Почему "Кардифф" зарабатывает больше "Баварии", а "Сассуоло" - "Зенита"

Telegram Дзен

"СЭ" изучил доходы от продажи прав на телетрансляции в чемпионатах Англии, Германии, Франции, Италии, Испании и России.

На днях британское издание Daily Mail составило список доходов клубов из ведущих европейских чемпионатов по заработкам от телевидения. В лидерах рейтинга оказались испанские "Реал" и "Барселона", английский "Ливерпуль" и итальянский "Ювентус". В числе неожиданных аутсайдеров - мюнхенская "Бавария":

Данных по российской премьер-лиге в исследовании не оказалось.

В этой связи стоит задаться вопросом: как в сравнении с ведущими европейскими чемпионатами обстоит дело с продажей прав на футбольные телетрансляции в России?

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Самый популярный чемпионат Старого Света зарабатывает больше других на продаже прав на телетрансляции. Пару лет назад премьер-лига подписала контракт с местными медиа-гигантами Sky и BT на три сезона. Договор вступил в силу с сезона-2013/2014. Сумма, прописанная в соглашении, рекордная - 3,018 миллиарда фунтов. Плюс к этому зарубежные трансляторы платят английским клубам еще более 1,5 миллиарда фунтов по действующим контрактам, но и это еще не все. Компания BBC дает 178 миллионов фунтов за показ лучших моментов главного матча игрового дня. Таким образом, итоговая сумма приближается к 5 миллиардам фунтов стерлингов за три сезона!

Что делает английский футбол таким привлекательным для спонсоров? Традиции и большая армия платежеспособных болельщиков по всему миру. Лучшие футбольные арены Старого Света. Звездные имена на футболках. Регулярное участие английских команд в решающих поединках еврокубков. Что мы получаем на выходе? Качественный телевизионный продукт в формате HD, готовый к употреблению на всех континентах.

Не остались в стороне от гигантских телевизионных доходов и представители шотландской премьер-лиги: все тот же Sky приобрел пакет прав на 2012 - 2017 годы плюс выторговал возможность показывать несколько игр "Глазго Рейнджерс" (самый титулованный клуб страны после финансовых проблем оказался в низших лигах). Наряду со Sky пятилетний контракт с шотландской премьер-лигой подписал платный американский канал ESPN: выплатит лиге в общей сложности 80 миллионов фунтов стерлингов, в то время как финансовые детали соглашения со Sky не раскрываются.

Как распределяются доходы от продажи прав в английской премьер-лиге?

Права на трансляции матчей премьер-лиги продаются пакетом (т.е. для всех 20 клубов сразу). Это вовсе не означает, что все клубы получают равную долю от телевизионного "пирога". Как видно из таблицы, лидером списка является вице-чемпион Англии "Ливерпуль" - 117,05 миллиона евро, а замыкает его аутсайдер - "Кардифф" (74,5 миллиона). Однако разрыв между первой и последней командой невелик - порядка 40 миллионов евро (в Испании он составляет 120 миллионов евро!). Причины в том, что английскую схему распределения доходов можно назвать умеренно социалистической: она не только не мешает зарабатывать топовым коллективам, но и помогает менее успешным клубам.

Итак, 50 процентов доходов премьер-лиги делится поровну, четверть распределяется строго в зависимости от места, занятого в чемпионате, а кому достанутся оставшиеся 25 процентов, зависит от самого телевидения: чью команду чаще показывают по английскому ТВ, тот и получает больше денег (еще один важный момент - некоторые клубы владеют собственными телеканалами, которые транслируют матчи любимой команды и приносят в клубную казну дополнительный доход). Поэтому неудивительно, что "Ливерпуль" образца прошлого сезона, показывавший яркий атакующий футбол и имеющий огромную армию болельщиков по всему Туманному Альбиону, оказался во главе списка.


