На старте олимпийского сезона голландцы предприняли психологическую атаку на конкурентов, пустив слух, что быстрые секунды им помогает показывать новый суперкомбинезон. "СЭ" выяснил, действительно ли наши соперники используют "технологический допинг".
В конце октября на равнинном катке в Херенвене голландец Свен Крамер преодолел дистанцию 10 000 м с результатом 12.46,96, что на пять с небольшим секунд уступает его же собственному мировому рекорду, установленному в 2007 году в Солт-Лейк-Сити. Тут же возник вопрос – как ему это удалось? Сразу же заговорили о том, что Крамеру к Играм-2014 был создан специальный комбинезон, дающий ему преимущество над остальными спортсменами.
– Я видел и держал этот костюм в руках, – признался в разговоре с корреспондентом "СЭ" представитель России в Международном союзе конькобежцев Александр Кибалко. – Он минимально отличается от тех комбинезонов, в которых выступают все остальные лидеры. Да, там немного изменена конструкция материала – и все. Но ведь важнее не сам материал, а то, как этот костюм сидит и работает на спортсмене. Комбинезон должен сидеть правильно – без каких-либо растяжек, складок и ужимок, которые влияют на обтекаемость.
По мнению Кибалко, результат Крамера нельзя рассматривать отдельно от остальных. Ведь другие голландцы – Де Йонг и Бергсма – пробежали "десятку" на том старте так же здорово. Просто эти спортсмены сейчас отлично готовы, потому что отбор на этапы Кубка мира для них невероятно важен. Не стоит забывать и то, что в те дни в Голландии было зафиксировано рекордно низкое давление. А все люди из конькобежного мира знают, что при таких показателях в Херенвене всегда показываются феноменальные результаты. Хотя лед там не самый быстрый.
– Думаю, вся эта история с "суперкостюмом" – своего рода мыльный пузырь. Психологическая атака, которую голландцы проводят каждые четыре года, – заметил Кибалко.
Стоит отметить, что российская конькобежная сборная одевается у лучшего на данный момент производителя комбинезонов в мире. Фирма, которой руководит Берт ван дер Тюк, поставляет костюмы 80 процентам национальных команд.
– Мы, голландцы, норвежцы, корейцы и наши друзья из Казахстана – все одеваются в этой фирме, – рассказал Кибалко. – Добавлю, что на чемпионате Голландии на отдельных дистанциях, который проходил под эгидой клубов страны, Крамер выступал именно в клубном костюме. А вот комбинезоны, которые наденут представители голландской сборной в Сочи, – точно такие же, как у нас. Просто цвета будут отличаться.
Руководство Союза конькобежцев России (СКР) отмечает, что на какой-то эксклюзив в создании особой модели наша сборная рассчитывать не может, но некие преференции по сравнению с остальными командами у нас в Сочи все же будут.
– Согласно определенным договоренностям мы будем использовать компанию Берта ван дер Тюка и при подгонке костюмов, – сообщил Кибалко. – Обычно комбинезон для конькобежца заказывается примерно за полгода до стартов. Но ведь во время тренировочных сборов мышцы спортсмена могут набухнуть или, наоборот, подсушиться. Соответственно, костюм надо подгонять заново. Так вот, на Играх в Сочи рядом с командой постоянно будет находиться специальный человек, который при необходимости будет все это делать. Все-таки комбинезоны сейчас производят не из лайкры, как раньше. Теперь в них присутствуют вставки из лайкры, покрытой силиконом, которые постепенно теряют свою эластичность. Поэтому когда спортсмен надевает костюм в первый раз, то у него могут быть одни ощущения, а потом – совершенно другие. Вот тогда и понадобится помощь специалиста.
Необходимо напомнить, что попытки найти дополнительные секунды за счет конькобежных комбинезонов предпринимаются достаточно давно. Например, на Олимпиаде-1998 в Нагано у спортсменов норвежской и голландской команд на костюмах в районе лба и голеней появились силиконовые полоски, якобы успокаивающие аэродинамические потоки. Эта новинка сначала вызвала большой ажиотаж, но затем достаточно незаметно исчезла.
– Сейчас улучшение секунд ищут за счет новых материалов, – подчеркнул Кибалко. – Когда появились первые комбинезоны из лайкры, то зигзагообразными полосками производители пытались уменьшить турбулентность, которая создается в районе голени. И первоначальные исследования показывали, что эффект от этого есть. Но было ли так на самом деле? Я участвовал во многих тестах, и по их итогам выявлялось достаточное количество спорных моментов. Поэтому не факт, что комбинезоны влияют на секунды так, как об этом пишут. Повторюсь, важнее, как сидит костюм и как его использует спортсмен. Ведь помимо аэродинамики комбинезон несет в себе еще и некую физиологическую составляющую – например, помогает снять напряжение с той или иной мышцы.
– Вы не боитесь, что в преддверии Олимпиады компания Берта ван дер Тюка все-таки действительно может создать "суперкостюм", который предложит одновременно нескольким сборным? И в итоге кто заплатит больше, тот его и получит.
– Это вряд ли случится. Могу сказать, что сейчас мы идем в ногу со временем. Я очень часто приезжаю на эту фирму и отслеживаю все новинки. Поэтому уверен: там не будет создано того, что мы не сможем проконтролировать.