Одна из главных медальных надежд конькобежной сборной России рассказал "СЭ" о своем тернистом пути на домашние Игры и планах на будущее
В октябре прошлого года Денису исполнилось 24 года. За семь лет до этого он стал рекордсменом России среди юниоров и попал в сборную страны. Но затем талантливого конькобежца дисквалифицировали на целых три года – якобы за следы марихуаны в крови. После столь длительного запрета на выступления многие наверняка перестали бы думать о карьере профессионального спортсмена. Но Денис не просто вернулся – в прошлом сезоне он стал чемпионом мира, а в декабре 2013-го выиграл все дистанции чемпионата России, на которых стартовал. Накануне сочинской Олимпиады в беседе с корреспондентом "СЭ" Юсков вспомнил о разных периодах своей жизни.
– Чем вы занимались во время дисквалификации, как поддерживали форму?
– Поддерживал форму – точное определение, потому как катался я мало. В основном занимался семьей. Встретил свою единственную и любимую девушку, впоследствии женился на ней.
– Ваша жена Алла тоже была спортсменкой?
– Да, она занималась конькобежным спортом, поэтому хорошо понимала меня. В общем-то из-за коньков мы и познакомились. Затем поженились, и через девять месяцев у нас родился замечательный мальчик Адриан – это было отличное время.
– Имя сыну дали вы?
– Да. Мы договорились, что если будет мальчик, то называю я, а если девочка, то супруга. Наш сын долго не говорил, у нас была паника, проходили множество обследований. Но теперь все в порядке, занимаемся у логопедов. Учителя говорят, что у Адриана очень развито мышление, он разгадывает сложные загадки. Последнее время все анализирует, в его лексиконе каждый день появляются новые слова, а еще он любит смотреть коньки.
– Отдадите его в спорт?
– Скорее всего, он будет спортсменом. Но не знаю, чем именно захочет заниматься... Я прекрасно понимаю, что спорт – тяжелейший труд, и как отец, наверное, хотел бы уберечь сына от этого, однако решать должен он сам.
– Знаю, что, пока вы были вне коньков, пробовали бегать на роликах…
– Участвовал в марафоне в Воронеже с Женей Серяевым (спортсмен сборной России. – Прим. "СЭ"). Было тяжело, я сильно натер ноги и не смог конкурировать с мастерами роллерспорта. Но это был положительный опыт. В то время мы пытались организовать подобие роликовой профессиональной команды.
– После трех лет вне спорта вы знали, что вернетесь?
– Скажу больше: знал, что не уйду, потому как вся семья болеет спортом и Олимпиадой с того момента, как наша страна завоевала право проводить Игры. Вопрос бросать или не бросать, вообще не стоял. Было важно понять, как вернуться и успеть за три года до Сочи набрать форму.
– Как ощущали себя после возвращения?
– До этого я уже был в команде, но с того момента все очень сильно поменялось. Раньше сборную тренировал Вадим Саютин. Но, конечно, я следил за новостями и знал, что к нам приедут иностранные специалисты – Костя Полтавец и Маурицио Маркетто. В период дисквалификации постоянно думал, что скоро этот кошмар закончится, и я попаду в состав основной команды. Мой личный тренер Юрий Петров спрашивал: к кому пойдешь – к итальянцу или голландцу? Не зная Полтавца лично, думал, что голландские тренировки слишком тяжелые. В тот момент склонялся к итальянскому специалисту, но потом у нас состоялась встреча с Полтавцом. В Коломне во время сбора тренер посмотрел, как я катаюсь, и у нас сразу появилась симпатия друг к другу. Он хороший человек, идет на контакт, мне нравится его стиль работы, а ему – мое отношение к тренировкам.
– У вас сейчас еще и личный тренер в сборной, получается вдвойне комфортно?
– В этом плане действительно хорошо. Петров знает меня не с пеленок, потому как тренироваться я начал лет с 12-13, но определить, где мне тяжело, а где нет, – может даже на глаз. Наш большой тренерский состав все всегда решает вместе, плюс идет хороший диалог со спортсменами. В общем, обстановка очень комфортная.
– Есть ли отличия между сборными Саютина и Полтавца?
– В прежние времена у меня было совсем другое понимание спорта. Я помню свой первый разговор с Саютиным: он объяснял мне, что такое конькобежный спорт, что нужно делать. И только спустя пять лет я понял, что он пытался до меня донести. Раньше у меня все это пролетало мимо ушей. Сейчас я, конечно, повзрослел, у меня сын, семья. Поэтому и относиться ко всему стал более серьезно.
