Дмитрий Чернышенко: "За организацию Игр Россия получит золотую медаль, обещаю"

Telegram Дзен

Вчера была пройдена важная веха - 500 дней до начала Игр в Сочи. А накануне президент Оргкомитета Игр-2014 ответил на вопросы "СЭ"

ПЕРВЫЕ В ОЧЕРЕДИ

- Почувствовали ли вы после Лондона, что фокус всеобщего внимания переключился на Сочи? И в чем это выражается?

- Мы и раньше за спинами Ванкувера и Лондона не отсиживались. Хотя чувство, что ты первый в очереди, чтобы принять Игры, все равно особенное. Понимаем, что внимание к нам и к тому, чем мы занимаемся, возрастет в разы. В том числе со стороны прессы российской и иностранной. Ежедневный стресс, давление - все это будет. Но так происходит всегда. И мы к этому готовы.

Сейчас в центре нашего внимания завершение строительства. Готовность олимпийской стройки - порядка 70 процентов. Сданы в эксплуатацию для проведения тестовых мероприятий все объекты горного кластера. Рассчитываем, что до конца года то же самое произойдет с объектами кластера прибрежного. Тогда мы сможем провести комплексное тестирование по модели Игр.

Всего нас ждет более 60 так называемых экзаменов, то есть тестовых соревнований. Будем проверять операционную готовность и уровень олимпийских услуг, которые будут оказываться во время Игр. Это, кстати говоря, самое сложное: масштаб и уровень таких услуг сильно отличаются от обычных соревнований. Успешно проведя их, мы действительно убедимся, что сможем провести лучшие зимние Игры в истории олимпийского движения.

Не надо забывать и о том, что уже в этом году у нашего Оргкомитета станут учиться организаторы последующих Игр в рамках официальной программы МОК "Обозреватель". Наши коллеги вместе с представителями МОК приедут на несколько дней в Сочи, чтобы посмотреть, как мы проводим тестовые соревнования.

Каждый оргкомитет стремится к тому, чтобы сделать каждые следующие Игры самыми запоминающимися. Мы видели, что Лондону это удалось. Планка поднята очень высоко. Но эволюция диктует свои условия. Несмотря на то что Сочи очень сложно сравнивать с Лондоном, Ванкувером и Пекином, мы обязаны быть креативнее и эффектнее предыдущих организаторов. Используя наработки британских коллег, мы все же "делаем" свои Игры.

- Во время церемонии открытия в Лондоне англичане удивили мир самоиронией, которую от них ожидали далеко не все. Во время сочинской церемонии такое будет допустимо?

- Способность нации к самоиронии всегда заслуживает уважения. Я не готов открыть тайны церемоний открытия и закрытия сочинских Игр. Могу сказать только то, что команда специалистов под руководством одного из наиболее креативных людей в нашей стране Константина Эрнста обладает всем необходимым инструментарием, чтобы сделать церемонию открытия самой запоминающейся. России, как и Великобритании, есть что рассказать миру, напомнив о своей роли в мировой истории.

- Кто был в дни летних Игр в Лондоне, тот ощутил потрясающую атмосферу единения британской нации. Был сумасшедший всплеск патриотизма, который проявлялся в самых неожиданных нюансах. В России с этим, по мнению многих, существуют определенные трудности. У вас есть ощущение, что Сочи-2014 окунет страну в такую атмосферу хотя бы на время Игр?

- А я не согласен с тем, что у нас есть какие-то трудности в этом вопросе. Напротив, в этом смысле Игры, по моим ощущениям, уже начались. Я это чувствую по той поддержке, которая исходит от регионов. Все 83 региона страны включены в подготовку к Играм по многим направлениям - будь то волонтерское движение, культурная Олимпиада или эстафета олимпийского огня.

Дату 500 дней до начала Игр празднуют по всей стране. Вовлеченность очень серьезная, думаю, мы здесь покруче Великобритании будем. Да и без круглых дат регионы по собственной инициативе, без указки сверху, проводят масштабные акции. Например, во время лондонских Игр открывались специальные площадки, места городских празднований - мы добились от МОК права по своему усмотрению транслировать программы олимпийских каналов. То есть показывать на этих площадках только те соревнования, в которых участвовали наши спортсмены, - то, чего себе по понятным причинам не могли позволить центральные телеканалы. Благодаря этому мы привлекли многомиллионную аудиторию Игр в регионах.

