Герои спорта: больше чем победа

Telegram Дзен

В жизни спортсменов всегда есть место подвигам - причем подчас атлеты совершают их не только на стадионах. В День защитника Отечества - пять примеров отважных поступков людей из мира спорта.

СЛОМАННАЯ КЛЮЧИЦА

Полуфинальный матч олимпийского футбольного турнира в Мельбурне СССР - Болгария овеян легендами. Мяч упорно не лез в ворота соперников советской команды. Основное время медленно таяло, на табло продолжали оставаться нули, а тут еще на исходе часа игры на газоне оказался правый защитник Николай Тищенко, представлявший "Спартак".

Врач сборной Олег Белаковский сразу понял – дела плохи, уж больно неестественно выпирала ключица. Отвернув Тищенко голову, он разорвал майку и увидел страшную картину: кожа разодрана, кость торчит наружу. Белаковский прямо на месте вправил ее обратно и наложил тугую повязку, но о том, чтобы продолжать матч, не могло быть и речи. Но замены в те времена еще не разрешались, и уйти с поля означало подвести команду.

Тищенко и не ушел – стоял на бровке, прикрывал зону с повисшей как плеть рукой. А после того, как болгары открыли счет, именно спартаковец повел партнеров за собой, начав две голевые комбинации, которые завершили Эдуард Стрельцов и Борис Татушин.

В финале Тищенко, разумеется, на поле не выходил, и по существующему на тот момент положению золотую медаль ему не вручили. Что нисколько не меняет величия его подвига. Да характер остался таким же стойким: за команду защитник всегда бился до последнего, отдавая все силы, что были.

Скончался Тищенко на 55-м году жизни. Выступая за ветеранов, ни за что не захотел уступить молодому форварду, бросился с ним наперегонки и…упал на поле. Не выдержало сердце.

ОРДЕН КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

О своих победах на соревнованиях великий биатлонист Александр Тихонов рассказывает с удовольствием. Победитель четырех Олимпиад, 13-кратный чемпион мира, 19-кратный чемпион СССР – такое грех не вспомнить. Но о том, как обезвредил преступника говорит неохотно – никакой это мол не подвиг и не геройство, а просто работа для того, кто был офицером внутренних войск.

В 1969 году Тихонов вместе с другим биатлонистом Владимиром Мельниковым возвращался с союзного первенства на поезде, когда услышал крики из соседнего вагона-ресторана. Оказалось, что в состав проник вооруженный бандит, бежавший из-под стражи. Ему грозила высшая мера наказания, так что терять было совершенно нечего.

По воспоминаниям Тихонова, этот человек, имея при себе два ножа, успел нанести одиннадцать ранений женщине - директору вагона-ресторана, а также шесть раз пырнул слесаря, пришедшего ей на помощь, а затем на полном ходу не спрыгнул с поезда. Спортсмен не растерялся – сорвал стоп-кран, нагнал негодяя и скрутил голыми руками, несмотря на риск потерять жизнь.

А потом лично перевязывал раненых – кого обычными простынями, кого вообще целлофаном. К счастью, все остались живы. За проявленное мужество Тихонова наградили орденом Красной звезды и повысили в звании.

ДВАДЦАТЬ ЖИЗНЕЙ

В сентябре 1976 года 17-кратный чемпион мира и 13-кратный - Европы по подводному плаванию Шаварш Карапетян совершал тренировочную пробежку вдоль Ереванского озера, готовясь к новым соревнованиям. И как знать, сколько еще громких побед было суждено одержать "подводнику", не случись на его глазах страшной трагедии.

Троллейбус, проезжавший по дамбе, на полном ходу рухнул в воду: 90 пассажиров моментально оказались на дне озера. Карапетян ни секунды не раздумывал – нырнул вниз, разбил ногами заднее стекло и принялся вытаскивать теряющих сознание людей. Он всплывал на поверхность и погружался снова, осознавая горькую правду – несмотря на отличную подготовку, сил, чтобы спасти всех, не хватит.

Карапетян провел под водой десять минут, вытащив двадцать человек. Этот подвиг стоил ему тяжелейшей пневмонии, причем поражены оказались оба легких. Осложнялась ситуация заражением крови.

Врачи спасли герою жизнь, но о возвращении в спорт не могло быть и речи. Общественность узнала всю правду о катастрофе только спустя годы: советская цензура пропустила в печать лишь одну заметку, в которой реальные факты были цинично искажены - объявили, что спасли всех пассажиров, а о погибших не написали ни слова.

УДАР ЛОКТЕМ

Игровую карьеру Гуса Хиддинка сложно назвать выдающейся, но один поступок, совершенный им на поле, стоит сотни голов и тысячи передач. В 1972 году голландец спас жизнь своему партнеру по клубу "Де Графсхап" Хенку Овергору. Их команда принимала "Фейеноорд" - встреча складывалась по законам настоящего спортивного триллера. К 20-й минуте хозяева уступали со счетом 0:3, но еще до перерыва вышли вперед – 4:3. Четвертый год провел как раз Овергор, и на эмоциях решил совершить кувырок.

На его беду искусственная челюсть, которую носил футболист, застряла в горле - лицо стало стремительно синеть. Овергор начал задыхаться - это сразу же заметил Хиддинк, но на это не обратил внимания арбитр, велевший продолжить матч. Тогда Гус, недолго думая, со всей силы врезал ближайшему игроку соперника локтем в лицо. Встречу немедленно остановили, судья потянулся за красной карточкой, но разве это имело какое-то значение по сравнению с тем, что Овергору спасли жизнь, увидев, наконец, что с ним происходит.

"ПОШЕЛ УМИРАТЬ ЗА СВОЮ СТРАНУ"

Азербайджанский дзюдоист Мехман Азизов как мог гнал от себя радостные мысли – его соперник по бронзовому матчу афинской Олимпиады Дмитрий Носов повредил левую руку в полуфинальной схватке. Кто-то говорил о разрыве связок, кто-то о переломе. Да и какое это имело значение - даже если Носов и не откажется от боя, разве трудно будет его "заломать"? Дзюдо – не тот вид спорта, где можно победить одной рукой.

Носов знал эту прописную истину, но не сдался и пошел до конца. Руку забинтовали – никаких уколов, только поверхностная анестезия, и снова в бой. Азербайджанец изо всех сил пытался воспользоваться преимуществом, но -следует отдать ему должное - боролся по-джентльменски: никаких специальных ударов или дерганий за руку. А в середине схватки пропустил прием.

Остаток времени россиянин отстаивал добытое преимущество – с поврежденной рукой, рассеченной бровью и травмированной в одном из предварительных встреч ногой. И завоевал бронзовую медаль, которая стоит иного золота.

- Я не мог и не имел права не выйти на татами, - скажет потом Носов. – Ведь такие старты бывают раз в четыре года. И я пошел умирать за свою страну.