– Когда вы, вернувшись после длительного перерыва, поняли, что достигли желаемого результата?
– За год до сочинского чемпионата мира, на чемпионате мира по отдельным дистанциям в Херенвене. В том сезоне я даже стал выступать в Кубке мира на "полуторке", спасибо Косте, он рассмотрел во мне способность бежать эту дистанцию. Тогда на одном из этапов я показал результат 1.46, проиграв всего 6 десятых секунды чемпиону мира, и был очень этому рад.
– Раньше считалось, что вы больше склонны к длинным дистанциям.
– Сейчас пробую разные варианты, в Солт-Лейк-Сити на этапе Кубка мира делал первые круги по 27 секунд. Нужно постараться совместить быстрое начало и хороший финиш. Очень надеюсь на 5000 м в дальнейшем.
– Но "полуторка" все равно останется?
– Не знаю, не факт. Дело в том, что именно из-за "полуторки" я и не могу как следует добежать "пятерку". Ведь в подготовке мы делаем упор на 1500 м, а на более длинной дистанции нужна иная работа.
– И все же в Сочи на 1500 м вы выступите. Кого считаете главными конкурентами на этой дистанции?
– Шани Девиса, Куна Фервея, Ивана Скобрева. Опасен и Хавард Бокко, и появившийся недавно американец Мантия – никто его не знал, а он взял и "завалил" всех на одном из этапов Кубка мира.
– На ваш взгляд, удастся ли в этом сезоне скинуть с трона Свена Крамера?
– В этом сезоне – нет, а дальше посмотрим. Иногда я думаю: что будет после Олимпиады? Допустим, стану олимпийским чемпионом, а что потом? Представить все это сложно, однако для себя я определился - хочу бегать длинные дистанции, мне это интересно.
– Как ощущаете себя в олимпийской столице?
– Отлично. Чувствуется, что мы находимся дома, только вот пробки немного напрягают. Нравится стадион, на котором предстоит соревноваться – хороший лед, просторные раздевалки.
– На Олимпиаде вы побежите…
– четыре дистанции: 1000, 1500, 5000 метров и командную гонку.
– Знаю, что летом вам даже пришлось походить в солдатских сапогах…
– На самом деле был в шоке, морально к этому оказался не готов.
– То есть это не было запланировано?
– Нет, мы планировали, что пройдем курс молодого бойца, но когда оказались в части, поняли, что это не так просто.
– Сколько дней вы там находились?
– Четыре. Все было нормально, только первые два дня непривычно, а потом немного натер ноги. Но для таких несчастных были послабления – разрешали надевать кроссовки.
– Вы уже думали, чем будете заниматься после окончания спортивной карьеры?
– Спорт – это вся моя жизнь. Я хотел бы привлечь к занятиям спортом как можно больше людей в нашей стране. Ведь именно от него зависит здоровье нации.
– Какое у вас образование?
– Юридическое – учусь на пятом курсе. Весной – защита диплома, но его тема пока должна быть в секрете.
– Собираетесь потом поступать в аспирантуру?
– Нет. Буду поступать в Университет физической культуры – хочу получить еще и педагогическое образование.
– Какие планы на постолимпийское будущее?
– Если на Олимпиаде получится все так, как я задумал, то следующий сезон будет разгрузочным.
Дмитрий МИРСКИЙ
СОСТАВ ОЛИМПИЙСКОЙ СБОРНОЙ РОССИИ ПО ДИСТАНЦИЯМ
Мужчины. 500 м. Дмитрий Лобков, Алексей Есин, Артем Кузнецов, Денис Коваль. 1000 м. Денис Юсков, Есин, Лобков, Игорь Боголюбский. 1500 м. Юсков, Иван Скобрев, Есин, Алексей Суворов. 5000 м. Юсков, Александр Румянцев, Скобрев. 10 000 м. Александр Румянцев, Скобрев, Евгений Серяев. Командная гонка. Юсков, Скобрев, Есин, Румянцев.
Женщины. 500 м. Ольга Фаткулина, Екатерина Малышева, Екатерина Лобышева, Ангелина Голикова. 1000 м. Фаткулина, Юлия Скокова, Екатерина Шихова, Лобышева. 1500 м. Шихова, Фаткулина, Скокова, Лобышева. 3000 м. Ольга Граф, Скокова, Шихова. 5000 м. Граф, Анна Чернова. Командная гонка. Фаткулина, Граф, Скокова, Шихова, Лобышева.