Кен Хичкок: "Встретите Быкова - передайте от меня привет"

Telegram Дзен

Один из тренеров сборной Канады, автор сценария олимпийского четвертьфинала, в котором хозяева Игр-2010 разгромили Россию - 7:3, рассказал "СЭ" все секреты победы в Ванкувере.

Наталия ШМЕЛЕВА
из Атланты

Он никогда не слыл человечным тренером, никогда не играл в хоккей на профессиональном уровне, зато стал видным теоретиком. Попав в НХЛ под его систему, мучились многие известные мастера, среди которых Николай Жердев и Никита Филатов. А Сергея Федорова при упоминании фамилии Хичкока до сих пор передергивает.

По ходу нынешнего сезона старина Кен был уволен из "Коламбуса". Однако олимпийской сборной Канады теория от Хичкока была необходима. Все матчи в Ванкувере он провел на трибуне, откуда - как в свое время Константин Бесков - имел возможность видеть мельчайшие нюансы игры. И именно Хичкок разрабатывал план на главные матчи Олимпиады. В итоге все его теоретические заготовки сработали идеально. Особенно в четвертьфинале против России.

После Олимпиады Хичкок вернулся домой, в Даллас, где обосновался много лет назад, когда был главным тренером "Старз". Там стратег Канады номер один и нашел возможность обстоятельно побеседовать с корреспондентом "СЭ" по телефону.

МАНЬЯК ТЕОРИИ

- Раскройте секрет: кто и за что отвечал в уже ставшем легендарным тренерском штабе сборной Канады-2010?

- Состав штаба подбирали главный тренер Майк Бэбкок и генеральный менеджер Стив Айзерман. Выбор делали исходя из нашей специализации. Например, Жак Лемэр из "Нью-Джерси" превосходно регулирует действия в меньшинстве и позиционную игру. Линди Рафф - спец по защитникам, а игра в большинстве его клуба "Баффало" - уже многие годы одна из эффективнейших в лиге. Ну а мы с Бэбкоком известны как маньяки теоретической подготовки (смеется).

- Какие конкретно задачи были возложены на вас?

- Мне достались теоретическая подготовка к матчу и разбор прошедшей игры. Знаете, у меня хорошее внимание к деталям. Так что с Бэбкоком мы разделили ответственность за разработку игровых планов и послематчевый анализ.

- Получается, это вы были мозгом сборной Канады?

- (Смеется.) Я бы так не сказал. Но я был тем человеком, который предлагал план на игру.

- Сколько времени у вас ушло на подготовку плана к четвертьфинальной игре против сборной России? Больше, чем на другие команды?

- Ко всем соперникам готовились примерно одинаковое время. На это мы в штабе тратили от четырех до шести часов, после чего выдавали игрокам план на игру. А уж их работа была ему следовать. И надо сказать, что делали они это хорошо.

- Про олимпийских игроков из НХЛ вам, понятное дело, было известно все. Но как вы получали информацию, скажем, о российских мастерах из КХЛ?

- Мы знали, насколько сильны эти хоккеисты, еще до Олимпиады, поскольку они выступали против нас на чемпионатах мира 2008 и 2009 годов. Поверьте, эти ребята - игроки уровня НХЛ, здесь они могли бы выступать за любую команду. Так что у нас было здоровое уважение к игрокам как КХЛ, так и НХЛ. Мы также видели, насколько представители КХЛ были хороши накануне нашего свидания - в матче России против Чехии.

ПРОВАЛ РУССКИХ НАС УДИВИЛ

- Каким было канадское "лекарство" против российского хоккея на Олимпиаде?

- Российская сборная - это команда, которая прекрасно владеет шайбой и может забить в любой момент из любой точки. Так что наша задача была не давать соперникам шайбу и смотреть в оба, когда она у них все-таки оказывалась. Важно было не оставить им времени, необходимого, чтобы этой шайбой распорядиться. Таким образом мы не позволили россиянам хозяйничать в нашей зоне, как бывало раньше. Наш же подход к игре был таким же - завладеть шайбой и не отдавать ее. При этом мы не просто швыряли ее и лупили по ней, мы делали игру.

