ВОЛЕЙБОЛ
Главный тренер молодежного состава "Уралочки-НТМК" Борис Брешчич рассказал корреспонденту "СЭ", почему он предпочитает работать с молодыми, много шутить и носить дорогие костюмы.Несколько дней назад Борис Брешчич поднимал кубок Молодежной лиги по волейболу, а сегодня в небольшом, но дорогом бутике примеряет новые туфли и, как обычно, много шутит. "У вас сегодня шопинг?", – поинтересовался я. "Был очень трудный сезон, я устал психологически, мне нужна какая-то разгрузка", – ответил он. Мы отправились в кофейню, где и было запланировано интервью. Борис не очень хорошо говорит по-русски, но он принципиально отказался от переводчика, уж очень сильно ему хотелось попрактиковать наш сложный язык.
– Борис, очень мало информации о вас в Интернете, расскажите немного о себе.
-Я из города Пула (Хорватия. – Прим. "СЭ"). Город маленький, все с детства любят спорт, поэтому у нас много футбольных, баскетбольных, волейбольных площадок. До учебы и после все идут на площадки заниматься спортом – это модно и передается уже из поколения в поколение. Я играл в волейбол, был пасующим, но позже понял, что нужно зарабатываться деньги, а не играть (смеется). Я поступил в университет физической культуры и параллельно устроился работать в одну фирму, там я отвечал за активный отдых сотрудников. Был тренером по теннису, лыжам, баскетболу, футболу. Мой офис был на стадионе, туда приходило очень много тренеров разных видов спорта. Я ходил рядом, слушал, что они говорят, что советуют.
– Вы ведь очень рано стали профессиональным тренером по волейболу?
– Примерно в 20 лет я уже стал тренировать волейбольный клуб "Пула", а с 1990 года работал в молодежных сборных Хорватии. Когда я был ребенком, в школе проводились разные спортивные игры, и уже тогда я сразу думал о том, как нужно тренироваться, чтобы быть на соревнованиях лучше другого класса.
– Интересно, почему работаете именно с молодежным составом?
– Молодые дают энергию. Мне много лет и энергии у меня много. Я даже не понимаю, сколько мне лет, я думаю, что я еще молодой.
– Мне кажется, что молодежный состав в какой-то степени тренировать даже сложнее?
– Браво, браво. Мы каждый день учим на тренировках: шаг вперед, левая рука вперед, локоть назад, пальцы сюда, колено сюда, спину сюда. И так каждый день, еще и работаешь над психологией. Я тренировал и женщин, и мужчин, но с девушками лучше работать, они слушают, они дисциплинированнее. На парня можно просто крикнуть и сказать, что он должен сделать, а с женщинами нужно общаться с помощью шуток, им так интереснее. Поэтому я иногда говорю им что-нибудь на хорватском, например – "ты лепотица" ("красотка" на хорватском. – Прим. "СЭ"). Я делаю это специально, это расслабляет, на лицах появляется сразу улыбка. Если не будет позитива, то и не получится работать.
– Вы всегда так шикарно выглядите, сразу и не скажешь, что вы тренер, скорее киноактер…
– Девушки постоянно говорят – наш тренер такой красивый, такая у него рубашка, пиджак, какой он элегантный. Знаешь, женщинам это нравится. А бывает же, что приходит тренер с животом, с сигаретой, с запахом алкоголя. Нужно любить себя, подавать хороший пример, тогда на тебя будут смотреть и говорить – я хочу, как он!
– С Николаем Карполем вы познакомились, когда он приехал в Загреб в 90-ые?
– Да, я тогда с командой два раза выиграл чемпионат, и Николай захотел познакомиться. Как так паренек из маленького города стал два раза чемпионом. Мы говорили, что нам Бог послал Николая, чтобы поднять хорватский волейбол. Он такой великий тренер, мне было как-то неудобно, я старался держаться дальше, я так воспитан. Он – олимпийский чемпион, чемпион мира, а что я? Я – чемпион Хорватии. Но постепенно, шаг за шагом, мы начинали общаться все больше и больше. У нас с ним была договоренность, что каждый год в Пулу должны приезжать играть две волейболистки из "Уралочки". Например, Екатерина Гамова и Ольга Толмачева играли у нас.
– Давайте поговорим о вашем нынешнем "золотом" сезоне, вы ведь выиграли 27 игр из 29 – это солидный результат, но обе игры проиграли "Протону"…
– Не хочу критиковать Молодежную лигу, но я не согласен с тем, что в плей-офф некоторые клубы специально приглашают к себе игроков из основного состава, хотят стать чемпионами, например, так делает "Протон". Как можно играть в Молодежной лиге в 23 года? Я думаю, тут нужно думать федерации. Раз играем в молодежный волейбол, так он должен быть молодежным. Вот мы выиграли много-много игр, а потом плей-офф, и все очки аннулируются. Зачем мы играли? Я не понимаю, за что мы играли. Но это только мое мнение.
– В нынешнем составе вашей команды уже виднеются будущие звезды волейбола?
- Есть, примерно, трое таких игроков, не хочу называть фамилии. Им сейчас нужно много работать над психологией.
– Может быть, Екатерина Макарчук?
– О да, это сто процентов. У нее все получится, если будет слушать то, что я говорю. Нужно постоянно делать шаг не влево или вправо, а только вперед. Проблема одна, нужно быть полностью, с головой, в волейболе. Есть талант, есть стремление, сейчас надо много работать с головой. Если голова на месте, то все будет нормально (смеется).
– "Уралочка" славится своей волейбольной школой, столько звезд совсем юными начинали свою карьеру в Екатеринбурге, но сейчас команде не удается удерживать лидеров…
– Игроки сейчас играют за деньги, а не за город. Будем реалистами, например, моя возможность 100 рублей, а ты приходишь и требуешь 500 рублей, и ты уезжаешь. Я понимаю таких игроков, знаю, что они любят Екатеринбург, любят "Уралочку", просто хотят больше зарабатывать.
– В США, например, на игры молодежных волейбольных команд собираются огромные стадионы, как сделать, чтобы в России было так же?
– Нужна хорошая пропаганда и маркетинг. Я был в Америке, там на игру любимой команды приходит весь институт. Спортсмены там – боги в институте, они – лучшие из лучших, все ровняются на них, носят одежду, как у них. А у нас такого нет. Например, мы играем игру в Екатеринбурге, в нашем городе столько школ и университетов, где все они на играх?
– Борис, в 2014 году вы покинули команду на один сезон, что произошло?
– (Смеется.) У меня закончилась виза, я совсем про это забыл. Нужно было ехать в Хорватию, делать новый паспорт, а это несколько месяцев, потом обратно в Екатеринбург, в эмиграционный центр. Я сказал – финиш, и уехал домой. Там у меня мама заболела, она инвалид, я хотел быть с ней.
– Какие задачи у команды на следующий сезон?
– Быть чемпионами! Нужно каждый год становиться лучше и лучше.
Вадим ШИХОВ