Жак Лемэр: "К России мы готовились тщательнее, чем к финалу"

Жак ЛЕМЭР.
Telegram Дзен

НХЛ.
Регулярный чемпионат

Изобретатель знаменитого "капкана", один из лучших тренеров в истории НХЛ, который в Ванкувере был ассистентом главного тренера сборной Канады Майка Бэбкока, дал интервью "СЭ".

Игорь РАБИНЕР
из Сан-Хосе

64-летний Лемэр в нынешнем сезоне неожиданно вернулся в "Нью-Джерси", с которым в 95-м году впервые в истории клуба завоевал Кубок Стэнли. В российской прессе за ним закрепилось клише "капканостроитель", и тем интереснее было узнать, как он собирается использовать новое приобретение "Дьяволов" - Илью Ковальчука. А также задать несколько вопросов о завершившейся Олимпиаде.

МЫ "ОТКРЫЛИ ДВЕРИ" ДЛЯ КОВИ

- Как произошло ваше знакомство с Ковальчуком, привыкшим играть в "Атланте" в совсем другой хоккей? О чем говорили во время первой встречи?

- Когда Кови пришел в нашу команду, мы сели поговорить. Я объяснил, в какой тип хоккея мы играем, объяснил принципы нашего клуба. Назвал определенные вещи, которые мы хотим видеть от хоккеистов. Он слушал очень внимательно, прекрасно понимая, о чем идет речь. Более того, Илье понравилось то, что он услышал. Потому что в ответ он произнес такие слова: "Это хорошо для меня. Мне приятно стать частью этого клуба, и я сделаю все для того, чтобы эта команда выигрывала". Обратите внимание: Ковальчук не говорил о себе, он говорил о команде. То есть именно о том, что составляет суть нашей философии. Это очень важно, и с момента своего появления в команде Кови играет именно в командный хоккей.

- А был ли у вас разговор после возвращения Ковальчука из сборной России?

- Да, потолковали немного. Обменялись мнениями об Олимпиаде, о том опыте, который получили. Не могу сказать, что это был какой-то очень уж продолжительный разговор.

- В первом же после возвращения с Игр матче против "Сан-Хосе" Ковальчук забил гол и отдал прекрасный голевой пас. Довольны его игрой?

- Безусловно. Он играл так активно, что запросто мог забить не один, а три гола. Пара выходов один на один, прекрасное катание и просто классный хоккей - вот то, что Ковальчук показал на льду.

- Сколько времени ему еще потребуется, чтобы полностью вписаться в вашу систему игры?

- Он уже полностью в нее вписался, что показал, в частности, сегодняшний матч! Никаких тревог на этот счет у меня нет. Я просто "открыл двери" для него и сказал: выходи и играй!

- То есть вы хотите сказать, что никак не сковываете тактическими построениями его импровизацию в атаке?

- Именно так. Когда шайба у соперника, Кови, как и все, должен выполнять определенную работу, но впереди у него полная свобода.

К НАШЕМУ СТАРТУ РОССИЯ ОКАЗАЛАСЬ НЕ ГОТОВА

- Почему, по-вашему, сборная России не смогла - и в первую очередь против вашей канадской команды - сыграть в тот хоккей, который от нее ожидали в Ванкувере?

- Думаю, сказалось то, как мы в тот день вышли на лед и начали игру. С первых секунд мы не дали им ни метра свободного пространства, начали прессинговать россиян в их зоне, не позволяя защитникам беспрепятственно начинать атаки. Может быть, такая агрессивность их смутила, они оказались к ней не готовы и начали совершать ошибки, которые, в свою очередь, привели к голам. После этого собраться Россия так и не смогла. Когда счет в матче быстро становится крупным, вернуться в игру уступающей команде непросто.

- Можете поподробнее рассказать о подготовке к игре против России?

- Я и мои коллеги видели, что парни готовились очень серьезно. Они знали, в какой хоккей играет их команда, насколько хороши у них хоккеисты. Скажу вам больше того: к матчу против России наша сборная готовилась и была подготовлена тщательнее, чем к любому другому на Олимпиаде в Ванкувере. Даже к финалу.

- Насколько большое место занимала в вашей подготовке теория, тактическая подготовка?

- Не такое уж и большое. Такое же, как обычно. Просто разобрали действия отдельных игроков соперника, за которыми надо было следить наиболее внимательно. И определились, как именно должны им противостоять. Думаю, вы понимаете, о ком идет речь. Вот, собственно, и все.

- Как распределялись обязанности между четырьмя известными специалистами, входившими в тренерский штаб канадцев, - Бэбкоком, Раффом, Хичкоком и вами?

- Бэбкок, как главный тренер, разрабатывал основную стратегию игры. Можно сказать, что сборная Канады в Ванкувере играла именно так, как того хотел Майк. Я отвечал за игру в меньшинстве, Линди Рафф - за действия в большинстве. Кен Хичкок наблюдал за игрой сверху, что давало несколько иной взгляд на игру. Никогда такого не было, чтобы кто-то из нас произносил монолог по своему кругу обязанностей, и этим бы все ограничивалось. Каждый все время вмешивался в разговор, что-то предлагал, с чем-то соглашался, чему-то возражал. Все наши игровые замыслы становились результатом этого свободного общения и, я бы сказал, смешения идей и взглядов.

