СОЧИ-2014
Как уже сообщал "СЭ", во вторник в Москве была официально представлена новая эмблема зимних Игр-2014, а президент Оргкомитета "Сочи 2014" Дмитрий Чернышенко дал интервью "СЭ".
ЛУЧШАЯ ЭМБЛЕМА ТОРГОВОЙ МАРКИ - ЭТО ВАРИАНТ ЕЕ НАПИСАНИЯ
- В 2007 году в Гватемале на выборах столицы зимних Игр-2014 вы победили с другой эмблемой - белой снежинкой на голубом фоне. Зачем потребовалось менять счастливый для себя логотип?
- По правилам Международного олимпийского комитета каждая столица Игр за четыре года до их проведения должна представлять новую эмблему. Одна из причин этого требования - юридическая. Дело в том, что по закону бренд любой Олимпиады должен принадлежать МОК, который предоставляет организаторам Игр ограниченные по времени и территории права на его использование. МОК считает обязательным смену эмблемы, чтобы зарегистрировать права, обеспечить большую защиту бренду и избежать проблем, связанных с судебными исками.
Впрочем, есть и другой, еще более важный момент. Те бренды, которые города-кандидаты используют в борьбе за право принять Игры, нацелены на достаточно узкую аудиторию - прежде всего на голосующих членов МОК. Задача же эмблемы победившего проекта с точки зрения маркетинговых перспектив серьезно меняется. Например, мы видим своей стратегической целью не только заявить о Сочи как об олимпийской столице, но и представить миру всю нашу стремительно меняющуюся страну.
Причем подчеркну, что в истории олимпийского движения такой задачи не ставил перед собой ни один оргкомитет.
- С чего начинался процесс создания новой эмблемы?
- Еще весной мы провели масштабные российские и международные исследования в 8 странах мира - Великобритании, Германии, Италии, Китае, Норвегии, США, Чехии и Японии, на базе которых смогли достаточно четко сформулировать задачи дизайнерским агентствам. Поскольку новый бренд должен нацеливаться на широкую международную аудиторию, нам необходимо было использовать весь мировой опыт, накопленный в данной области.
Исследования показали, что в глазах россиян и иностранцев наша страна представляет собой государство с большой историей, богатым культурным наследием и загадочной душой. Многочисленные российские контрасты и противоречия существуют за устойчивой и нерушимой оболочкой. Это и символизирует наш логотип. Внутри постоянных границ его букв и цифр мы постараемся показать все многообразие нашей великой страны.
- Сколько логотипов в общей сложности было представлено на конкурс?
- Огромное количество. Только в финале с участием пяти крупных международных агентств каждое из них предложило до ста вариантов. Большинство - традиционные зимние символы: снежинки, льдинки, кристаллики, которые использовались едва ли не всеми нашими предшественниками. Выиграло же тендер известное агентство Interbrend, которое кроме победы в нашем конкурсе может похвастаться многими другими серьезными достижениями. Его идея базировалась на многогранности нашей заявки, парадоксальным образом сочетающей в себе горы и море уникального курорта, каковым является Сочи.
В принципе мы могли бы пойти по традиционному пути и нарисовать еще одну снежинку. Но не думаю, что именно этот символ олицетворяет в сердце каждого россиянина нашу родину. К тому же логотипы наиболее узнаваемых мировых брендов - а мы претендуем на то, чтобы со временем войти в их число - представляют собой некий графический вариант написания названия торговой марки. И не потому, что у знаменитых дизайнеров, работающих в данной области, не хватает фантазии. Просто именно таким образом достигается наилучший маркетинговый эффект.
- Изюминка новой эмблемы - возможность менять цветовое и графическое наполнение букв и цифр. Сложно было договориться на сей счет с руководством Международного олимпийского комитета?
- МОК с большим уважением и пониманием относится ко всем нашим инновационным предложениям, поскольку мы на деле доказываем их эффективность. В данном случае наши партнеры получают возможность самостоятельно определять содержание логотипа, не меняя при этом его форму. Универсальность пойдет бренду только на пользу, поскольку позволит наилучшим образом представлять его в любых маркетинговых кампаниях.
