Когда серебру не рады

Telegram Дзен

В среду Максим Вылегжанин и Никита Крюков стали серебряными призерами командного спринта. Крюков имел все шансы на золото, однако уже на стадионе стал невольным пострадавшим от контакта финна Сами Яухоярви и немца Тима Чарнке, закончившегося падением последнего.

Сергей БУТОВ
из Красной Поляны

Максим Вылегжанин зааплодировал, когда в зал для пресс-конференций вошли золотые медалисты Сами Яухоярви и Иво Нисканен. Не лыжники - тульские самовары. Сияющие лица. Улыбки до ушей.

Я осмотрелся. Финнам хлопал только Вылегжанин.

За несколько минут до этого Максим, для которого пресс-конференция началась значительно раньше, произнес:

- Ситуация с падением? Яухоярви был прав в том эпизоде с Чарнке. Он шел впереди, и имел полное право выбирать ту лыжню, в которой ему было комфортнее.

Слова Вылегжанина, по сути, поставили точку в дискуссии, правильно ли повел себя финн в эпизоде, который перевернул все расклады с ног на голову. Эмоции улеглись, жуткая досада, которая жгла сердце, постепенно ушла. Губами россиянина говорила жесткая, холодная, но спортивная логика.

Вылегжанин очень хорошо знает толк в победах и поражений. В его замечательной карьере есть уже четыре "больших" медали Олимпийских игр и чемпионатов мира. Но ни одной золотой…

Максима привели на встречу с журналистами одновременно с Никитой Крюковым. Вылегжанин стал переодеваться в сторонке, а Крюков с лоскутным одеялом в руках покрутился-повертелся на месте, и присел на стул.

- Ой, мы так переживали, так переживали… - зачирикали вокруг него синички-волонтерши.

Крюков подпер двумя руками подбородок и уставился в пол.

Он тоже переживал. Здесь и сейчас.

Когда "объявили посадку", Никита встал, чтобы занять свое место за столом с микрофоном.

- А мог бы, там, на финише? - задал я безжалостный вопрос.

Крюков обернулся. У него заиграли на лице желваки.

- Я на это рассчитывал…

Читайте так: он был в этом уверен.

И мы были уверены.

***

Сразу после гонки стало ясно, что немцы подадут протест. Чарнке ворвался в смешанную зону, выкрикивая нецензурщину. Представители его команды тоже бесновались.

Перенесли цветочную церемонию, которая всегда проводится почти сразу после завершения гонок. В пресс-центре объявили в микрофоны: "Результат гонки окончательным не является". "Лаура" застыла в ожидании.

Ждали напрасно. С решением жюри об отклонении протеста стали поступать первые подробности. Оказалось, немцы добивались не дисквалификации Финляндии и пересмотра итогов гонки, а требовали вручить им второй комплект бронзовых наград. Призом, так сказать, зрительских симпатий.

Это была, конечно, авантюра, не имевшая особых перспектив.

- Получать золото за счет протестов - не по-спортивному, - отрезал Крюков.

***

Тактически эту гонку, безусловно, выиграли россияне. Когда на последнем этапе эстафеты сформировалась тройка: Крюков, Чарнке, Яухоярви - это была, конечно же, удача для нас.

Лучший спринтер-классик мира, обладатель невероятного финишного ускорения в этом стиле передвижения остался один на один с колючими, неуступчивыми, но все же имевшими крайне мало шансов против Крюкова финишерами…

Командный спринт в Сочи должен был стать гонкой на выживание, где двум чистым спринтерам в команде рассчитывать на что-либо было трудно. Все так и случилось, за тем лишь исключением, что счастливый билет вытащили выставившие чисто спринтерский состав шведы.

Одному из них - Эмилю Йонссону - судьба, видимо, решила отдать долги за все неудачи, которые когда-либо случались с ним в карьере. Бросив бежать в самом начале финального забега в индивидуальном спринте, в результате драматических падений на спуске он пришел на финиш третьим, и не мог поверить в свое счастье. В командном спринте шведы снова подкараулили момент.

