ОЛИМПИЗМ
Дмитрий САЛТЫКОВСКИЙ
из Торонто
Подготовка к Играм в Сочи-2014 набирает обороты. Россия старается привлечь к ней лучших специалистов. Переговоры идут в том числе и с теми, кто привел Канаду к феноменальному успеху на зимних Олимпийских играх в Ванкувере. Корреспондент "СЭ" поговорил с одним из авторов этого плана - Кэти Пристнер-Эллинджер, обладательницей олимпийской серебряной медали по конькобежному спорту 1976 года.
Кэти и ее супруг Тодд Эллинджер - создатели нашумевшей программы Own The Podium ("Завладей пьедесталом"). Доклад Эллинджеров, составленный в 2004 году, лег в основу пятилетнего бизнес-плана, на осуществление которого было затрачено в общей сложности 117 миллионов долларов. Целью программы было создание условий, которые помогли бы канадским спортсменам подняться на первое место на Играх 2010 года. В результате Канада выиграла в Ванкувере общекомандный зачет, завоевав 26 наград, 14 из которых были высшего достоинства.
- В канадских СМИ появилась информация, что вы собираетесь подписать контракт c Олимпийским комитетом России. Так ли это?
- Сразу скажу, что контракт пока не подписан. Но я действительно встречалась с главой ОКР г-ном Жуковым, это произошло несколько недель назад в Акапулько, где проходило заседание исполкома МОК. Жуков попросил нас подготовить план работы. Мы это сделали, и сейчас идет обсуждение деталей.
- Если контракт будет подписан, чем вы займетесь?
- Будем выступать в качестве консультантов российской сборной, выезжать с российскими спортсменами на чемпионаты мира и другие крупные соревнования.
- Значит ли это, что, если соглашение с ОКР вступит в силу, вы будете находиться в России постоянно?
- Такой необходимости нет. Мы будем приезжать несколько раз в год. Планируется, что вначале будем работать в Москве, а потом, когда в Сочи все будет готово, переедем туда.
- Кто войдет в вашу "команду"?
- На данный момент она состоит из четырех человек. Кроме меня, в нее входят мой супруг Тодд Эллинджер, с которым я разработала программу Own The Podium, бывший канадский конькобежец Жак Тибо, помогавший составлять доклад для ОКР, и наш бывший коллега из США Джим Пейдж. Но мы планируем привлечь и других специалистов. К примеру, очень много опытных тренеров - ваших соотечественников - работают за рубежом, и мы с удовольствием вернем их на родину. Нам нужны лучшие из лучших.
- Теперь, собственно говоря, о плане. Что он собой представляет и чем отличается от Own The Podium?
- Россия - это совершенно другая культура, поэтому нельзя взять что-то из нашей программы, предназначенной для канадцев, и перенести в российскую действительность. Надо будет смотреть, что уже есть в вашей стране и что еще ей необходимо. Нам надо знать, как спортивные и, например, бизнес-структуры внутри вашей страны взаимодействуют на разных уровнях. Ведь для успеха требуется полное взаимодействие этих структур и их слаженная партнерская работа: все должно происходить быстро и без промедления. Кроме того, важно, чтобы и после 2014 года российский спорт продолжал совершенствоваться и развиваться.
- И все-таки, в чем же состоит ваш план по работе с российской сборной?
- Поймите, я не могу вдаваться в подробности, поскольку не имею на это согласия ОКР. А если вкратце, то это отчет о том, что было удачно сделано с помощью программы Own The Podium. Мы также включили в план перечень условий, которые необходимо выполнить в ходе подготовки к Играм в Сочи.
Чтобы подготовиться к Ванкуверу, у нас было почти пять лет, тогда как до Олимпиады в Сочи осталось чуть больше трех лет. Поэтому нужны более креативный подход и ускоренный процесс подготовки. Многие элементы Own The Podium будут использованы и теперь, но появится и много нового, так как, повторюсь, времени очень мало.
Одна из важнейших задач - изменить подход к спортивной науке и медицине. Что, в свою очередь, даст хороший толчок как спортсменам, так и тренерам. Кроме того, Россия сейчас нуждается в тренерском обновлении и уже многое делает в этом направлении. Не хочу в данный момент заострять внимание на каком-либо конкретном виде спорта. Замечу лишь, что российские сборные находятся сейчас в стадии перемен и сами привлекают специалистов из-за рубежа.
- Когда вы получили предложение? И как быстро на него согласились?
- Первые контакты состоялись сразу после Олимпиады в Ванкувере. Конечно, это стало для меня сюрпризом, учитывая богатую спортивную историю России, ее громкие победы прошлого. Очень хорошо помню, что в те времена, когда я сама была спортсменкой, моими главными конкурентками были девушки из СССР. Но времена изменились, как изменилась и система. Успехи России от Олимпиады к Олимпиаде падали. Наша задача - помочь возродить былые успехи вашей страны.
Думаю, мы не единственные, с кем ОКР вел переговоры. Не скрою, для нас большая честь получить такое предложение. И большой вызов.
- В канадских СМИ вас уже критикуют за нехватку патриотизма.
- Вы знаете, я пять лет работала на благо канадского спорта, стала частью всего процесса подготовки к Играм в Ванкувере. Но спорт универсален и многонационален. Спорт не знает границ. И для меня это предложение ОКР - новая возможность, от которой грех отказываться.
- Что, по-вашему, не сработало у российской сборной в Ванкувере?
- Главными проблемами сборной России на Играх в Ванкувере была неконкурентоспособность в новых видах спорта. А ведь за последнее время именно эти новые виды оккупировали больше половины олимпийской программы.
- Полагаете, России удастся повторить успех Канады?
- Россия поставила целью завоевать в Сочи 40 медалей. И я уверена, что ей это по силам.
- Вы уже успели побывать в Сочи?
- Да, я там побывала. Очень красивый город - горы и море. Чем-то напоминает Ванкувер. Знаю, что Сочи также является известным летним курортом, и погодные условия могут сыграть злую шутку в 2014 году. Но это забота Организационного комитета. Могу только пожелать ему удачи.