Александр Горшков: "Стать первыми чемпионами было нашей целью"

Telegram Дзен

ЕСТЬ ТЕМА. 21 ШАГ ДО СОЧИ. ИНСБРУК-1976
Референдум против Игр, дебют танцев на льду, допинг в сборной СССР
Валерий Муратов: "До бронзы добежал на отпаявшемся лезвии"

Инсбрук-1976 вспоминают первый олимпийский чемпион в танцах на льду, ныне – президент Федерации фигурного катания России

– Конечно, мы очень ждали те Игры, на которых танцы наконец включили в олимпийскую программу, – рассказывает 67-летний Горшков, вместе с партнершей Людмилой Пахомовой вошедший в историю фигурного катания. – Несмотря на весь наш спортивный опыт, мы только приблизительно представляли себе, что такое Олимпиада. Ведь до этого бывали на Играх всего один раз – когда нас на несколько дней пригласили в Гренобль-1968 для демонстрации нашего вида исполкому МОК.

Тем не менее мы понимали: Игры – это нечто совершенно невероятное! И атмосфера чего-то нового, еще неизведанного, добавляла нам энтузиазма. Мы безумно хотели выиграть! Стать первыми в истории танцев на льду олимпийскими чемпионами было нашей основной целью. И мы ее достигли – именно поэтому после Инсбрука завершили карьеру, посчитав, что все свои задачи в спорте уже выполнили. Если бы танцы включили в олимпийскую программу раньше, мы вполне могли пройти и две Олимпиады. Но ждать еще 4 года, честно говоря, не хотели. К тому моменту мы провели в сборной больше 10 лет, были 6-кратными чемпионами мира... Наступил момент, когда нужно было думать о другом.

– Предолимпийский чемпионат мира-1975 вам пришлось пропустить из-за последствий болезни и операции на легких. Хотя выступить там вы надеялись до последнего и ради этого совершили чудо, восстановившись в кратчайший срок. Это было важно со стратегической точки зрения?

– Прежде всего я стремился доказать самому себе, что я все тот же, что все нормально, что я по-прежнему в обойме. В такие моменты это важно. Ну и пресечь все разговоры, доказать, что многие поспешили списать нас со счетов, – тоже, конечно, хотелось.

Если бы тот чемпионат проходил в обычных условиях, нам бы, вероятно, удалось там выступить. Но это был Колорадо-Спрингс – высота более 2000 метров. Мы с Людой уже выступали там в 1969 году и прекрасно знали, что это такое. Тогда на выходе со льда дежурили медсестры с кислородными подушками. И я сам видел, как кто-то из спортсменов после проката упал в обморок.

Приехать на чемпионат мира заранее и акклиматизироваться, как сделала вся команда, из-за сжатого графика мы не могли (операцию Горшкову сделали за полтора месяца до ЧМ. – Прим. Е.К.). За день до соревнований попробовали себя на тренировочном катке недалеко от Колорадо-Спрингс, где тренировались одни. Я прокатал половину произвольного танца и понял, что при всем моем стремлении доказать себе и другим, что я полон сил, ехать дальше уже не могу – не хватало воздуха.

В общем-то не будь этой истории с болезнью и неучастием в предолимпийском чемпионате мира, вопросов по раскладам на Игры не было бы. Неудобно так говорить о себе, конечно, но наш авторитет как многократных чемпионов мира и Европы был достаточно высок. Понятно, что победы и медали просто так никто не дает, но была уверенность: если мы сделаем все, что нужно, бороться с кем-то ноздря в ноздрю нам не придется.

С другой стороны, нам хотелось не просто выиграть, а оставить след в фигурном катании. Показать чистое и очень яркое выступление. К счастью, в олимпийском сезоне нам очень повезло с программами. К оригинальному танцу мы готовились особенно. Румба – это в общем-то наш стиль. Поэтому вместе с тренером Еленой Чайковской мы постарались подготовить максимально интересный танец. Даже пригласили на тренировки известную кубинскую балерину Лойлу Араух – она была замужем за хореографом Азарием Плисецким и оказала нам существенную помощь, дала много ценных замечаний по характеру и стилю.

Однако особенно нам удался произвольный танец – яркий, сложный, интересный, необычный. Это была лучшая программа нашего дуэта за все годы выступлений!

Выбор музыки – это всегда большая головная боль! К тому же существует еще такой момент: повезет не повезет. Поэтому весной мы всегда прослушивали километры пленок. Самый лучший тест: если слушаешь музыку и тебя пробирает до мурашек – значит, это то, что нужно. Плюс надо, чтобы так же отреагировала и тренер, ведь именно ей потом ставить танец.

Удача с произвольным танцем в олимпийском сезоне – это заслуга нашего тренера Елены Чайковской. А мы, как говорится, чем могли, помогли – и все исполнили.