ЕСТЬ ТЕМА
Зачем Сочи-2014 кениец на лыжне
Хавьер Фернандес:
"Да, мы веселые. И что дальше?"
22-летний испанец, чемпион Европы и бронзовый призер чемпионата мира-2013 в мужском одиночном катании, имеет уникальный опыт: он превратился из экзота в звезду, не меняя при этом гражданства.
– Еще пару лет назад вы были экзотической фигурой в фигурном катании. Сложно было заставить окружающих поверить в вас?
– Конечно. Но я всегда стремился не думать о подобных вещах, а просто выходить на лед, получать от этого удовольствие и быть счастливым. Фигурное катание мне все это дает.
– Насколько сложно в начале карьеры вам было находить финансовую поддержку?
– Денежные вопросы – это всегда непросто. Фигурное катание требует значительных расходов, а я не из самой богатой семьи. Только последние пару лет я обеспечиваю себя сам.
– Прежде чем перебраться в Канаду к Брайану Орсеру, вы долго тренировались в Москве в группе Николая Морозова. Кто тогда вам помогал?
– Испанская федерация. В то же время Николай прекрасно знал мою ситуацию и никогда не просил много. Морозова больше волновало, как я катаюсь, чем то, сколько я ему плачу.
– Сколько одиночников принимают участие в чемпионате Испании?
– 4 – 5 мужчин и 5 – 10 женщин. С юниорами ситуация получше, хотя, конечно, для развития фигурного катания в Испании не хватает многого. На всю страну – около 10 катков. Откуда же у нас взяться большому количеству фигуристов?
– Почему присутствие экзотов на зимних Играх важно для олимпийского движения?
– Эти люди расширяют представления о возможностях жителей теплых стран. Ну и потом, на их выступления просто интересно смотреть.
– И вас не обижает, что многих это в первую очередь веселит?
– Конечно, нет. Кстати, со мной было то же самое. Ну да, мы веселые. И что дальше?
– Осознаете ли вы, что в Сочи можете осуществить мечту всех спортсменов из экзотических для зимних Игр стран – выиграть медаль?
– Разумеется. Но это на меня совершенно не давит. Я уже немало сделал в фигурном катании для своей страны. И волноваться мне нечего.
Тихоокеанский саночник и южноамериканский лыжник не сомневаются: выступление в Сочи-2014 стало бы важным событием и для них, и для их стран.
Бруно БАНАНИ: "СНАЧАЛА МНЕ СКАЗАЛИ: "ТЫ СОШЕЛ С УМА!"
Королевство Тонга – это райский уголок в Полинезии. А его сборная по саням, единственным представителем которой является 25-летний Бруно Банани, появилась на свет в 2008 году благодаря монаршей воле. Говорят, принцесса Тонги была дружна с князем Монако Альбером II и решила по его примеру стать покровителем какого-нибудь зимнего вида спорта.
Во время недельного кастинга под руководством немецкой чемпионки Исабель Баршински кандидатов в саночники отбирали как космонавтов. В двойку финалистов, отправившихся в Германию осваивать премудрости подготовки полозьев и прохода виражей, вошли один военнослужащий, о котором, кстати, с тех пор ничего не известно, и студент-программист Фуахеи Сени, сменивший имя и фамилию в честь своего спонсора – немецкого производителя нижнего белья, и едва не попавший на Игры-2010 в Ванкувере.
– Если честно, понятия не имею, почему моя страна выбрала именно сани, – вспоминает Банани. – Но когда я узнал об отборе, то решил обязательно попробовать.
– Самым популярным видом спорта в вашей стране считается регби. А про сани там что-то знают?
– В регби я и сейчас играю время от времени, когда приезжаю домой. О санях же впервые услышал только в том самом объявлении по радио. Когда сказали, что требуется быстро спускаться по ледяному желобу.
– Хоть какой-то опыт в зимних видах спорта у вас вообще был?
– Откуда? (Улыбается.) На Тонга ведь снега не бывает.
– Как на идею с санями отреагировали близкие?
– Сказали: "Ты сошел с ума!" Зато теперь они полностью меня поддерживают.
– Соглашаясь на авантюру, вы рассчитывали на свою минуту славы?
