СОЧИ-2014
"СЭ" попытался разобраться, почему сборная России в четвертьфинале Олимпиады проиграла финнам
Выделить пять причин провального выступления российской сборной в целом на Олимпиаде – задача слишком объемная. Какой наверняка будет папка Зинэтулы Билялетдинова при отчете на исполкоме ФХР. А вот один конкретный матч – это отдельная жизнь. Так почему сборная Финляндии оказалась сильнее россиян?
ВЫБОР ВРАТАРЯ
После первых четырех игр россиян на олимпийском турнире превалировало мнение, что наши вратари – Варламов и Бобровский – в целом равны. Но все-таки на долю лучшего голкипера НХЛ прошлого сезона выпали более ответственные матчи: дуэль с другим фаворитом группы США и первая игра на выбывание с Норвегией. Смотрелся он в них более чем уверенно. Думается, шансы выйти в основе были 55 на 45 в пользу игрока "Коламбуса", но можно допустить, что тренерский штаб не рискнул поставить Бобровского на вторую игру за два дня. И прогадал.
Ведь для сборной России все начиналось удачно. Момент Тарасенко, заброшенная шайба Ковальчука, да и сам Варламов надежно провел меньшинство в самом дебюте. Но позволил финнам отыграться почти сразу, пропустив под мышкой шайбу после броска Аалтонена. Быстрый ответ позволил сопернику прийти в себя, и больше поводов для радости у переполненных трибун не было. А сам Варламов еще дважды выгребал шайбу из сетки и на 27-й минуте уступил место Бобровскому. На беду Билялетдинова тот сделал несколько суперспасений, еще более поставив под сомнение верность первоначального решения наставника.
ОШИБКИ ЗАЩИТНИКОВ
Правда, вину Варламова будем считать относительно косвенной. Прежде всего, порвалось там, где тонко: сколько твердили о несоответствии уровня наших игроков обороны решению задач самого высокого уровня, и, к сожалению, все оказалось правдой. В матчах, где цена ошибки очень высока, нельзя позволять себя обыгрывать один в один, как Никитин в эпизоде с первой шайбой. Нельзя уступать ни пяди пространства на пятачке, как Тютин при третьем взятии ворот. А Войнову решающий гол наверняка еще долго будет сниться в кошмарах. Какое затмение нашло на обладателя Кубка Стэнли, когда он начал нелепо тянуться к шайбе и не перегородил борт рвущемуся из-за спины Гранлунду, вряд ли объяснит и сам челябинец.
ВЕСТЕРЛУНД ВЫИГРАЛ ДУЭЛЬ
Вернемся к удачному началу с шайбой Ковальчука. Казалось, идеальнее сценария для домашнего матча не придумать, но вспомните: в те несколько минут, что разделили первый и ответный гол, инициатива полностью перешла к финнам. И начинаешь верить: отойти назад было скорее установкой. Ведь это именно соперник должен был выглядеть обескураженным, а за нами еще и ревущий стадион. Опять перестраховываемся?
В дальнейшем, как известно, сборная Суоми вышла вперед и устроить погоню хозяевам льда не позволила. Даже в меньшинстве Вестерлунд успевал менять четверки по несколько раз при каждом удобном случае, так и не позволив развернуться нашей могучей атаке. В равных составах финны тоже были готовы ко всем ходам соперника, которые оказались читаемы.
Но больше всего поразила концовка, когда за счет грамотных действий противника россиянам приходилось начинать атаки длинным пасом, если, конечно, такой термин применим к четырем пробросам подряд.
РАСК
Еще раз подчеркну, что мы ведем речь про один конкретный матч и при всей вырисовывающейся нынче закономерности общего итога он мог сложиться по-другому. Может, хоккейные боги действительно существуют, и именно поэтому Анисимов при счете 1:1 не забил без сопротивления с двух метров, а 43-летний Селянне в схожем моменте катнул шайбу между щитков Варламова. Или Аалтонен находит дырку под мышкой Варли, а после броска Овечкина в пустой вроде бы угол при счете 1:3 шайба предательски застревает в свитере вратаря...
Но я не к тому, что поражение стоит списать на невезение. Скорее, имя у нашего невезения – Туукка Раск. Не выручив команду во встрече с канадцами в группе, голкипер "Бостона" выдал блестящий хоккей, когда это было надо. Его 36 "спасений" лучшее подтверждение тому, что в большинстве предолимпийских рейтингов вратарей он занимал первую строчку.
РОССИЙСКИЙ ЗВЕЗДОПАД
"Вы располагали суперзведным нападением, но в пяти матчах забросили лишь 12 шайб. Как такое возможно?" – именно с такого вопроса иностранного журналиста Билялетдинову началась послематчевая пресс-конференция.
Мы тоже были зачарованы энхаэловским блеском Овечкина и Малкина и до последнего ждали, что наши главные звезды проснутся в решающий момент. Да, их могли неправильно использовать, сочетания, скорее всего, были не те. Но ведь они же игроки с приставкой "супер", хоккеисты с обложки. Страна вправе требовать результата именно от них.
Никто не объяснит какой-нибудь домохозяйке, смотрящей хоккей в лучшем случае раз в год, что Малкина и Овечкина не надо было ставить вместе. Она знает в команде только две фамилии. На выходе мы получили по нулю баллов за результативность за четыре игры подряд. Я уже не говорю про тех, кто смотрел игру с валидолом. Они продолжат нести свой тяжкий крест переживаний и дальше, ища для себя сотни причин, почему бомбардиры из НХЛ взяли обет молчания в Сочи и, наверное, даже найдут.