"Ливерпуль" зарабатывает на телеправах больше других в Великобритании. Фото REUTERS

Кстати, все те же представители "Ливерпуля" последние несколько лет поднимают вопрос о пересмотре системы распределения доходов от телетрансляций за пределами Великобритании - сейчас поступающие средства делятся поровну между всеми 20 клубами. Генеральный директор "Ливерпуля" Иан Эйр имеет собственную позицию по этому вопросу: "Я убежден, что если вы болеете за "Ливерпуль" и живете в Ливерпуле, то подписываетесь на Sky для просмотра матчей "Ливерпуля", если вы поклонник "Болтона" - вы подписываетесь, чтобы смотреть игры "Болтона". Но, к примеру, в Куала-Лумпуре никто не подключается к Astro или ESPN, чтобы следить за матчами "Болтона". Или число таких людей крайне мало. Там почти все платят за трансляции премьер-лиги, чтобы наблюдать за встречами с участием "Ливерпуля", "Манчестер Юнайтед", "Челси" и "Арсенала".

Что предлагает Эйр? Все просто - обратиться к подходу, который используется при распределении прибыли от реализации медиаправ на территории Великобритании: 50 + 25 + 25.

Для тех стран, кто не в состоянии "потянуть" стоимость трансляций премьер-лиги, есть свой, проверенный годами пиратский способ: в сентябре в прессе появилась информация о том, что лидер КНДР Ким Чен Ын подписал декрет о показе по государственному телевидению матчей футбольного чемпионата Англии. Без каких-либо прав и соглашений. Такое решение связано с тем, что глава государства является большим поклонником "Манчестер Юнайтед" и нападающего команды Уэйна Руни. 

ГЕРМАНИЯ

Похожие с британской схемы распределения доходов также действуют в Германии и во Франции.

Так, в Германии компания Sky Deutschland приобрела пакет на показ матчей бундеслиги на 2013-2017 годы. Телекомпания получила права на трансляцию матчей по кабельному и спутниковому телевидению, а также в сети интернет и через мобильные устройства. Стоимость телеправ в среднем составляет 628 миллионов евро (сумма превышает показатели предыдущего контракта на 52 процента). Тут, правда, стоит оговориться - речь идет не только о бундеслиге, но и низших немецких футбольных лигах, которые получают не менее 20 процентов от обозначенной суммы.  Еще 70 миллионов приносят зарубежные телекомпании. Таким образом, из полученных цифр сами собой напрашиваются два простых вывода.

Вывод номер 1. Немецкий чемпионат продолжает вариться в собственном соку, и на долю внутреннего рынка приходится львиная доля всех поступлений от телекомпаний. При этом разница между доходами первой команды ("Бавария" - 37 миллионов евро) и последней ("Айнтрахт" Брауншвейг - 18 миллионов) - минимальная среди всех ведущих чемпионатов (19 миллионов евро).

Вывод номер 2. Бундеслига занимает последнее место среди чемпионатов большой пятерки (Англия, Испания, Италия, Германия и Франция) по количеству поступлений от продажи прав на телетрансляции, отставая даже от французской лиги 1 (она продает свой продукт за 750 миллионов евро в год). В чем причина? Низкие цены на билеты способствуют рекордной заполняемости немецких стадионов, но это, в свою очередь, создает проблемы телевизионщикам, которые пару лет назад с трудом преодолели рубеж в несколько миллионов подписчиков, достаточных для выхода на нулевой баланс. Интересный парадокс - испанские клубы зарабатывают на билетах и абонементах в полтора раза больше немецких коллег, хотя посещаемость в бундеслиге в 2 раза выше.

Вот и самый очевидный ответ на вопрос, как скромный валлийский "Кардифф", никогда не побеждавший в чемпионате Англии или Лиге чемпионов, может получать от телевизионных гигантов больше, чем грозная мюнхенская "Бавария" - лучшая команда Старого Света образца сезона-2012/13.

Как распределяются доходы от продажи прав в немецкой бундеслиге?