Более того, уже существует договоренность с МОК, согласно которой раз в год мы будем пересматривать наполнение бренда. Чтобы для начала аудитория познакомилась с его оболочкой, мы стартуем с нейтрального голубого цвета. Но затем в зависимости от задач конкретного момента - например, продвижения сочинских Игр во время Олимпиады-2012 в Лондоне - наполнение эмблемы будет меняться. Такой гибкостью и широтой возможностей своего бренда едва ли может похвастаться кто-то еще. Во всяком случае, в истории олимпийского движения подобного не было.
- А что символизирует наличие в эмблеме доменного расширения ".ru"?
- Всероссийский характер наших Игр. И потом это своего рода заявка на территорию, откуда пойдет огромный поток информации. Ведь набрав в интернете практически любую комбинацию символов из нашего логотипа, человек попадет на портал, объединяющий сайты самого Оргкомитета, а также города Сочи, государственной корпорации "Олимпстрой", транспортной дирекции Игр и многих других отобранных нами информационных ресурсов. Этой своего рода витрине на ближайшем историческом отрезке предстоит представлять нашу динамично меняющуюся страну. Так что на нас - организаторах Игр, курировавших создание бренда, лежала огромная ответственность. Ошибиться было нельзя.
- МОК сразу дал добро на использование в эмблеме ".ru"?
- Серьезных проблем не было. На объяснение смысла этого элемента мы потратили такое количество времени, на которое и рассчитывали. Международная юридическая практика защиты доменных имен развита не так сильно, как их графических эквивалентов. Однако вся история продвижения брендов связана с борьбой за соблюдение прав собственности на них. Поэтому было совершенно логично, что юридические службы МОК тщательно прорабатывали вопрос защиты нашего символа. Зато в степени надежности этой защиты теперь можно не сомневаться.
К тому же наличие доменного расширения в эмблеме "Сочи 2014" соответствует стратегии МОК. Эта довольно консервативная организация в последнее время внесла серьезные изменения в свою коммуникационную платформу, делая ставку на новую молодую аудиторию. Ведь не случайно же существует статистика, согласно которой 50 процентов спортивных роликов на Youtube были просмотрены пользователями интернета в возрасте от 13 до 17 лет.
- Почему при изменении эмблемы Игр сохранился их слоган Gateway to the Future - "Прорыв в будущее"?
- Мы долго думали и решили, что не можем отказаться от этого выражения. Именно оно наилучшим образом отражает задачу нашего проекта. За девять лет, которые пройдут с момента подачи нашей заявки до открытия Игр, мы вместе со всей страной в спринтерском темпе пройдем дистанцию, на преодоление которой в обычных условиях по самым скромным оценкам понадобилось бы полвека. Ведь та инфраструктура, которая сейчас меняется в Сочи, закладывалась в пятидесятые годы прошлого столетия.
БИАТЛОННАЯ ТРАССА - В ЗОНЕ ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ
- Давайте перейдем к ситуации со строительством спортивных объектов. В планах их сооружения постоянно что-то меняется...
- Есть такой момент. Но все изменения идут только на пользу.
- Например, несколько раз переносилось место для соревнований по сноуборду и фристайлу.
- Действительно, в результате исследований на местности мы выявили определенные факторы, вынудившие нас внести коррективы в планы. Но это совершенно нормальный процесс. Да, мы могли построить гигантское защитное сооружение из бетона и продемонстрировать миру, что, воплощая в жизнь свои идеи, не сдвинулись даже на миллиметр. Однако с помощью экспертов МОК и технических делегатов Международной федерации лыжного спорта нашли разумный компромиссный вариант расположения этих объектов. В результате состязания в примерно семи горнолыжных дисциплинах пройдут в одном и том же месте. С точки зрения организации соревнований, их безопасности и сокращения затрат это решение крайне эффективно.
- Где в итоге будут проходить биатлонные состязания?
- Биатлон перенесен в ту область, где создается меньшая нагрузка на экологическую систему. Кроме того, мы сэкономим значительные средства, поскольку нам не придется строить дорогу к самому удаленному из планировавшихся в нашей заявке объектов. Это крайне важно и для спортсменов, поскольку значительно сокращается время их доставки от места проживания. Фактически биатлонисты и лыжники до своих трасс смогут ходить пешком.
- То есть они будут проживать не в общей горной олимпийской деревне на плато Роза Хутор?
- По правилам МОК спортсмены должны жить на той самой высоте, на которой будут проводиться соревнования. В нашем случае - в непосредственной близости от стадиона внутри единого комплекса безопасности. Что-либо лучше даже невозможно представить! С полной ответственностью заявляю, что Россия задает новые стандарты компактности проведения Игр.
