Александр Лесун: "Мы с Моисеевым очень разные"

Telegram Дзен

 СОВРЕМЕННОЕ ПЯТИБОРЬЕ

Сегодня на чемпионате Европы в Софии начнутся соревнования у мужчин. Для действующего чемпиона мира в личном первенстве Александра Лесуна и двукратного олимпийского чемпиона Андрея Моисеева это будет последняя проверка сил перед Играми-2012 в Лондоне.

- Какие задачи ставите на этот чемпионат Европы? - во-прос Лесуну.

- Все будет зависеть от того, как я буду проходить соревнования под нагрузкой. В таком состоянии сразу видны все ошибки, особенно в технических видах: стрельбе, фехтовании, верховой езде. Исходя из этого сделаем выводы, где нужно добавить.

- На таком старте, как предолимпийский чемпионат Европы, вообще имеет значение какое место вы в итоге займете?

- Постараемся на это не смотреть, хотя турнир вообще-то важный. По крайней мере для меня. Я не привык проходить соревнования постольку-поскольку, понимаете? Трудно будет перестроиться, но постараюсь, чтобы силы остались на Олимпиаду.

- Многие именитые иностранцы в олимпийский год пропускали часть турниров. А вы с партнерами по сборной выступали везде. Усталости не чувствуете?

- Безусловно, усталость есть, но она скорее моральная. А с "физикой" проблем нет: мы хорошо поработали осенью, да и в целом в этом олимпийском цикле несколько лет подряд проделывали отличную базовую работу. Это позволяет до сентября совершенно спокойно держать себя в хорошей форме. Чемпионат мира у нас ведь именно тогда и проводится, так что мы привыкли.

- Как разбавляете тренировочную рутину?

- У меня есть два способа. Во-первых, поехать домой, побыть с женой и ребенком. Но на это дается максимум два-три дня. Либо, как это было перед "Кубком Кремля", нам устраивают облегченные тренировки: одно фехтование и какой-нибудь футбол минут на десять. Выбирают командный вид спорта, чтобы добавить немного зрелищности. Это нетипичная для пятиборья работа, которая позволяет немного отдохнуть от тренировок.

- А вы на какой позиции обычно в футболе играете?

- Да не знаю. Играем четыре на четыре, и все всегда меняются.

- Знаю, что вы особенно переживали по поводу олимпийского отбора. Что почувствовали, когда объявили состав и ваше имя в нем было?

- Как-то успокоился. На самом деле еще даже до объявления состава - у нас у всех в сборной с началом отборочных стартов напряжение вдруг как будто рукой сняло. Нет, радость, что отобрался, конечно, есть. Но это ведь одновременно и ответственность.

- Обиды никто не держит?

- Все все прекрасно понимают. Какие могут быть обиды? По крайне мере я так думаю.

- Не могу не спросить про тот комбайн на чемпионате мира в Риме, когда на заключительном круге в борьбе за победу вы обогнали двукратного олимпийского чемпиона Андрея Моисеева.

- Я не верил, что могу его догнать, обогнать, да еще и выиграть на финише. Серьезно. Когда подбежал к нему, думал: стоит или не стоит выходить вперед? Это вопрос тактики - рано обгоню, он меня потом "сожрет". Но я решил сразу дать, как говорят, на все деньги. И получилось!

- После Рима был финал Кубка мира в Китае, где вы оказались непривычно далеко в итоговом протоколе. Что случилось?

- До коня я шел в лидерах, но на лошади проехал плохо и откатился куда-то в район 10-го-11-го места, кажется. Я понимал, что, если чисто отстреляю, могу "вбежать" в пятерку. Но на втором рубеже "подзастрелился", и меня обогнали люди, которые хорошо бегут. Понял, что план мне не выполнить. А зря насиловать организм не стоило. Чем меньше нагрузка, тем быстрее я смог бы начать готовиться к Олимпиаде. Поэтому я чуть-чуть себя "сэкономил".

