Направление главных ударов

Telegram Дзен

Первая неделя Олимпиады позади. Обычно это не тот срок, когда уже можно делать выводы. Но в Сочи едва ли не с первых дней стали проявляться тенденции, которые нельзя было не заметить. И прежде всего – практически тотальное доминирование нескольких стран в "своих" видах спорта.

СВОЯ КОЛОНКА

Один из самых ярких примеров – выступление голландцев. По общему числу медалей – 12 – они сейчас среди лидеров. Но при этом все эти награды были завоеваны в коньках! После шести видов конькобежной программы у голландцев 4 золотых медали из 6-ти и 12 из 18-ти наград вообще. Великолепное достижение!

Нельзя сказать, что такие результаты "оранжевых" – полная неожиданность. История коньков в Голландии едва ли не самая длинная, выдающиеся успехи были всегда. Но дело в том, что в Сочи голландцы еще и прибавили – так, впервые в своей истории завоевали золото в мужском спринте. И можно лишь догадываться, сколько всего наград завоюют на льду "Адлер-Арены".

Понятно, что при всех успехах голландских конькобежцев их страна не сможет претендовать на общекомандную олимпийскую победу. Так же, как даже стопроцентный результат ямайских спринтеров во главе с Усэйном Болтом не принесет командного успеха на чемпионате мира по легкой атлетике. Чтобы бороться за первое место в медальном зачете, олимпийская команда страны должна быть разносторонней. Вот только насколько?

Тут самое время взглянуть на другой феномен сочинских Игр – саночную команду Германии. В санях представители одной страны могут завоевать максимум десять медалей. Так вот на счету немцев после завершения турнира оказалась половина из них, причем все четыре золотые.

Это достижение тоже не стало суперсенсацией – победные традиции немцев в санях насчитывают десятки лет. Но при этом Германия – в отличие от Голландии – относится к тем странам, которые принято называть великими спортивными державами. Золото в Сочи немцы завоевали и в других видах – горных лыжах, двоеборье, прыжках с трамплина. Но вы не найдете их среди чемпионов в относительно новых видах – сноуборде, фристайле, шорт-треке.

Немцы – народ практичный. А немцы из ГДР, возможно, были еще более практичными. Да, победы в спорте для Восточной Германии были очень важны – хотя бы в плане идеологической борьбы с Западом. Но к вопросу они подходили предельно расчетливо: прежде всего смотрели на олимпийскую медалеемкость вида. Именно по этому признаку в сферу интересов государства не попадал хоккей. Нужны ли все усилия, если речь идет всего-то об одной медали?

Вторым пунктом шли затраты. Никто, к примеру, не вспомнит ни одного гэдээровского горнолыжника – государство вообще не развивало этот вид спорта. Полагая, что при полном отсутствии традиций поднять горные лыжи до победных высот будет слишком дорого.

В итоге восточные немцы развивали только те виды, где реально было добиться успеха – причем в достаточно близкой перспективе. А к ним, в первую очередь, относились традиционные для страны. Не исключаю, что по сходному пути идут сейчас и немцы объединенные. Да, они остаются без медалей в ряде видов. Но максимальные результаты в коронных дисциплинах вполне это компенсируют. А достигаются они, возможно, сосредоточением сил на направлении главных ударов. Ясно, что при таком подходе у немцев страдают фристайл с шорт-треком, ну да что поделать.

А другие? Американцы доминируют в непараллельном сноуборде, канадцы – во фристайле, норвежцы – в лыжах (если, конечно, не считать феноменальных одиночек Дарио Колонью и Юстину Ковальчик). И, как мне кажется, не слишком комплексуют по поводу неудач в непрофильных видах. Ведь прорыва в "своих" этим странам вполне может хватить для общекомандной победы.

В СССР поход к развитию спорта отличался от гэдээровского – мы старались развивать все олимпийские виды. И в идеале это, наверное, было правильно. Особенно для такой богатой и большой страны, как Советский Союз.

Современная Россия тоже богата – недостатка в финансировании наши олимпийцы не испытывают. Что же касается размера, а точнее – численности населения, то ситуация изменилась кардинально. Население СССР на момент распада было более 290 миллионов человек, сейчас в России живет 143. И, возможно, у нас просто не хватает людских ресурсов, чтобы наступать в спорте максимально широким фронтом, как во времена СССР. Тем более что число зимних олимпийских видов с тех пор серьезно увеличилось. Да и неолимпийских, и не зимних.

Так, может, и нам пора сосредоточиться на главных направлениях? А то ведь пока получается не очень здорово: выступаем в Сочи везде, а золото – только у фигуристов.