- Как выглядит ситуация со строительством трамплинов?
- Трамплины будут там, где и планировалось, в местечке Эсто-Садок. В настоящее время мы выбираем лыжную трассу для двоеборья, пытаясь максимально приблизить ее к трамплинам. Конечно, можно было бы подойти к этому вопросу иначе и с целью оптимизации затрат отправить двоеборцев на дистанцию для лыжников, тем более что добираться до нее не очень далеко. Однако в будущем на базе трамплинов планируется создать национальную базу для прыгунов и двоеборцев. А для них необходима своя лыжероллерная трасса.
- Как обстоят дела с санно-бобслейным желобом?
- С ним нет никаких проблем. Эксперты МОК подтверждают, что все идет по графику. Сейчас завершается проектирование, весной начнется строительство.
ВСЕ ПО ЗАКОНУ
- Как осуществляется переселение граждан, чьи дома попадают под снос в Нижнеимеретинской низменности?
- Когда интересы масштабных проектов пересекаются с интересами конкретных людей, подобные вещи, к сожалению, становятся неизбежными. И по большому счету превращаются в трагедию для каждой отдельно взятой семьи. Но я с полной ответственностью могу заявить, что в процессе переселения жителей в Сочи интересы тех граждан, которые адекватно оценивают ситуацию, учитываются тщательнейшим образом. В соответствии с поручением, которое было дано председателем правительства администрации Краснодарского края и ГК Олимпстрой, к каждому случаю подходят крайне взвешенно. Только за последние два месяца подведены под крышу 56 коттеджей в селе Некрасовское, причем каждый построен по индивидуальному проекту, нет ни одного похожего. В новостройках сейчас идут отделочные работы. Ситуация находится под прямым контролем вице-премьера правительства Дмитрия Козака. В курсе дела и МОК, поскольку некоторые активисты, возможно, даже более часто, чем требуется, призывают в свидетели процесса международные организации. Мы своевременно реагируем на все просьбы и замечания, однако подчеркиваю: все действия там производятся исключительно в рамках закона.
- В зарубежной прессе периодически можно прочитать о том, что реальная стоимость сочинского проекта гораздо выше заявленной первоначально. Откуда берется такая информация и кому выгодно ее муссировать?
- Выгодно, очевидно, журналистам, которые поддаются соблазну преподнести некую сенсацию. Но я в подобных случаях всегда призываю сравнивать яблоки с яблоками. Общая стоимость строительства спортивных объектов и инфраструктуры оценена в 195 миллиардов рублей. При этом бюджет Оргкомитета 1,8 миллиарда долларов - сумма, не превышающая бюджеты наших предшественников. Что же касается попыток прибавить к инвестициям в инфраструктуру Олимпиады затраты на реконструкцию всего ее региона, то это, скажем так, философский вопрос. Сначала надо определить, в каких, собственно, границах находится данный регион. Входит ли в него весь Краснодарский край со своим бюджетом? А, может, еще и часть Ростовской области? Другое дело, что в районе проведения сочинских Игр сейчас создается мощнейший строительный центр. Поэтому государство использует уникальную возможность для реализации проектов, которые в принципе можно было бы отложить на потом. Например, производится реконструкция объездных дорог и совершенствуется инфраструктура, которая даст возможность активно развиваться бизнесу.
- В рамках церемонии закрытия Олимпиады в Ванкувере оргкомитет сочинских Игр получит возможность кратко представить свое детище. Это представление уже готовится?
- Конечно. За восемь минут, которые отведены "Сочи 2014" в рамках примерно двухчасовой церемонии закрытия, нам необходимо предъявить своего рода визитную карточку. Мы постараемся продемонстрировать индивидуальность и уникальность наших Игр, готовим много сюрпризов, которые, уверен, запомнит весь мир. Там тоже будут своего рода инновации. При этом мы не противопоставляем свое выступление общей концепции церемонии закрытия, а органично в нее вписываемся.
- Кто принимал участие в подготовке сценария представления?
- В соответствующем тендере победила продюсерская группа Первого канала под руководством Константина Эрнста и режиссера Андрея Болтенко, а сейчас над проектом работает международная команда. Вопрос серьезнейший, связанный с престижем России, поэтому концепция была согласована с руководством страны. В настоящее время она уже утверждена МОК и находится на стадии реализации.