Десять подряд мировых рекордов, установленных во время Берлинского марафона, навсегда закрепили за трассой немецкой столицы статус самой быстрой в мире. Но на легкоатлетических форумах время от времени возникают споры о правомерности рекордов в Берлине, поскольку трасса, якобы, измерена неверно. "СЭ" решил разобраться в том, какие существуют методы замера трасс, и насколько они точны.
На самом деле те, кто утверждает, что длина марафонской трассы составляет не 42195 метров, правы. В реальности правильно замеренная трасса должна составлять 42237 метров, то есть на 42 метра больше. Сделано это в соответствии с правилами Международной федерации легкой атлетики. В этих правилах заложена погрешность измерений, и каждый километр должен быть отмерен после 1001 метра. В правилах сказано, что "дистанция не может быть короче фактической длины".
Самые "посвященные" утверждают, что трасса Берлинского марафона замерена строго по центру улиц, поэтому у спортсменов есть возможность срезать дистанцию по кратчайшему пути. Особенно обострились эти споры после мирового рекорда Денниса Киметто, который 28 сентября пробежал дистанцию за 2:02.57. "Я тоже бежал этот марафон, и мой навигатор показал, что длина дистанции в Берлине – 41400 метров! Там и я личный рекорд поставил", – утверждалось на одном из форумов. Если бы трасса Берлинского марафона действительно была на 800 метров короче, то она не получила бы международный сертификат. Тем более, марафон в Берлине – один из шести мейджоров, самых богатых и престижных марафонов мира.
Дистанции любых забегов, которые проводятся не на сертифицированных беговых дорожках, нуждаются в замерах. ИААФ рекомендует использовать для этого метод калиброванного колеса, но допускает использование и других способов замера. Для рекомендованного метода необходим велосипед, на переднем колесе которого с левой стороны установлен счетчик оборотов колеса, который известен как "счетчик Джонса".
Он был изобретен в 1961 году, через 30 лет была придумана его новая спецификация, незначительно отличавшаяся от оригинала, а с 2002 года ИААФ рекомендовала использовать это устройство для замера длины трасса. Этим, кстати, объясняется, почему мировые рекорды в марафонах не фиксировались до 2003 года, а назывались лучшими результатами.
Суть работы этого счетчика заключается в следующем. Каждая цифра на счетчике регистрирует один сегмент колеса. На старых счетчиках один оборот колеса равнялся 20 единицам, на новых этот показатель уточнен до 23,3 единиц. Для того, чтобы производить точные измерения, счетчик необходимо откалибровать, проехав для этого заранее известную дистанцию. Например, 500-метровый отрезок на прямом участке шоссе. Чтобы точно отмерить 500 метров, измерители ИААФ пользуются стальной рулеткой, прошедший контроль на специальном оборудовании.
Так делает, например, Дэвид Кац, который работает в техническом комитете ИААФ с конца 1970-х годов. Именно он производил замеры трасс олимпийских марафонов в Лос-Анджелесе, Атланте и Лондоне, он же тщательно замерял трассу знаменитого марафона в Нью-Йорке. Кац признался, что в начале 2000-х отдал свою стальную рулетку в лабораторию, чтобы выяснить, не деформировалась ли она, и оказалось, что она на 1,3 см длиннее. Таким образом, некоторые дистанции были измерены с расхождением в 5-7 метров.
После калибровки счетчика измеритель садится на велосипед и проезжает дистанцию марафона по максимально кратчайшему пути. Если раньше этот путь представлял траекторию, которая шла на расстоянии одного метра от края дороги и точно повторяла ее изгибы, то сейчас от поворота до поворота берется диагональ, а расстояние от края дороги уменьшилось до 30 см. Для того, чтобы правильно замерить дистанцию, необходимо как минимум два проезда, причем показания не должны отличаться больше, чем на 0,8 процентов длины дистанции. Для замера трассы олимпийского марафона в Атланте потребовалось 29 заездов.
Метод калиброванного колеса рекомендуется не только из-за точности замеров, тем более, что калибровка счетчика происходит ежедневно – ведь шины велосипеда имеют свойство расширяться или сужаться из-за температуры, но и из-за скорости, с которой этой происходит, и дешевизны. За шесть часов трассу марафона можно измерить. Впервые он был применен в официальных стартах ИААФ для замеры трассы марафона на Олимпиаде в Монреале в 1976 году, но тогда замер был параллельно проведен и другим методом, применяется в геодезии.
Участки трассы замеряются с помощью тахеометра. Точность данного метода не ниже, чем метода калиброванного колеса, но главный недостаток – ограниченность прибора. Одним измерением можно измерить расстояние до 500-600 метров. То есть на замер дистанции марафона необходимо примерно 85 измерений. Трассу марафона на Олимпиаде в Москве замеряли именно таким способом. В США такой метод замера не дает права соревнованиям получить сертификат на трассу, равно как и замер с помощью автомобильного одометра (а в России на многих марафонах так делают до сих пор). Там применим только метод калиброванного колеса.
На самом деле, существует еще как минимум два метода замера. Один из них – с помощью сверхточного наземного лазерного сканирования. Другой – с помощью GPS. Но если у первого метода недостаток один – дороговизна, то у второго – высокая погрешность. У каких-то самых продвинутых устройств она меньше, у каких-то – больше, но в любом случае она достаточно существенна, чтобы доверять измерениям, сделанным на основе GPS (A-GPS, D-GPS). К тому же, на качестве спутникового сигнала влияет множество факторов, и учесть их все просто невозможно.
Хотя этот метод намного безопаснее, чем поездка на велосипеде по действующим дорогам, во время которой порой приходится выезжать и на встречную полосу. Трасса горного марафона "Конжак", например, была измерена с помощью GPS, поскольку в данном случае велосипед со счетчиком Джонса применить невозможно. Так что лучше на сертифицированных трассах доверять организаторам, а GPS использовать для тренировок. И уж точно не нужно с помощью этой технологии доказывать, что Деннис Киметто, Уилсон Кипсанг или Хайле Гебреселассие просто грамотно срезали участки берлинской трассы.