В преддверии биатлонных стартов известный тренер Александр Куракин, долгое время работавший с нашими молодыми биатлонистами, вспоминает, какими были нынешние лидеры сборной России на заре своей карьеры
ШИПУЛИН И БУДЕННОВКА
- Шипулин обращал на себя внимание даже не в юниорах, а еще в юношах. В том возрасте, когда спортсмены - по сути еще дети, 18-19 лет. Но он и тогда был очень неординарным и не подходил под какие-то стандарты. Приехал однажды в шапке-буденновке, как у красноармейцев. Настоящей, со значком-звездой! Именно тогда я впервые его заметил. Казалось бы, ну кто еще до такого додумался бы? Но эта необычная шапка, мне кажется, уже тогда выдавала в нем самостоятельную личность. Если Женя Устюгов всегда был более, скажем так, приземленным, то у Шипулина было свое видение. И этот мальчик уже тогда был заряжен на результат. Парень с таким характером обязан был себя проявить. Так и получилось.
За Шипулина я больше всего переживал, когда он решил поменять регион. Даже обсуждал это с его сестрой Анастасией Кузьминой. Он же воспитанник Тюменского региона. Но там его не удержали, посчитав, что у них таких, как Шипулин, - десятки. Потом, знаю, кусали локти. Я был против этого перехода, не хотел, чтобы парня отрывали от родителей. Переезд - это всегда сложно. Я видел, столько потерянных при таких обстоятельствах ребят! Но Шипулин прошел через все трудности, что тоже лишний раз говорит о его характере.
УСТЮГОВ И УВЕРЕННОСТЬ
- На одном из чемпионатов, году в 2006-м, Женя Устюгов в первой гонке занял четвертое место - промазал в спринте последним выстрелом. Он тогда был лидером юниорской команды. Вечером на собрании разбирали ошибки, и он, юниор, с потрясающей уверенностью встал и сказал: тренер, ну что вы переживаете? Завтра будет гонка преследования, и я все равно ее выиграю. Что он и сделал.
Как тренера-практика меня всегда подкупало в Устюгове то, насколько он доверял специалистам, с которыми работал. Например, во время пристрелки большинство спортсменов всегда хотели подлезть в трубу, посмотреть на мишень, чтобы самим в чем-то убедиться. Женя никогда так не делал. Сколько выстрелов скажешь - столько и выполнит. Он никогда не сомневался, не метался. Уважал субординацию между тренером и спортсменом. При том что я не был тем специалистом, с которым он работал постоянно.
Однажды мы выезжали в Финляндию, и оказалось, что Устюгову выдали чужую винтовку. А ведь в разрешении на вывоз оружия указан номер, так что его остановили бы на любой таможне. В результате Женя взял свой приклад, а ствол мы ему нашли на месте с помощью работавшего там Анатолия Хованцева. И даже в такой нервной ситуации Устюгов не растерялся. Он долго зарабатывал себе право быть под солнцем и не собирался позволять обстоятельствам себе мешать. В плане психологии этот парень всегда был очень устойчивым.
Устюгов - на мой взгляд, это пример настоящего русского характера. Человечный, добрый, порядочный. Так было с самого начала. Если с кем-то его в этом плане сравнивать, можно назвать Александра Тихонова, Николая Круглова-старшего и Анатолия Алябьева. Все это мужики с характером из моего поколения!
В этом сезоне я вместе с первой мужской командой был на сборе в Алдане. Еще раз убедился: Женя - очень принципиальный парень. И как настоящий капитан, он борется не за себя, а за команду.
Плюс Устюгова всегда отличали определенные человеческие качества. Естественно, у него были предложения поменять регион. Но Женя в этом плане однолюб и родному Красноярску не изменяет.
МАЛЫШКО И ПРЕОДОЛЕНИЕ
- Малышко попал ко мне в молодежную команду по рекомендации питерских тренеров Александра Ушакова и Дмитрия Кучерова. Как вы знаете, в свое время он уходил из спорта работать в банк, об этом много писали. При отсутствии результатов ему было сложно пробиться. К тому же многие думали, что у него не хватит сил и резервов организма для выхода на высший уровень.
Ушаков и Кучеров сказали мне: у нас есть очень сильный парень. Возьми его в команду авансом, не ошибешься. Сработали на доверии, положились на чутье. Но Малышко своим трудом доказал, что мы в нем не ошиблись. Уже на первом после прихода в команду летнем первенстве страны он показал очень приличные результаты, конкурируя со спортсменами из основного состава сборной.
Запомнилось, что в то время Дима был этаким молчуном. Есть задание - он выполнит спокойно, и никогда не устраивал дебаты. При этом он совершенно не воспринимал несправедливость.
ЗАЙЦЕВА И КЛАН ПРОФЕССИОНАЛОВ
- Ольга Зайцева всегда была девочкой с волевым характером, которая может и потерпеть. Это самое главное. Когда становится тяжело, многие спортсмены начинают скисать. Но Оля будет бороться до конца.
Хотя ее путь до первой олимпийской медали занял чуть не 8 лет, Ольга всегда хотела туда, на вершину. Был период, когда она ездила со сборной, но на средства московского региона. Естественно, резерву что-то доставалось не в первую, а во вторую очередь. Например, массаж. Тогда приходилось ее даже успокаивать: дескать, погоди! Дорастешь до их уровня, и у тебя тоже все будет. Дело в том, что у девчонок, в отличие от парней, в команде обычно нет иерархии, там всегда равноправие. Молодая Зайка тоже не тушевалась - она вообще девчонка боевитая, в обиду себя никогда не давала.
Не ориентируйтесь только на то, как Ольга ведет себя на публике. На самом деле она хохотушка. С тем, кого хорошо знает, легко может и пошутить. Она не замкнутая. Зайка - нормальный человек!
Что касается историй, сразу на ум приходит ее семья. Папа Зайцевой - военный. Человек въедливый и дотошный. Один из ее первых тренеров - Александр Иванович Суслов рассказывал мне историю. Оля тогда была еще юниоркой и находилась в самом начале пути. Однажды они ехали из Домодедова на электричке, и отец буквально засыпал тренера вопросами, иногда буквально ставя его в тупик. Суслов потом даже смеялся, что был весь мокрый от такого допроса.
Так что там самая настоящая семья биатлонных профессионалов! И за свою любимицу, младшенькую, они всегда стояли горой, создавая Ольге все условия.