СОЧИ-2014. НА ЧЕМОДАНАХ
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
– Кто пойдет на закрытие? Есть два билета.
После почти трехнедельного медиамарафона желающих в "дцатый" раз съездить на лондонский Олимпийский стадион нашлось немного. Почти все решили торжественно попрощаться с Играми на расстоянии: кто-то посвятил первый (и последний) свободный вечер заслуженному отдыху в хорошем пабе, а иные, сохранившие чуть больше энергии, но сытые по горло всем, что связано с Олимпиадой, отправились изучать злачные уголки Сохо.
Конкурс в один человек на место показался мне весьма щадящим, и грех было моментом не воспользоваться. К тому же после букета из фехтования, стрельбы, таэквондо и штанги хотелось на своей дебютной Олимпиаде прикоснуться к чему-то действительно масштабному. Вспоминают же те, кто в 1980 году в Москве провожал Мишу, как это было здорово и трогательно. Мне тоже хотелось набраться впечатлений для потомков.
Второй белой вороной оказался коллега Ласицкас, жаждавший после бесконечного тенниса хоть какого-то разнообразия. Не знаю, какие эмоции испытал Владас, но лично я с первого же аккорда грандиозного шоу под названием "Симфония британской музыки" превратился в восторженного подростка, которому вживую показали не одного кумира детства и не двух, а больше десятка. С раскрытым ртом смотрел я за удивительным парадом икон поп-сцены, а когда на сцену вышли постаревшие музыканты легендарной Queen , и на огромные экране спроецировали заводящего толпу Фредди Меркьюри, то, клянусь, на глаза навернулись слезы.
Британия увенчала свои Игры тем, что последние лет пятьдесят она делает лучше всех в мире, – музыкой. И, уверен, люди покидали Лондон с ощущением, что прошедшие три недели были одной большой и красивой песней. Во всяком случае, ваш корреспондент не сомневался в этом ни на секунду. И даже немного завидовал англичанам, сумевшим показать планете самую суть своей замечательной культуры. Вполне вероятно, это даже важнее рекордного количества наград, завоеванного на тех Играх британской командой. Впрочем, может, одно с другим как-то связано?
Вот и сейчас, сидя на условном чемодане в ожидании Сочи (кстати, совершенно не представляю, что с собой брать: там, говорят, плюс десять), думаю почему-то не о медалях. И не о допинге биатлонисток. И не о том, почему выбрали Плющенко, а не Ковтуна. О насущных делах и пресловутых голах-очках-секундах будем думать и писать там, у Черного моря. Ни на что другое просто времени не хватит.
Но пока, пользуясь свободной минуткой и относительным затишьем на спортивных аренах, можно и порефлексировать, поставив перед самими собой вопросы, точные ответы на которые может дать только машина времени.
О чем будут говорить после Сочи? Что будут чувствовать те, кому вечером 23 февраля посчастливится быть на стадионе "Фишт"? Какое впечатление произведет наша Олимпиада на других, и, самое главное, какое наследие оставит для своих? Иными словами – что за музыка будет играть в сердцах людей, когда все кончится? Какую "симфонию" подготовит Россия?
Возможно, у тех, кто тщательно следил за подготовкой к Олимпиаде, за строительством объектов и за деньгами, которые на все это потратили, некоторые ответы готовы уже сейчас. И я бы не стал в негодовании заглушать эти голоса, прислушаться к ним тоже полезно.
Однако что-то мне подсказывает, что на музыкальное произведение нынешние звуки все же не тянут. В памяти потомков должно остаться другое. Разве запоминаются нестройный гул оркестровой ямы да покашливание зрителей в зале, со скуки рассматривающих в бинокль изъяны на узорах занавеса, пока не началось представление? Конечно, нет, пусть сейчас эти изъяны, вероятно, и кажутся чем-то значительным и достойным обсуждения.
Но едва в чаше зажжется олимпийский огонь, раздадутся первые крики радости и прольются первые слезы разочарования, все это отойдет на второй план и растворится в дымке далеких воспоминаний. Убежден, иначе и быть не может. Понять бы, что останется.