- Скажите, как вы подбирали свои звенья против звеньев россиян?

- Дело не в подборе звеньев. А в том, чтобы попытаться противопоставить наших лучших игроков лучшим игрокам российской сборной. А это, конечно, Малкин, Ковальчук, Овечкин, Семин. Против них мы старались выводить наших лучших людей, но это не обязательно должны были быть все время одни и те же игроки. Поскольку эти российские ребята все время били нас в НХЛ, то мы решили, что уж в одном матче обязаны выставить против них самых сильных игроков на каждую смену.

- Силовики Ричардс, Тэйвз и Нэш были вашими лучшими людьми в борьбе с Овечкиным?

- Да, мы надеялись, что именно они подойдут на эту роль, и эти ребята показали себя просто великолепно. Обратите внимание: эта же линия играла против лучших троек других команд на Олимпиаде. И против словацкой связки Габорик - Демитра, и против американской Паризе - Лангенбрюннер.

- Могли ли вы предвидеть, что игра с русскими будет сделана в первом периоде?

- Нет. Мы считали, что битва предстоит до самого конца. Так что нас это удивило не меньше, чем россиян. Не знаю, что по этому поводу сказал главный тренер вашей сборной Вячеслав Быков, но я читал, что сказал тогда Илья Брызгалов. Он сравнил нас с толпой горилл, которую выпустили из клетки. Это довольно точное сравнение. Именно так мы и начали нашу игру.

КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ - НЕ ОВЕЧКИНА, А МАЛКИНА

- Какую линию у россиян вы рассматривали как самую-самую опасную?

- Ту, в которой играл Малкин.

- Уточните. Малкин в начале турнира играл с Ковальчуком, а к встрече с Канадой уже был в связке с Овечкиным.

- Мы считаем, что ключевую роль играет центр. Кажется, Малкина всегда недооценивают - настолько по своим качествам этот игрок важен и настолько он хорош в сравнении с другими.

- Почему вы поставили тройку Игинла - Кросби - Стаал против тройки Дацюка и Ковальчука?

- Нам было нужно, чтобы в борьбе с этими парнями шла наша игра с шайбой, а не россиян. Именно тройка Дацюка, Ковальчука и Афиногенова держала и контролировала шайбу. Так что если бы мы могли найти способ держать шайбу от них подальше, то наши шансы на победу существенно возросли бы.

- Для россиян стало некоторой неожиданностью встретить своего главного соперника на Олимпиаде в четвертьфинале.

- Мы тоже не ожидали, но чувствовали, что рано или поздно все-таки встретимся. В любом случае надо было выигрывать. Наши ребята просто предвкушали эту встречу! И мы - я сам был поражен! - остались в игре все 60 минут. Как мы в теории и планировали. Как это ни удивительно, но в матче с русскими ни в одной смене не отступили от задуманного плана. Знаете, ты всегда опасаешься, что это случится. Но когда это действительно случается прямо на твоих глазах, это просто потрясает!

УРОК КВЕБЕКА

- Наблюдая под потолком арены за игрой, какой вы увидели тактику россиян?

- (Смеется.) Этого я вам рассказать не могу, поскольку с командой Вячеслава Быкова, возможно, еще встретимся.

- Хоккейные старожилы, которые помнят противостояние СССР - Канада еще с 1970-х, говорят, что "русскую машину" можно сломать, сбив ее "программу" в самом начале матча. И тогда уже можно навязывать ей свою игру. Кажется, именно так вы и играли.

- Никогда о таком не слышал, но план нашей игры был именно таким. Не хочу сказать, что мы боялись навыков русских, но уважение к некоторым вашим игрокам из НХЛ было просто огромным! Так что нам, тренерам, показалось, что если мы окажем русским слишком много уважения, то они побьют нас на этой Олимпиаде. И будут бить каждый раз, как это случилось в 2008 году. В общем, мы старались продемонстрировать им как можно меньше уважения на льду.

- Готовы вспомнить неудачный для вас чемпионат мира в Квебеке?