В Германии действует специфическая система набора баллов: 40 процентов очков получают команды, принимающие участие в текущем розыгрыше чемпионата в зависимости от расположения каждой отдельной команды в турнирной таблице в каждый отдельно взятый тур; 30 процентов отходит командам, принимавшим участие в прошлом чемпионате (2011/12); 20 процентов - тем, кто играл двумя годами ранее; 10 процентов - игравшим три года назад. При этом стоит отметить и то, что эти очки лишь определяют место команды при распределении денег, а не переводятся пропорционально в суммы, которые получают участники. В итоге все это выливается в то, что 18-я команда получает примерно половину того, что зарабатывает первая.

ИТАЛИЯ

Если в Германии клубы бундеслиги традиционно получают большие прибыли от рекламы в сравнении с другими европейскими чемпионатами, имея скромные поступления от телевизионщиков, то в Италии часть доходов от продажи прав на телетрансляции некоторых клубов превышает 60 процентов их бюджета.

Телекомпании Sky Italia и Mediaset приобрели права на показ матчей серии А с сезона-2015/16 и до сезона-2017/18 включительно. Sky Italia заплатила за показ 380 матчей чемпионата Италии следующего сезона 572 миллиона евро. Mediaset, владельцем которой является Сильвио Берлускони, получила права на показ 248 матчей команд первой восьмерки серии А за 373 миллиона евро. Таким образом, суммарная стоимость телеправ чемпионата Италии составила 945 миллионов евро. Это на 114 миллионов евро больше, чем лига получает по нынешнему трехлетнему контракту.

Как распределяются доходы от продажи прав в итальянской серии А?

Схема определяется шестью различными факторами. Самая большая часть (40 процентов) делится поровну. Вторая часть делится в зависимости от количества болельщиков (это 25 процентов), еще одна распределяется согласно результатам команды в последние пять сезонов (15 процентов). Далее - в соответствии с историческими достижениями команды (10 процентов), еще одна – по месту в турнирной таблице прошедшего сезона (5 процентов), и, наконец, – в зависимости от населения города-хозяина клуба (5 процентов).

По результатам этот сложной и не всегда понятной схемы (как, например, рассчитывается количество болельщиков?) на вершине рейтинга самых заработавших на ТВ клубов вполне ожидаемо оказались три титулованных клуба из севера Италии, проведших далеко не самый лучший сезон: чемпион - "Ювентус" (94 миллиона евро), 5-я команда чемпионата - "Интер" (80,4 миллиона) и 8-я - "Милан" (77,9 миллиона).


Скромные результаты, которые показывает "Милан" в серии А, не мешают команде Сильвио Берлускони оставаться в числе телевизионных лидеров. Фото AFP

ИСПАНИЯ

Испанская система, в противовес уже упомянутым чемпионатам Англии, Германии, Франции и Италии, крайне нелиберальна.

Как распределяются доходы от продажи прав в испанской примере?

Лига не продает матчи местного чемпионата, она продает встречи "Реала" и "Барселоны", остальные футбольные матчи фактически идут в качестве бонуса. Плюс к тому мадридцы и каталонцы имеют право заниматься реализацией прав самостоятельно.

Это приводит к тому, что гранды имеют чуть ли не половину от всех телевизионных поступлений - по  140 миллионов евро за сезон. Два ближайших конкурента, "Валенсия" и "Атлетико" (а это, на минутку, действующий чемпион страны), получают скромные  48 и 42 миллиона соответственно. Дальше разрыв только усиливается: 7 из 20 клубов примеры зарабатывают менее 30 миллионов, 5 клубов -  по 18 миллионов.

Само собой, многих эта система не устраивает. Так, член правительства Испании Мигель Карденал предлагает принять закон о коллективной продаже телевизионных прав на показ матчей примеры: "В прошлом году задолженность по выплате налогов испанских команд составила 670 миллионов евро, ранее эта сумма равнялась 750 миллионам евро. Распределение доходов от показа матчей примеры является огромной проблемой, потому что это очень важный источник финансирования команд. Наша цель заключается в том, чтобы клубы продавали права на показ матчей вместе, одним пакетом, который включает все команды".