- Сборная Швеции была бы рада и четвертому месту в сегодняшней гонке, - честно заявил Йонссон, который уезжает из Сочи с двумя бронзовыми медалями. Ему уже можно писать мемуары.

Россия в полуфинале явно берегла силы. Вылегжанин за все три этапа даже не высунулся вперед, а Крюков спокойно проконтролировал финиш, не став вступать в "перестрелку" с финном, и команда вышла в финал со второго места в забеге.

С самого начала финала пошли другие скорости. Вылегжанин со старта по внешнему радиусу объехал соперников, заняв место в голове пелотона. Весь этап Максим провел в лидерах и избежал толкотни на передаче Крюкову.

Норвегия - один из главных потенциальных конкурентов - в этот момент получила первое, но не последнее в этой гонке отставание. Приключения норвежцев продолжились, когда Петтер Нортуг сломал палку на подъеме.

Группа по-прежнему держалась вместе. Высокий общий уровень не позволял пелотону раздробиться. Но когда на заключительных отрезках каждого из участников эстафеты пошла настоящая "терпежка", это все же произошло.

Вылегжанин отработал очень здорово. "Застреляли" в подъем лыжи олимпийского чемпиона Сочи в спринте Ола Вигена Хаттестада. Там же загрустил и Йонссон. Круг претендентов на медали стал стремительно сужаться. Конкурс поначалу был "два человека на медаль". На заключительной передаче эстафеты Крюкову сформировалась наконец ведущая тройка: Россия, Финляндия, Германия.

Никите было очень тяжело в последней перед выходом на стадион горе. Чарнке и Яухоярви, понимая собственную уязвимость на финише, бежали на все деньги. Но Крюков сдюжил. Чего всем это стоило, стало ясно на спуске: не только Чарнке, но и сам Крюков на вираж заходили на ватных ногах.

На повороте сблизились друг с другом немец с финном, произошел контакт, от которого Чарнке полетел в снег. Его выставленные лыжи зацепили Крюкова, который едва смог устоять на ногах.

У россиянина сбился темп. Упала скорость. Яухоярви тем временем в стойке катил на всех парах на финиш…

***

Женская сборная России в составе Анастасии Доценко и Юлии Ивановой произвела приятное впечатление в полуфинале. Россиянки постоянно держались в лидирующей группе, а Юлия Иванова на финише поборолась с "королевой классики" Юстиной Ковальчик. Проиграла, но порадовал сам факт борьбы. В решающий забег Доценко с Ивановой без всяких проблем отобрались по времени.

В финале, конечно, с первых же метров пошла совсем другая история. "Включилась" Норвегия с Ингвильд Остберг и Марит Бьорген. Урон, нанесенный ускорением Норвегии, стал сказываться моментально. Доценко уходила на свой второй этап уже с 10-секундным отставанием от лидеров, которое в дальнейшем только возрастало.

Практически всю гонку наблюдалась следующая картина. Норвегия лидировала, без помех передавая эстафету. За ней на небольшом расстоянии шла Финляндия. Ситуация в борьбу за бронзу менялась ежеэтапно.

Бьорген никому золота не отдала, реабилитировавшись за всю Норвегию за провал в полноценной эстафете 4х5 км. Героическая финка Кертту Нисканен, "на зубах" удержавшаяся на втором месте, взяла серебро. Уже на финишной прямой состоялась дуэль за бронзу: шведка Стина Нильссон "перетерпела" немку Дениз Херрманн.

Юлия Иванова финишировала шестой. И это было в общем-то объективно "наше" место. Невероятная Бьорген выиграла в Сочи свое пятое олимпийское золото в карьере. Ей осталась победить всего лишь раз, чтобы по количеству медалей высшей пробы сравняться с Лидией Скобликовой и Любовью Егоровой. И если такое случится уже в субботу, во время 30-километровой гонки, большого удивления это не вызовет.