Главный тренер сборной России - о взлете голландцев, провале американцев и выступлении наших конькобежцев.
Сергей РОДИЧЕНКО
из "Адлер-Арены"
- Чемпионы мира прошлого года Денис Юсков и Ольга Фаткулина на Олимпиаде на своих коронных дистанциях 1500 м и 1000 м заняли четвертые места. В чем причина их неудачи?
- Прежде всего я хотел бы сказать, что это не неудача.
- Хорошо, относительная.
- Относительная - да. Это с какой стороны посмотреть, сколько людей, столько и мнений. Как в автобусе, когда кто-то открывает окно. Половина пассажиров требует закрыть, потому что им дует, а половина просит не закрывать, потому что им душно. Так что в моих глазах выступление Юскова и Фаткулиной - не неудача. Оба улучшили свои прошлогодние секунды. Даже те результаты, которые они показали на декабрьском чемпионате России, тоже превзошли. Но если смотреть объективно, то за год конкуренция выросла. Чемпионат мира и Олимпиада - это два разных соревнования. И если мы взглянем на призеров мужской "полуторки" и женской "тысячи", то раньше многие из них почти не поднимались на пьедестал. Плюс еще не повезло с жеребьевкой - Ольга и Денис стартовали на не самых удобных дорожках. Наверное, сказалось и напряжение - на домашней Олимпиаде всегда хочется выступить достойно, завоевать медали. Здесь получилось не все. Однако за два года сделано очень много. За это время и Денис, и Ольга поменяли свое видение коньков. Юсков вообще в сборной только два года! И тот прорыв, который ребятам удался, убедил весь конькобежный мир, что в России есть две звезды мирового уровня. Которые еще засияют более ярким светом, чем в Сочи. Здесь, наверное, была часть испытаний, которые надо пройти в спорте. И без обидных поражений не бывает последующих больших побед.
- Голландцы в коньках всегда сильны. Но нынешний взлет выглядит невероятным. Вы этого ожидали?
- Голландцы, думаю, сами такого не ожидали. В прошлом году здесь на чемпионате мира они взяли, что могли - 13 медалей, в том числе 6 золотых. И их расчет на Олимпиаду был примерно таким же. Возможно, с небольшой погрешностью в 10-15 процентов. Что же произошло? Результат в коньках складывается из многих составляющих. Физической, технической, психологической и материальной. К последней относятся коньки и лед. Волею случая лед в "Адлер-Арене" на Олимпиаде оказался, скажем так, рабочим. Когда включается полный свет, и на трибунах рассаживаются восемь тысяч зрителей, он становится очень близким по качеству ко льду на "Тиалфе" в Херенвене. А там никто из иностранцев, за исключением корейцев во главе с Ли Сан Хва, за последний год не был. Поэтому никто, кроме голландцев, не знает, какой это лед. И мы с ним столкнулись впервые. Раньше в "Адлер-Арене" такого льда не было. А ведь именно от его свойств напрямую зависит техническая модель бега. Быстро перестроить спортсменов на другую технику невозможно.
У американцев здесь ситуация еще хуже - они вообще не попадают в этот лед. Шани Дэвис выиграл на этапах нынешнего Кубка мира три забега на "тысячу". Но если ты не попадаешь в лед, добиться ничего невозможно. Лед в "Адлер-Арене" хороший, слов нет. Все улучшают свои прошлогодние результаты, все в отличной форме. Но голландцам такой лед подходит больше - они живут на нем, растут на нем, соревнуются на нем. Вот Свен Крамер бежал в Херенвене 5000 м за 6.10, он и здесь показал 6.10. Ирен Вюст бежала на "Тиалфе" 3000 м за 4.00, так же пробежала и в Сочи. Все лучшие результаты очень близки к секундам, показанным в Херенвене. Выбивается из этого ряда только выдающийся результат китаянки на 1000 м. Даже корейцам, готовившимся в Херенвене десять дней, трудно бежать на сочинском льду.
- Вы можете припомнить случаи, когда лед так же влиял на результаты соревнований?
- Конечно. В 2008 году в Берлине чемпионат мира в классическом многоборье неожиданно выиграла голландка Паулин ван Детеком, опередившая саму Ирен Вюст. Просто потому, что берлинский лед подходил ей больше. В прошлом году на "Адлер-Арене" лед тоже был трудным, но он катил. Зрителей-то было мало. Мы вышли на него немного раньше соперников и добились успеха. Сейчас же в Сочи нужно бежать, а не катить. Люди, у которых, как я называю, роликобежная техника, имеют преимущество. Возьмем лучших на Олимпиаде на 1500 м. Бродка бежал очень коротким шагом в высоком темпе, так же бежал Фервей, пришедший из роликов.
- Но большинство американских конькобежцев как раз и пришли из роликов.
- Да. Но они привыкли тренироваться в Солт-Лейк-Сити, а там лед катит. Им трудно перестроиться. Отсюда и плохие результаты. И комбинезоны здесь совершенно ни при чем. Кстати, когда голландцы приезжают на высокогорные катки, у них тоже возникают проблемы - только обратные. На быстром льду нельзя бежать бегом, как они привыкли. На быстром льду надо скользить.
А про нынешнюю ситуацию скажу честно: если бы я мог ее предвидеть, мы бы два месяца перед Играми точно тренировались в Херенвене. Но сейчас я уже ничего не могу изменить. Скобрев ведь тоже в хорошей форме, но и он не попадает в лед. Правда, до командной гонки есть время. Мы еще поработаем над шагом, над скатанностью команды.