– Намекаете на ямайских бобслеистов, о которых сняли смешное кино? Нет, о них я до приезда в Германию ничего не слышал. Но для меня важнее славы всегда была возможность представлять мою страну.
– Кто сделал вам первые сани?
– Мы купили все необходимое и собрали их с помощью одного механика из Альтенберга. Затем, начав сотрудничество с немецкой командой, стали использовать кое-что из их инвентаря. Я учился у немцев, как работать с санями и полозьями. И теперь уже могу сам готовить свой инвентарь.
– Но ваша первая попытка попасть на зимние Игры провалилась. Что помогло не опустить руки?
– Для попадания в Ванкувер-2010 мне не хватило одного очка. Я верил, что дело просто в недостатке опыта, и когда его будет больше, смогу попробовать снова.
– Когда стало известно, что вы сменили имя и фамилию, разразился небольшой скандал…
– Да, но я не скрывал, что сделал это ради получения финансовой помощи от спонсора. Прежде чем принять такое решение, я много думал и обсудил все с родителями. Они сказали, что, какое бы имя я ни носил, все равно буду оставаться их сыном. Сейчас они гордятся мною.
– Почему присутствие спортсменов из экзотических стран важно для олимпийского движения?
– Потому что наши примеры доказывают: даже если в той или иной стране нет снега и льда, перспектива в зимних видах все равно существует. К тому же, на мой взгляд, наши выступления делают Олимпиады интереснее.
– Недавно вы тренировались на олимпийской трассе в Сочи. Каковы впечатления?
– Ваша трасса мне понравилась. Она проста и безопасна – если хочешь просто доехать до финиша, поэтому подходит для новичков. Но, если ты хочешь показать быстрые секунды, эта трасса становится очень коварной. Одна маленькая ошибка сразу ведет к большой потере времени.
Сесар БАЭНА: "ОЛИМПИАДА – ЭТО НЕ ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ"
27-летний венесуэльский лыжник Сесар Баэна стал известен российской публике в прошлом сезоне – после Континентального кубка в Москве и этапа Кубка мира в Сочи. С тех пор латиноамериканец, мечтающий об Олимпиаде, потерял спонсоров и часть государственной поддержки. Тем не менее он еще надеется, что сможет нести флаг Венесуэлы на церемонии открытия Игр-2014.
– Одно время вы собирались тренироваться в России. Почему не сложилось?
– В вашей стране у меня попросили денег, и для меня это стало большой неожиданностью. В итоге пришлось вернуться в Швецию.
– А в Венесуэле нет людей, готовых платить за вашу подготовку?
– Сейчас нет. У меня было несколько спонсоров – частных компаний. Но после того, как я публично поблагодарил Чавеса (покойного президента Венесуэлы. – Прим. Е.К.), они сделали мне ручкой. Разумеется, никто не сказал мне об этом прямо. Но все было очевидно. До прошлого года мне оказывало поддержку наше министерство спорта, но теперь оно готово оплачивать только перелеты. Так что продолжение моей карьеры – под большим вопросом.
– При Жаке Рогге в МОК стала популярна идеология "Игры не для туристов"…
– Так я не турист! Занимаюсь лыжами восемь лет и уже треть жизни посвятил этому виду спорта. Бросил университет ради того, чтобы стать профессионалом. У меня за плечами участие в чемпионатах и Кубках мира. Я тренировался по-настоящему, готовясь к этому сезону. Но вы не можете ожидать от парня из Венесуэлы, что он будет так же хорош на лыжне, как норвежец или русский. Во всяком случае, за такой короткий срок.
Мне сказали, что wild cards на Игры в Сочи не будет. Как такое возможно, ведь Олимпиада проводится для всех! Кубертен считал это одним из основных принципов олимпийского движения. Говорят, проблема в том, чтобы разместить всех спортсменов. Я бы еще понял, если бы речь шла о хоккейной команде, но ведь я – один! Разве справедливо, что на Олимпиаде будет десять норвежцев и ни одного венесуэльца или кенийца? Это же не чемпионат Европы.
– Два ваших младших брата также увлеклись лыжными гонками. Как у них дела?
