро с самой резкой критикой.

Характеризуя действия бразильских властей, Риччи-Битти, в частности, заявил, что они "задерживают, задерживают и задерживают строительство спортивных объектов", а это, в свою очередь, не позволяет международным федерациям планировать проведение тестовых соревнований и вообще ставит под сомнение возможность проведения Игр на высоком уровне. Мнение Риччи-Битти тут же поддержали представители 18 других международных федераций, и разразился скандал.

Дров в огонь подбросил мэр Рио Эдуардо Паеш. Который сказал, что, мол, все у организаторов Игр идет по плану, а если что не так, то виноваты в этом сами международные федерации с их постоянно возрастающими требованиями, о которых раньше речь не шла и которые ведут к бессмысленной с точки зрения олимпийского наследия трате денег. В качестве примера мэр привел просьбу Международной федерации тенниса, которую как раз и возглавляет Франческо Риччи-Битти, – увеличить вместимость главного теннисного корта с 10 тысяч мест до 20 тысяч.

Тут в дело вмешался Международный олимпийский комитет. Первым к дискуссии подключился вице-президент МОК австралиец Джон Коутс, который входит в состав Координационной комиссии "Рио-2016". Он заявил, что подготовка к этим Играм "худшая из того, что ему доводилась видеть". Даже хаос перед Играми 2004 года в Афинах или проблемы с окружающей средой, которые угрожали Играм 2008 года в Пекине, по словам Коутса, воспринимались гораздо легче, чем то, что происходит в Бразилии.

Потом к обмену мнениями подключился генеральный директор МОК по Олимпийским играм Жильбер Фелли. Спустя несколько дней после завершения "СпортАккорда", выступая в Лозанне перед участниками семинара в Центре научных исследований, он признал, что создание необходимой спортивной инфраструктуры, особенно в зоне Деодоро, где должны быть пройти соревнования по восьми олимпийским и трем паралимпийским видам спорта, отстает от графика на два года. И добавил: решение "облагородить" бедный район Деодоро принималось бразильскими властями, а потому именно они должны сделать все возможное, чтобы исправить ситуацию.

Пожалуй, именно в этот момент (особенно на фоне проблем, с которыми сталкивается подготовка к чемпионату мира по футболу) у искателей сенсаций зародились сомнения в том, что Игры в Рио-де-Жанейро вообще состоятся. И британская пресса, ссылаясь на анонимные источники, начала писать о возможности их переноса в Лондон или в одну из других мировых столиц, включая Москву.

Будем откровенны: это невозможно. Ни при каких условиях. Игры XXXI Олимпиады 2016 года пройдут в Рио-де-Жанейро, и МОК сделает для этого все, что необходимо.

Уже принят ряд решений, направленных на стабилизацию обстановки. В частности, МОК изъявил готовность разделить с организаторами ответственность за реализацию ряда проектов, нанять за свой счет бразильского специалиста по строительству, а также создать некий управленческий орган, куда войдут высокопоставленные представители МОК, бразильского правительства и всех ключевых партнеров проекта для ежедневного мониторинга процесса подготовки к Играм. Кроме того, Жильберу Фелли предписано куда чаще, чем прежде, посещать Рио.

Бразильское правительство тоже сделало символический шаг навстречу и выделило 24,1 миллиарда реалов (10,8 миллиарда долларов США) на создание "инфраструктурного наследия", подчеркнув, правда, что эти средства не имеют ничего общего с непосредственными расходами на проведение Олимпийских игр.

Если же сложить все вместе, то бюджет Игр может составить 36,7 миллиарда реалов (16,4 миллиарда долларов). Много это или мало, судить не берусь. Но готов предположить, что, скорее всего, в какой-то момент деньги закончатся, потребуется изыскивать дополнительное финансирование и пожар вспыхнет с новой силой.

Тут, наверное, самое время задать вопрос: кому это выгодно? Вернее, зачем простую историю раздули до вселенского масштаба? Ответ, как ни парадоксально, на мой взгляд, прост. В этом заинтересованы все. Или почти все.

Требования международных федераций к спортивным объектам и условиям проведения соревнований и впрямь постоянно растут, что оказывает серьезное давление на организаторов Игр. Те, в свою очередь, апеллируют к МОК. Ну а МОК, естественно, нуждается в качественной подготовке и проведении Игр, а потому всякие его действия, способствующие достижению намеченной цели, должны вызывать положительное восприятие общественности.

Конечно, за всем этим стоят деньги. Большие деньги. Но тем не менее расходы несопоставимы с доходами. Несколько дней назад, например, МОК продал американской компании NBCU права на трансляцию Олимпийских игр на территорию США с 2021 по 2032 год за 7,65 миллиарда долларов. То есть на дворе только 2014 год, а огромные деньги уже сейчас гарантированы на 18 лет вперед.

Понятное дело, всем хочется отщипнуть, сколько получится, от пирога. Ну а МОК разве может рисковать подобными доходами? Не потому ли президент МОК Томас Бах не сделал пока ни одного критического замечания в адрес организаторов Игр 2016 года?

Есть и более прозаичный, эмоциональный момент. Пару дней назад его высказал бывший президент Оргкомитета Игр 2012 года в Лондоне Себастьян Коу, возглавляющий ныне Британскую олимпийскую ассоциацию. "Два года до Игр – один из самых трудных периодов для любого оргкомитета, – сказал Коу. – Зимние игры уже прошли, и ты становишься следующим в очереди. Все взоры устремлены на тебя, общественность и пресса следят буквально за каждым твоим недочетом".