- После того чемпионата мы многому научились. Мы поняли, что надо делать, а что не надо. В 2008-м в финале против русских мы старались удержать наше преимущество - как это было бы в обычной игре в НХЛ. Такой подход оказался недопустим в борьбе против команды, у которой большинство игроков - это мастера высочайшего уровня. Этих ошибок на Олимпиаде Канада не повторила. Мы все время продолжали атаковать и ни разу не ослабили напряжение за все время игры.

ТРЕНЕРЫ НХЛ УВАЖАЮТ БЫКОВА

- Скажите, что бы вы сделали в четвертьфинале на месте Быкова, если бы ваша команда уходила на первый перерыв, пребывая в шоке?

- Ох, не знаю. Сказал бы, наверное, что надо обязательно забивать, возвращать свою игру… Знаете, я хочу заметить, что все тренеры НХЛ испытывают необыкновенное уважение к Быкову. Поверьте, у него очень трудная работа. В российской команде собраны мегазвезды, и они у него выкладываются полностью, причем постоянно. Признаюсь, когда у нас было преимущество в четыре гола, мы все равно нервничали. Потому что знали, сколько пороха у русской команды.

- В сборной России не было достаточно силовиков. На ваш взгляд, насколько эти игроки были необходимы?

- Размер льда диктует подбор игроков, необходимый для победы. Мы строили нашу команду исходя из того, что игра будет проходить на маленьких площадках. В 2006 году в Турине мы проиграли потому, что у нас в команде не было мастеров, способных играть на больших площадках. И извлекли из того поражения урок.

В Квебеке, когда мы играли против россиян на маленьких площадках, у них силовиков на льду было не меньше, чем у нас. Конечно, по одной игре трудно судить, но тогда они выглядели не хуже наших в своем деле.

ПИНГ-ПОНГ И ТЕННИС

- Каковы принципиальные отличия в игре на маленьких и больших площадках?

- Скорость. По темпу я бы сопоставил игру в НХЛ с пинг-понгом, а европейский хоккей - с теннисом. Также на маленьких площадках игра более контактная, поскольку пространства меньше. Много игры происходит у бортов, за воротами, а также на пятачке. Так что, зная ваших лучших игроков, мы старались вызвать на Олимпиаду таких ребят, которые могут выиграть борьбу у бортов. К слову, американцы построили свою команду по тому же принципу.

- Усложняется ли задача владения шайбой при игре на маленьком льду?

- Не сказал бы. Дело в том, что на больших площадках владение шайбой происходит больше в нейтральной зоне - посмотрите на европейские матчи. В НХЛ игры в средней зоне нет - владение шайбой там происходит либо в зоне нападения, либо в зоне защиты. Так что от размера льда зависит рисунок игры.

- Когда у вас начались подготовка к Олимпиаде и анализ соперников?

- С начала декабря, когда все страны начали подбирать игроков для своих команд, мы сфокусировались на составах. Где-то к 30 декабря у нас были уже все составы, и мы переключились на изучение тренеров этих стран. У меня с Линди Раффом был опыт чемпионатов 2008 и 2009 годов, когда мы играли против Быкова, тренера шведов Густафссона и тренера словаков Филца. Мы анализировали, каким образом тот или иной тренер будет строить игру при том составе, который страны обнародовали в декабре.

- Насколько различаются подходы в тренерской работе с национальной сборной и командой из НХЛ?

- Скажу так: легче иметь дело с национальной командой. Потому что на уровне сборных хоккеисты сильно мотивированы. Они быстро понимают указания, быстро адаптируются. На этом уровне много умных игроков.

- Времени на подготовку к матчам Олимпиады уходило больше, чем в НХЛ?

- Поскольку в НХЛ своих оппонентов мы знаем очень хорошо, то там подготовка к игре в среднем занимает часа два-три. На Олимпиаде тратили времени в два раза больше. Потому что изучали каждый аспект игры снова и снова - и большинство, и меньшинство, да буквально все. И так было по каждому сопернику - будь то словаки или американцы. Поскольку сборную России мы знали не так хорошо, то перед матчем с ней дополнительная работа была просто необходима.

ЗУБОВ - ЛУЧШИЙ, ФЕДОРОВ - ПОТРЯСАЮЩИЙ

- Насколько тяжело тренеру сборной иметь дело со звездами?