- Неужели у стольких самостоятельно мыслящих специалистов на одной тренерской "кухне" не возникало конфликтов? Тем более что ходили разговоры, что у некоторых из вас отношения между собой прежде были не ахти.

- Да наоборот, это было одно удовольствие! Такого опыта у меня прежде не было, и я могу назвать его замечательным.

ИГРА ОВЕЧКИНА ВОЗБУЖДАЕТ БОЛЕЛЬЩИКОВ

- Кросби, забив золотой гол, доказал свое право называться лучшим хоккеистом мира - более сильным, чем даже Александр Овечкин?

- Думаю, нельзя сравнивать двух этих игроков. Они оба - феноменальные хоккеисты. Овечкин, который был и остается одним из лучших, если не лучшим в лиге, из раза в раз доказывает, что он способен вытворять с шайбой. Он очень зрелищный игрок, на которого хочется смотреть еще и еще. Кросби - очень умный и полезный игрок, что он в очередной раз доказал в Ванкувере. И все же я бы сказал, что за игрой Овечкина наблюдать более волнительно. Его хоккей возбуждает болельщиков сильнее.

- Какую специальную работу вы проделали по нейтрализации Овечкина в матче Россия - Канада?

- Когда тебе противостоит игрок с подобной скоростью и техникой, только определенные вещи могут помочь с ним справиться. Рассказывать о них я не буду - это нам пригодится еще и на клубном уровне (улыбается). Но скажу, что с этой целью мы выставили против его звена, где был еще и Малкин, тройку Ричардса, которая проделала замечательную работу.

- То, что вы предпочли именно Ричардса, не было ли результатом того, что игрок "Филадельфии" успешно противостоял Овечкину еще на молодежном чемпионате мира?

- Вы абсолютно правы.

ОЛИМПИЙЦАМ НАДО БУДЕТ ДАВАТЬ ПЕРЕДЫШКУ

- Не беспокоитесь за психологическое состояние Мартина Бродера, который начинал Олимпиаду основным вратарем канадцев, а завершил - запасным? Ведь и его игру против "Сан-Хосе" безупречной не назовешь.

- Нет. Он хотел сыграть на Олимпиаде больше, чем кто бы то ни было. Да, у него не задалась игра (первая против США. - Прим. И.Р.), которая вывела его за рамки соревнований. Он принял это наше решение и сказал: "Что ж, у меня будет возможность немного отдохнуть, прийти в себя и стараться оставшуюся часть сезона показывать свой лучший хоккей". Зная Марти, я убежден, что с уверенностью у него никаких проблем нет. Однозначно. Что же касается пропущенных голов, то по работе в сборной Канады знаю: когда имеешь дело с такими мощными парнями, как Торнтон, Марло и Хитли, нельзя ни на секунду отступать от своей игры. Нельзя давать им слишком много времени находиться с шайбой и уступать пространство - иначе непременно за это заплатишь. Мы же стали действовать слишком осторожно, ушли от агрессивного стиля, который показывали в первых двух периодах. Эти люди такого не прощают. Пришлось брать тайм-аут, чтобы команда пришла в себя.

- Когда команда крушит соперника со счетом 4:0, а заканчивается игра скромными и волнительными 4:3, это не оставляет осадка?

- Нет, потому что мы выиграли. В гостях у "Сан-Хосе", между прочим. У одного из лидеров чемпионата. Через неделю мы будем вспоминать об этой игре, и главной памятью о ней останется победа. Это то же самое, как и на Олимпиаде. Кто через год станет сетовать, что мы пропустили гол за 24 секунды до сирены и это привело к овертайму? В итоге победа была одержана - и это главное.

- По-вашему, отныне болельщики в мире станут относиться к форварду вашей команды и автору гола сборной США за 24 секунды до конца основного времени Заку Паризе, как к настоящей звезде? А то прежде ему уделялось меньше внимания, чем он заслуживает.

- Те, кто не знал о нем или недооценивал его, не знают хоккей. Все очень просто. Он весь сезон показывает у нас именно то, что показал на Олимпиаде. Ему надо оставаться самим собой - только и всего. Играть так, как он уже играет. Это не означает, что Паризе будет забивать в каждом матче. Но если он не станет изменять себе, все у него будет в порядке.

- Как сказалась Олимпиада на форме игроков вашей команды - тех, кто был в Ванкувере, и тех, кто не был?

- Первая игра, конечно, была несколько вялой, игроки часто ошибались. Но этого можно было ожидать: многие хоккеисты не выходили на матчи пару недель. С другой стороны, они свежи, не замучены и хотят играть. В самое ближайшее время сегодняшний минус превратится в плюс. Что же касается олимпийцев, то необходимо будет периодически давать им передышку - в частности, в тренировочном процессе. Только дозируя нагрузки, можно добиться того, чтобы они скоро начали играть так, как умеют.

- Можете под занавес нашего разговора назвать главные причины, по которым Канада выиграла олимпийское золото?

- Мы забили больше голов, чем соперники (улыбается).