Своеобразным шагом навстречу новой системе может служить сделка с крупнейшим мировым видеохостингом YouTube, который купил у телевизионной компании Mediapro права на трансляции обзоров каждого матча чемпионата Испании. Благодаря этому пользователи могут бесплатно смотреть нарезки голов и опасных моментов через 30 минут после финального свистка каждого матча примеры, сегунды и Кубка Испании (за исключением финала).

РОССИЯ

Два года назад РФПЛ подписала новый трехлетний контракт с "НТВ-Плюс". Спутниковый оператор заплатил за право показа матчей чемпионата России 4,66 миллиарда рублей. При этом он же получил от учрежденной РФПЛ компании "Лига-ТВ" более 1,57 миллиарда рублей. В результате реальная стоимость прав составила чуть больше 3 миллиардов (для сравнения, итальянский пакет стоит миллиард евро).

Также в отчете оператора за 2011 год указано, что права на трансляцию Лиги чемпионов, Лиги Европы и Суперкубка УЕФА в трех сезонах - 2012/13, 2013/14 и 2014/15 - стоили "НТВ-Плюс" 96 миллионов евро (или 3,8 миллиарда рублей) без учета налогов. Таким образом, последние расценки на трансляцию российского чемпионата оказались сопоставимы со стоимостью прав на самые престижные европейские турниры.

Как распределяются доходы от продажи прав в российской премьер-лиге?

Трудно найти достоверный источник, указывающий точные суммы, которые достались по условиям контракта непосредственно российским футбольным клубам: так, генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов пару лет назад озвучил в прессе сумму отчислений для своего клуба - 10 миллионов долларов, добавив: "На отчислениях от показов по телевидению наших матчей на европейской арене, в Лиге чемпионов, мы уже сейчас неплохо зарабатываем. А телеправа РФПЛ сейчас явно недооценены… Та система продаж, которая есть сейчас, заключается в том, что все продается одним пулом. И дальше этим никто не занимается, продали - и все, не наша головная боль. Вот за счет такого подхода телетрансляции недооценены примерно на 40 процентов. Сегодняшний потенциал  матчей РФПЛ – это 100-120 миллионов в год".

Отсюда мы получаем весьма печальные цифры: даже по самым оптимистичным расчетам, 100 миллионов долларов на 3 сезона от "НТВ-Плюс" дают самым богатым российским клубам отчисления, несопоставимые даже с аутсайдерами чемпионатов Италии ("Сассуоло" - 17,9 миллиона евро), Испании ("Альмерия" - 18 миллионов), Германии ("Айнтрахт" Брауншвейг - 18 миллионов) и Франции ("Аяччо" - 13,7 миллиона). Доходы же одного отдельно взятого "Кардиффа" (74,5 миллиона) и вовсе почти синонимичны всей стоимости контракта РФПЛ и "НТВ-Плюс"!


Доход от матчей самых популярных российских клубов далек от европейских. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

Вчера о недовольстве клубов РФПЛ уровнем нынешнего заработка от продажи прав на трансляцию матчей чемпионата России напомнил президент лиги Сергей Прядкин: "Ранее доходы от продажи телеправ были мизерными - 1-1,5 миллиона евро. В 2012 году мы подписали новый трехлетний контракт. По сути, "НТВ-Плюс" была единственной компанией, готовой платить деньги за показ российского футбола. Лига довольна тем, что есть платформа, реально заинтересованная в показе отечественного чемпионата. С "НТВ-Плюс" у нас очень хорошие отношения. Но клубы не устраивает доходная часть. Нам бы хотелось зарабатывать от реализации телеправ больше денег, чтобы наш телепродукт стоил дороже…. Клубы хотели бы зарабатывать 200-300 миллионов евро в год. Но когда мы достигнем подобных результатов, спрогнозировать пока непросто".