- На коротком промежутке времени - на Олимпиаде или первенстве мира - никаких проблем нет. Звезды знают, что они здесь только на две-три недели. Большинство из них готовы идти на уступки, потому что хотят быть частью этой команды. Им нравится, что нагрузка на них ложится каждый день, каждую смену. В канадской сборной полно звезд, и всех их легко тренировать.

- В НХЛ дело обстоит иначе?

- По-разному. Когда твои лучшие игроки в команде соглашаются пойти на жертвы ради защиты, то такую команду строить очень легко. Труднее, когда этого не происходит.

- Кажется, в России сложился стереотип, что вы тренер, который не очень ладит с русскими игроками.

- На самом деле это абсолютно не так. Лучшим игроком, которого я тренировал в своей жизни, был Сергей Зубов. Мне доставляло удовольствие работать с ним каждый день, и у нас были прекрасные отношения. Мне также очень нравилось тренировать Сергея Федорова. Потрясающий игрок!

Эти двое плюс Федор Тютин - великолепные хоккеисты, с которыми всегда было очень легко.

- И все же у вас возникали трения...

- Как и у любого другого тренера, моему терпению приходит конец, когда игроки не хотят посвятить себя защитному хоккею. Когда не хотят понять, что силовой прием - это залог победы. Хочешь побеждать - применяй его! Я нетерпим к любому, кто не готов на жертвы ради защитной игры, и мне все равно, откуда приехал этот игрок.

- Почему у вас порой возникают разногласия с молодыми игроками?

- Проблем с опытными хоккеистами не бывает, а вот когда учишь молодых, они порой не понимают ценность маленьких вещей. Если игрок очень техничен, я никогда не учу его нападению. Майк Бэбкок не учит Дацюка, что делать с шайбой. И я никогда не говорил Стаалу или Кросби, что с ней нужно делать. Я просто объяснял им общую идею - как команда должна играть.

Тренируя, с возрастом приходишь к выводу, что есть единственная система игры, которая приносит победу. Это защитный хоккей. У меня обжалованию этот тезис не подлежит!

МОЕ ВРЕМЯ ПОДХОДИТ К КОНЦУ

- Какова ваша позиция относительно участия игроков НХЛ в следующей Олимпиаде в Сочи?

- Это я предоставил бы решать самим игрокам. Но вам могу сказать одно - они Олимпиаду очень любят. На таком турнире у тебя примерно семь игр, следующих одна за другой. И каждая - как последняя. Думаю, понятно, насколько хоккеистам нравится такая атмосфера.

Знаю, как наши ребята были рады каждому дню, который провели в Ванкувере. Какое наслаждение получали от общения со всеми канадскими спортсменами, атлетами из других стран. Конечно, Олимпиада создает определенные трудности НХЛ, но это особое событие. И все игроки это понимают.

- Мы сможем увидеть вас в Сочи в составе канадского тренерского штаба?

- Я очень люблю представлять свою страну на международных соревнованиях. Был тренером на трех Олимпиадах и трех чемпионатах мира. Но, кажется, мое время подходит к концу. Пора молодому поколению прийти на смену.

Я очень высоко ценю молодого тренера Быкова. Мне нравилось играть против него. Но, думаю, на следующий чемпионат и Олимпиаду бороться с ним поедет уже кто-то другой.

- Россияне долго не забудут ваши заслуги в победе Канады на этой Олимпиаде.

- Не забывайте, мы проиграли русским в двух предыдущих сезонах на чемпионатах мира! Мы это помнили, и будем помнить. Они нас побили, оказались на этих турнирах сильнее. Так что нам надо было взять у них хоть что-то.

- Разве для канадцев Олимпиада не значит больше, чем чемпионат мира?

- Да, в принципе это так - Олимпиада гораздо важнее. Но когда мы играем против России, для нас это всегда знаменательное событие. На любом турнире.

- Спасибо вам, господин Хичкок, за обстоятельное и откровенное интервью.

- И вам спасибо. Да, если встретите Быкова, передайте ему от меня большой привет.