– Симон, самый младший, сейчас переключился на ВМХ. Другой – тоже не факт, что продолжит выступать. Причина все та же – отсутствие средств. Допустим, моя страна готова оплатить мне авиабилеты на сборы, но что я буду делать в Швеции, когда прилечу туда? Где жить? У друзей? Но это же не вариант для профессионала. Мои бывшие чешские тренеры работали со мной бесплатно два года. Но ведь вечно так продолжаться не могло.
– Кениец Филип Бойт служил для вас примером?
– Разумеется! Но еще большее влияние на меня оказал мой близкий друг – перуанец Роберто Карселен. Он также начал заниматься лыжами очень поздно, но смог отобраться на Олимпиаду. Это меня вдохновило.
– Но ведь даже малейших шансов на медали в Сочи у вас нет.
– Во-первых, я хочу поддержать традицию. Ведь Венесуэла была представлена на нескольких предыдущих Играх в санном спорте. Во-вторых, мечтаю показать соотечественникам прелесть лыжных гонок. И доказать: если у тебя есть амбиции, желание и упорство, то все осуществимо.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА
КТО ЧТО СКАЗАЛ
Тему олимпийцев-экзотов по просьбе корреспондентов "СЭ" прокомментировали несколько известных людей из мира биатлона и знаменитый саночник.
"ХОТЯТ – ПУСТЬ БЕГАЮТ"
Кати ВИЛЬХЕЛЬМ, Германия, трехкратная олимпийская чемпионка и пятикратная чемпионка мира по биатлону:
– Биатлон для плохо подготовленных гонщиков – очень тяжелый вид спорта. Отношение же к ним спортсменов высокого уровня зависит от конкретной ситуации. Обгон такой биатлонистки на трудном подъеме – всякий раз небольшая проблема. В том числе и для нее. Приходится кричать, чтобы пропустила. А ей – сбиваться с темпа. Бывает это, впрочем, нечасто и в основном на Олимпиадах. Зрителям нравятся такие спортсмены, поскольку они забавно выглядят и являются стопроцентными аутсайдерами. Но мы не должны забывать и другое: эти люди выходят на старт не смешить кого-то, а представлять свою страну.
Альберт ДЕМЧЕНКО, Россия, серебряный призер Турина-2006 и двукратный вице-чемпион мира по санному спорту:
– Олимпийские игры придуманы для объединения людей. И то, что в Сочи будут выступать спортсмены из экзотических стран, абсолютно нормально. В конце концов, у нас вся Олимпиада пройдет в экзотическом месте! Лично мне экзоты вряд ли как-то могут помешать. В конце концов, самореализация возможна везде. Почему санный спорт должен быть исключением?
Елена ПИДГРУШНАЯ, Украина, чемпионка мира и Европы по биатлону:
– У нас участников разбивают на стартовые группы в соответствии с рейтингом, и с совсем уж слабыми гонщицами мы на трассе почти не пересекаемся. Они же вынуждены бежать по разбитой лыжне. А если ты и так не силен, в таких условиях трудно показать какой-то результат. Зато аутсайдеры не мешают лидерам. Короче говоря, хотят – пусть бегают. В биатлоне отношение к экзотическим ребятам всегда доброжелательное.
"НАРОД СМЕШИТЬ НИ К ЧЕМУ"
Александр СЕЛИФОНОВ, старший тренер женской сборной России по биатлону:
– Есть квалификационные старты. Выполнил норму – добро пожаловать в гонку. А так – зачем? Может, стоит устроить дополнительный отбор. Проиграл лидеру больше пяти минут на круге – тренируйся, рано тебе пока на Олимпиаду. Те, кто совсем "ни о чем", неинтересны. И биатлон в своих странах они не популяризируют, потому что его там в принципе нет. На чемпионатах мира по футболу не бывает случайных команд из самых низов рейтинга, правильно? Биатлон – тоже серьезный вид спорта, и народ смешить ни к чему.
Екатерина ЮРЛОВА, Россия, призер чемпионатов Европы по биатлону:
– Если рассматривать Олимпиады как праздник, то участие спортсменов из бесснежных стран даже интересно. Им самим и зрителям нравится, так почему бы и нет? Если же говорить о профессиональных соревнованиях, то на слабеньких девчат иногда больно смотреть. 10 километров идут два часа. Надо ли это биатлону, не знаю. Но мне они не мешают в общем-то.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ, Дмитрий АФОНИН