К сказанному можно добавить, что с тех пор, как в 2009 году Рио получил право на проведение Игр, в стране сменился президент, а в городе мэр. Плюс к этому оргкомитет покинули ряд ключевых сотрудников. Поэтому нельзя исключить, что все идет к отставке президента оргкомитета и НОК Бразилии 72-летнего Карлоша Нузмана. Мавр, как говорится, свое дело сделал. К тому же два года назад он из-за возрастного лимита выбыл из рядов МОК. В данной ситуации многие ошибки можно списать на ветерана, а "свежая кровь" позволит выправить ситуацию.

И в завершение еще одно мнение. Оно принадлежит президенту Европейских олимпийских комитетов и члену исполкома МОК Патрику Хикки, которого спросили: "Прошел слух, будто МОК подыскивает другой город на гипотетический случай, если Бразилия не сможет организовать Игры. Говорят о некоем плане "Б", и в качестве вариантов замены называют Лондон и Москву. А что происходит в реальности?"

"Никакого плана "Б" с другим городом не существует, – ответил Хикки. – Это точно. Слухи не имеют под собой никакой почвы. Бразильцы сильно отстают. Но МОК предпринял ряд мер, направленных на улучшение ситуации. Наш план "Б" состоит в том, чтобы осуществлять помощь бразильцам всеми возможными силами и ликвидировать отставание в подготовке к Играм. И я уверен, что все будет готово к нужному дню. Не будем забывать эпизод с Панамериканскими играми 2007 года. В Бразилии подготовка к ним шла хаотично и вызывала большие опасения. Но, в конце концов, это были одни из лучших Панамериканских игр в истории".

В общем, можно предположить, что хаотичность в подготовке к крупным мероприятиям, которая у всех, кроме бразильцев, вызывает озабоченность, – это нормальное явление для страны. Приближающийся чемпионат мира по футболу как бы подтверждает подобный вывод. Остается надеяться, что успешное проведение мероприятий – это тоже бразильская традиция.

КТО ЧТО СКАЗАЛ

 

"У МОК НЕТ ЗАПАСНОГО ПЛАНА"

Джон КОУТС, вице-президент МОК:

– Подготовка к Играм-2016 – худшая из тех, которые мне доводилось видеть. Она даже хуже той, что была в Афинах. Бразильцы не готовы по очень многим аспектам. Строительство на некоторых площадках еще не началось, сроки возведения инфраструктуры постоянно переносятся. Еще одним поводом для беспокойства является качество воды. В городе также есть социальные проблемы, которые необходимо решить. МОК создал рабочую группу, чтобы ускорить подготовку, но ситуация критическая. Мы даже подключили дополнительные ресурсы, что для нас беспрецедентно. Но у нас нет никакого плана "Б". Поэтому мы собираемся в Рио.

Газета London Evening Standard:

"К Лондону обратились с секретным запросом о возможности принять у себя Олимпийские игры-2016, потому что Бразилия очень сильно отстает в подготовке. Неофициальное обращение было сделано олимпийскими боссами, чтобы выяснить, достаточное ли количество объектов лондонских Игр-2012 может быть возвращено в эксплуатацию. Разруха в Рио вызывает у МОК быстро растущую панику. В сопоставимой стадии планирования к Играм-2004 Афины подготовили инфраструктуру на 40 процентов. Лондон был готов на 60 процентов. Бразилия же – только на 10, и у нее осталось всего два года. Очевидно, что МОК подумывает вернуться в Лондон. Это очень маловероятно, но сделать это было бы вполне логично".

Марк АДАМС, директор по коммуникациям МОК:

– В публикациях London Evening Standard нет ни капли правды. Эти утверждения лишены оснований и полностью невозможны. Рассуждения о возможности переноса Игр-2016 в Лондон или Москву – чистая фантазия.

Павел КОЛОБКОВ, заместитель министра спорта РФ, олимпийский чемпион:

– Думаю, что перенос олимпийской столицы – это из ряда вон выходящий случай и такое просто нереально. Все новости, которые обсуждаются в последние дни, – хороший звонок для Рио. После него Бразилия наверняка всколыхнется, и темпы строительства значительно возрастут. Очень надеюсь, что все закончится хеппи-эндом и для Рио, и для МОК.

– Если все-таки пофантазировать: перенос в какой город был бы выгоден России в плане удобства и акклиматизации?

– Для профессионального спортсмена нет разницы, где соревноваться, если правильно выстроить подготовку. А вот в Южной Америке, кстати, Олимпийские игры еще не проводились. Очень хочется, чтобы эта красивейшая страна со своим колоритом все-таки приняла главный праздник 2016 года. (Владимир ИВАНОВ)

Луис ФЕРНАНДЕC, исполнительный секретарь министерства спорта Бразилии:

– Соревнования организует МОК, и нет никаких шансов, что место проведения Олимпийских игр-2016 изменится. В МОК заявили, что все рассуждения о переносе являются необоснованными. Это просто часть шума в прессе, который связан с Олимпиадой. Я был в Лондоне за два года до Игр и могу сказать, что он не был готов на 70 процентов. Многое было доделано в последний момент. Так и должно быть, потому что это временные сооружения и они возводятся как раз к событию. В случае Бразилии в олимпийском парке Барра все идет своим чередом. Были задержки в комплексе Деодоро, но работы там не так много – некоторые конструкции возводились еще к Панамериканским играм-2007. Я бы не сказал, что есть серьезные причины для беспокойства.