- Был вариант вообще не ездить в Китай?

- Лично для меня этот старт был очень важен. Там всегда очень интересные лошади, и я получаю там ценный опыт. Плюс можно потренировать фехтование в условиях, когда ты не выспался. А в Китае я всегда плохо сплю. Вот две причины, по которым я туда поехал. Несмотря на плохое выступления, считаю, получил там много плюсов.

- Вы давно уже возглавляете мировой рейтинг, выиграли чемпионат мира-2012 и недавний "Кубок Кремля". Вместо того чтобы "шифроваться" перед Олимпиадой, получается, у вас все карты напоказ. Вас это не волнует?

- Вообще-то нет. Мне скрывать нечего. У меня есть сильные стороны, все их прекрасно знают, есть слабые, тоже всем известные. Но все равно на соревнованиях основная борьба идет не с соперниками, а с собой. Пока пятиборец этого не поймет, так и будет где-то там, далеко. Еще, конечно, важно удачу поймать за хвост. Тогда вообще все сложится. Да, соперники действительно настраиваются на меня по-особому. Но для меня это призыв расти дальше, а не топтаться на месте. Изобретать что-то, чтобы противопоставить их разработкам. Это достаточно интересный процесс.

- И статус фаворита не пугает?

- Да нет. Я пытаюсь спокойно к этому относиться. Это как вратарь перед пенальти. У него же всегда преимущество, потому что он знает, что может мяч отбить. Хотя бывает, что не получилось. Пытаюсь такой логики придерживаться.

- Мандража нет?

- Пока нет (улыбается). Но наверняка будет, и очень сильный.

- В такой ситуации можете подойти за советом к опытному человеку Моисееву? Или это исключено?

- Нет, почему же? Другое дело, что мы с Андреем совершенно разные люди. Потому и психологическая подготовка перед стартом у нас разная. То, что подходит ему, в моем случае может сгубить все дело. Например, он, чтобы не мандражировать, старается больше общаться, смеяться. А мне, наоборот, надо уйти в себя, это меня успокаивает. Именно поэтому я вряд ли пойду с какими-то тонкими психологическими вещами именно к нему. Хотя общие вопросы обязательно буду задавать. Все-таки Олимпиада для меня - совершенно новый старт.

- Какой вид из пяти может стать ключевым на Олимпиаде, на ваш взгляд?

- Не могу ответить, я же там ни разу не был (смеется). Думаю, там все важно. Но прежде всего - не перегореть и сделать свое. А там уже надо смотреть по ситуации.

- Сейчас в качестве основных конкурентов российских пятиборцев на Олимпиаде все чаще называют итальянцев. Согласитесь?

- Да. И насчет англичан соглашусь. Любая страна, какую не возьми, может достаточно высоко прыгнуть. Это же Олимпиада.

- Вас, кстати, не удивило, что британцы не везут в Лондон неоднократного рекордсмена мира в плавании среди пятиборцев Джеймса Кука?

- Честно говоря, удивило. Он молодой спортсмен, и Олимпиада могла бы дать ему определенный толчок. Но таковы уж у них критерии отбора. Хотя я думал, что Кук на Играх выступать будет.

- После объявления состава тренеры отметили, что ваш тандем с Моисеевым представляется им очень эффективным сочетанием молодости, спортивной наглости и опыта. Говорилось и о некой командной работе. Имелось ввиду, что вы должны работать слаженно, насколько это возможно, в первых видах, а потом разбираться между собой в комбайне?

- Примерно так. Такое действительно возможно - могу судить по тому, как мы работаем в тандеме с Сережей (Карякиным. - Прим. Е.К.). А уже в беге каждый сам за себя. Хотя опять же, бывают разные случаи. Например, я в комбайне кричал, подбадривал Сережу в Бразилии, а он меня - в Риме. У нас в сборной командный дух на самом деле очень высоко развит, что радует.

 Екатерина КУЛИНИЧЕВА