В четверг будет разыгран последний комплект наград в санях – 12 сборных сразятся в дебютной для Олимпиад эстафетной гонке. Однако битва за медали в этой дисциплине началась задолго до старта и под конец приобрела скандальный оттенок.
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
из Красной Поляны
"Удивляет, что едем красиво и ровно, а немецкие спортсменки, можно сказать, безобразно, но все равно выигрывают", – сокрушалась после финиша в женских одиночных заездах Татьяна Иванова.
Конечно, ее устами глаголила обида. На свежую голову, а не сразу после заезда, российская саночница вряд ли бы сказала то же самое. Потому что подобные слова едва ли могут сделать кому-то честь. И, наверное, все это можно было бы списать на досаду от седьмого места на домашней Олимпиаде, если бы так же, как Иванова, не думали и многие другие наши саночники.
Пусть и в более корректных выражениях, но клонят россияне всегда к одному: у немцев слишком хорошие сани, чтобы бороться с ними на равных. Да и вообще, что-то у них там нечисто...
В одной из телепередач, приуроченных к старту Олимпиады, лидер сборной России Альберт Демченко говорил буквально следующее: трехкратному олимпийскому чемпиону немцу Георгу Хаклю после завершения карьеры "нужно было найти достойное тело", чтобы посадить его в свои сани и продолжить выигрывать. И вот, мол, таким "телом" стал атлетичный Феликс Лох – сын главного тренера сборной Германии Норберта Лоха.
После победы в мужских соревнованиях я спросил у Лоха-младшего, как он относится к тому, что его успехи чаще всего объясняют не мастерством человека, а безупречностью металла.
– Разумеется, Хакль провел большую работу, – ответил чемпион. – Перед Играми мы много времени провели в мастерской. Сложно подсчитать, сколько процентов моего успеха принадлежит конструктору, а сколько – мне, да и не нужно это. Наши победы – общее достижение.
Примерно в том же ключе о феноменальных успехах своей команды высказался и Норберт Лох.
– Все просто, мы – одна большая и дружная команда, в которой каждый знает свое место, – сказал он через час после триумфа Натали Гайзенбергер в женских санях. – У нас прекрасные тренеры, опытные администраторы, лучшие в мире сани и, что самое важное, великолепные атлеты.
Впрочем, насколько резко трактуют результаты соперников наши спортсмены и тренеры, настолько же не договаривают и сами немцы. Их внешний идеализм, конечно, подкупает, но в действительности не все так просто.
В эстафете в четверг немцы также считаются главными фаворитами, однако один факт их сильно беспокоит. Терзаться понапрасну немцы не любят, поэтому решили действовать. Впрочем, обо всем по порядку.
В гонке, которая дебютирует в олимпийской программе, примут участие 12 сильнейших сборных. Проходить эстафета будет так: сначала стартует женщина, затем мужчина, а завершает командный заезд мужская двойка. На финише участник эстафеты должен дотронуться до тачпэда, который открывает ворота на старте для его партнера по команде. Гонка состоит только из одной попытки, что изначально не слишком выгодно для сборной Германии, которая в случае единичной осечки обычно добирает свое в оставшихся заездах за счет класса и технического превосходства.
Команды разделены на две группы. Семь сборных с низким рейтингом стартуют первыми. Пять сильнейших, среди которых нет России (6-я в рейтинге), будут определять порядок выхода на старт, исходя из жеребьевки.
Вот и получается, что лидер рейтинга сборная Германии будет стартовать позже России, которая вступит в борьбу седьмой. И это сейчас заботит немцев больше всего. В лучшем случае, они выйдут на трассу сразу после россиян, в худшем – между двумя главными претендентами на победу пройдет еще несколько заездов, после каждого из которых лед будет становиться все хуже и хуже.
Рейтинг, кстати, складывается из выступлений одиночников на этапах Кубка мира. И, как полагают в штабе немецкой сборной, последний этап в Латвии Демченко пропускал специально, чтобы искусственно занизить рейтинг России и тем самым обеспечить своей команде преимущество раннего старта на Олимпиаде.
В связи с этим на встрече капитанов команд сеяные сборные выступили с инициативой изменить порядок проведения заезда и после финиша седьмой команды (то есть России), сделать технический перерыв и заново подготовить трассу. Разумеется, немцы это предложение лоббировали самым активным образом. Ведь в случае его удовлетворения уже российские саночники вынуждены были бы ехать по "плохому" льду, а команда Германии – по "хорошему".
– С этой идеей выступили не мы, а команда США, – сказал мне главный тренер немецкой сборной. – И я считаю ее разумной. Лучшие команды имеют право на хорошие условия. Но мы в любом случае будем бороться за победу.
– Мне очень нравится эта трасса, – ребята, которые ее готовят, делают отличную работу, – улыбнулся Феликс Лох (он в четверг может стать трехкратным олимпийским чемпионом). – Наша команда нацелена на победу в эстафете и работает для этого по всем направлениям. Надеюсь, все получится.
Что ж, немцев понять можно. Для них мелочей в спорте не существует, и именно этот педантичный подход, наверное, и позволил достичь тех высот, которые другим командам кажутся каким-то чудом. Столкнувшись с хитрым тактическим ходом россиян, наш соперник попробовал ответить своей хитростью. Которая, похоже, вряд ли сработает. Во всяком случае, главный тренер сборной России Вальтер Плайкнер спокоен.
– Согласно правилам, во время эстафеты нельзя делать технологический перерыв ради заливки льда, – сказал тренер. – Да, соответствующее предложение поступило, но существуют правила, которые нельзя менять в угоду кому-то.
Остается надеяться, что многоходовая комбинация, если она, конечно, имела место, все же принесет свои плоды. И пусть эта маленькая победа станет началом большой.