Хочу сказать, что все они сильно вовлечены в процесс подготовки к эстафете олимпийского огня, понимая, что это уникальная возможность для страны узнать саму себя. Эстафета у нас будет продолжительная, порядка 65 тысяч километров. Все это, убежден, будет способствовать росту патриотизма. Олимпийские игры в этом смысле катализатор замечательный, они позволяют сплотиться вокруг себя. Если это случится, сочинские Игры останутся в памяти многих поколений. Как осталась в ней московская Олимпиада, на которую мы продолжаем реагировать очень душевно. От "На трибунах становится тише" каждый россиянин, живший в 1980 году, испытывает чувство гордости.

ЧТО ТАКОЕ УСПЕШНЫЕ ИГРЫ

- Ваш Оргкомитет ждет жуткая зима с точки зрения объема работы - огромное количество тестовых соревнований на еще не обжитых объектах. В прошлом году вы делили с Министерством спорта полномочия по организации соревнований. Как будет в этом году?

- Сама концепция не меняется. Примерно половина мероприятий находится в зоне ответственности министерства - все российские соревнования, чемпионаты и Кубки страны. Международные старты будут финансироваться и проводиться Оргкомитетом. Отмечу, что люди, которые будут работать этой зимой на тестах, останутся до самих Игр. Международных стартов уровня не ниже этапов Кубка мира будет 22. По сути, такой объем тестовых соревнований можно сравнить с полноценными Олимпийскими и Паралимпийскими играми - с той лишь разницей, что они будут растянуты по времени на несколько месяцев.

Мы будем проводить соревнования на 10 объектах из 11. Исключением станет стадион "Фишт", но он не считается спортивным объектом - во время Игр там состоятся только церемонии. Таким образом, этой зимой мы протестируем всю спортивную инфраструктуру Сочи-2014. Причем будем использовать в организации кластерный подход, когда горный и прибрежный кластеры будут функционировать комплексно. Чтобы был ясен масштаб, скажу, что к работе над тестами привлечены около 50 федеральных, краевых и городских служб. Добавьте сюда усилия огромного количества инвесторов и подрядчиков. Это полномасштабная командная работа.

- Вам наверняка понятно уже, какие объекты удались особенно. За какую арену вы испытываете гордость?

- Это вопрос из разряда тех, что задают родителям: "Кого из детей вы больше любите?" Они мне все дороги. Я очень хорошо помню, когда контуры Олимпийского парка и объектов рисовали на салфетках. С тех пор объекты претерпели изменения, и многим, кстати, это пошло на пользу. Мне кажется, что время покажет, какой из сочинских объектов станет визитной карточкой Игр, - как им стало "Птичье гнездо" в Пекине. Учитывая наше отношение к хоккею, как к религии, много внимания наверняка будет уделено Большой хоккейной арене. Это настоящее произведение искусства и, пожалуй, наиболее инновационный хоккейный дворец в Европе. Я надеюсь, он всем понравится.

- На мой взгляд, Оргкомитет в известной степени оказался меж двух огней. С одной стороны, на вас давят международные федерации, желающие, чтобы объекты были построены строго по правилам. С другой - наверняка давят и наши, российские, федерации, желающие максимально использовать "фактор своего поля". Проблема для вас актуальная?

- На самом деле проблемы нет. Работающие в наших федерациях профессионалы ежегодно имеют отношение к участию в массе международных соревнований, знают требования, предъявляемые к объектам. Они рады, что все делается по международным нормам. Что касается "фактора своего поля", то Оргкомитет обязан предоставить всем одинаковые условия. Но понятно, что для своих, родных, эти условия будут еще "одинаковее". Мы, как и федерации, делаем все возможное для триумфа нашей сборной. И ждем, что продуманная стратегия, за которую отвечают министерство и ОКР, приведут к максимальному количеству медалей сборной России в 2014 году.

- Вы крайне редко говорите не о ходе подготовки, а о спортивной программе Игр. Что думаете о задаче, поставленной перед сборной России, - выиграть в Сочи первое командное место? Это реально после 11-го места в Ванкувере?

- Мне хочется в это верить. Технологически это возможно. И то, что я знаю, вселяет в меня уверенность: делается все, чтобы наши спортсмены победили. Хотя очевидно, что 100-процентную гарантию не даст никто. В своей области ответственности - организации Игр - Россия золотую медаль получит, я обещаю. Уверен, что и от нашей работы зависит успех олимпийской сборной. Нам тоже хочется, чтобы ребята получили самые комфортные условия, чтобы тренировались на объектах как можно больше.

- Вам не обидно слышать, когда говорят, что о домашней Олимпиаде будут судить по тому, как выступила сборная, а не по тому, как были организованы Игры?

- Не думаю, что это нужно разделять. Идеальна ситуация, при которой безупречная организация сопровождается победами российских олимпийцев. Только тогда Игры можно будет считать успешными.

 Сергей БУТОВ