"СЭ" – о том, как нынешняя экономическая ситуация в стране может сказаться на нашем футболе
Александр ПРОСВЕТОВ
Национальный футбол определился вчера днем с формулой "10+15", регулирующей количество иностранцев и владельцев российских паспортов в заявке клубов премьер-лиги. Примерно тогда же биржевой курс евро поднялся до символичной отметки в 100 рублей.
Поневоле возник вопрос: будут ли клубы в новых финансовых условиях использовать разрешенную квоту в 10 легионеров – или сама экономика обеспечит "импортозамещение"? Просто потому, что работодатели окажутся не в состоянии платить в прежних объемах тем футболистам, у которых контракты заключены в иностранной валюте.
Исполком РФС: говорили о лимите, думали о валюте
В каких-то масштабах, которые пока невозможно оценить, сокращение иностранной рабочей силы наверняка произойдет. Тем более что и формула "10+15" его потребует. Вместе с тем призыв "потреблять отечественное" при всей своей привлекательности частично наталкивается на ту же препону – неблагоприятное развитие валютного курса: не у всех россиян контракты в рублях!
Более того, здравый смысл, как и имеющиеся у нас сведения, позволяют судить о том, что в "евриках" зарплаты начисляются не последним людям. Теперь эти наши соотечественники повисли тяжелой гирей на клубных бюджетах точно так же, как иностранцы. И ведь не каждого при раздутых контрактах продашь за рубеж, если даже пожелаешь. Средние клубы не потянут, "Реал" не ждет.
– Ничего не могу сказать про трансферные планы. У меня до сих пор нет бюджета на следующий год, и мы не понимаем, как нам его принимать, – сокрушалась президент "Локомотива" Ольга Смородская, когда на прошлой неделе побывала в гостях у "СЭ".
Ольга Смородская: "Я за полную отмену лимита"
За те дни, что прошли после ее визита, положение не только не стабилизировалось, оно стало еще более беспокойным. Время сейчас работает против рубля – чем дальше в лес, тем больше пугающего тумана.
В начале августа, когда Матье Вальбуэна подписал контракт с "Динамо", евро стоил около 48 рублей. Таким образом, француз в перерасчете на рубли обходился в 144 миллиона в год. По официальному курсу на сегодняшний день в 76 рублей за евро, ему надо платить уже 228 миллионов. Что будет потом, одному богу известно.
При этом самих иностранцев едва ли волнуют финансовые шторма и суммы в российской валюте. Во всяком случае, если они не собираются делать в России действительно крупных приобретений. Разве что одолевают сомнения насчет выполнения обязательств.
Да что Вальбуэна! Халк, который нынче обходится в 457 миллионов рублей, в сентябре 2012 года, когда он связал свою судьбу с "Зенитом", "стоил" в зарплатном выражении 244 миллиона, то есть почти так же, как теперь француз, который зарабатывает вдвое меньше!
Впрочем, это не только приблизительные, но и примитивные расчеты. Расходы клубов тщательно скрываются от посторонних глаз, доходы – тоже. Вполне вероятно, что у кого-то в бюджет изначально заложены суммы в евро, которые акционеры и спонсоры извлекают благодаря своей профильной деятельности, так что никто не побежит с чемоданом рублей в обменник.
Тем не менее сегодня не кажутся невероятными слухи о возможном расставании "Зенита" с отдельными иностранными звездами. Очевидно, что у "Газпрома" непростые времена, и некоторая экономия средств на футболе может показаться уместной. Ведь в России футбол, словно попутный нефтяной газ: не столько отдачу приносит, сколько горит красивым факелом.
Особенно угрожающая ситуация складывается для провинциальных клубов, зависящих от местных бюджетов и в то же время имеющих игроков на контрактах в иностранной валюте. "Российская ориентация" тульского "Арсенала" в данном случае ему на руку. А вот за "Амкар" и "Ростов", которые и без обвала рубля накопили задолженности, тревожно. Хотя о реальной ситуации в каждом конкретном случае при непрозрачности в футбольно-финансовой сфере можно лишь догадываться.
Наконец, свистопляска с рублем грозит осложнить осуществление планов, связанных с ЧМ-2018, и, в частности, привести к удорожанию строительства спортивных арен.
Рабочая сила у нас хоть отечественная, хоть гастарбайтерская, оплачивается в рублях, зато многие материалы поставляются из-за рубежа. Вот и Смородская изумлялась, что не слишком замысловатые конструкции, необходимые для возведения манежа в Черкизове, пришлось завозить из Бельгии – пока ни одно российское предприятие почему-то не готово изготовлять эти штуковины, соблюдая все параметры.
Можно не сомневаться, что в проекты сооружения стадионов, спортивных баз, аэропортов, гостиниц и прочего тоже заложен импорт всякой, казалось бы, ерунды, которая теперь "дороже чугунного моста". Правда, время еще есть, чтобы мобилизовать доморощенных кулибиных. Их, в отличие от мастеров-футболистов, в стране достаточно. Надо только поискать да заинтересовать.
Николай Толстых: "Я голосовал за другую форму лимита" //
Роман Асхабадзе: "Из-за курса рубля бюджет любого клуба претерпит изменения"
"ЛЕГИОНЕРЫ МОГУТ ВСТАТЬ НА ДЫБЫ"
Руководители нескольких клубов РФПЛ спрогнозировали, как эта ситуация скажется на финансовом положении их команд
Владимир ЯКУНИН, президент РЖД:
– Мы работаем в рублевом диапазоне, поэтому и деньги зарабатываем в рублях, – отметил Якунин в эфире телеканала "Россия 24". – Что касается "Локомотива", то совет директоров в ближайшее время рассмотрит предложения правления клуба по финансированию, и тогда будем принимать решения.
В тех сферах, где мы говорим о развитии физкультуры, спорта, валютные расходы будут соответствовать параметрам бюджета, и какой-то заметной редакции, в смысле снижения, по всей видимости, не будет.
Борис РОТЕНБЕРГ, президент "Динамо":
– Ситуация для клуба тяжелая. Но все равно будем двигаться вперед, находить возможности. Выход из любого, даже самого трудного положения всегда есть. Если не будет возможности использовать дорогостоящих футболистов, то станем делать ставку на молодежь.
Александр ТУКМАНОВ, президент "Торпедо":
– Нас эта ситуация коснется в меньшей степени, чем других клубов. Контракты заключены в рублях, за исключением одного-двух легионеров. Что ж, будем как-то выходить из положения.
Думаю, трудности прежде всего возникнут с организацией сборов за рубежом. Их надо проплачивать в валюте, переводя деньги за границу. Но ничего не поделаешь, вся страна живет в таком режиме. Стоит ли теперь проводить сборы на юге России? Думаю, пока еще инфраструктура к этому не готова. Сочи или Крым? Рассматривался вариант с Евпаторией, но пока решили полететь за рубеж.
Григорий ИВАНОВ, президент "Урала":
– Курс евро достиг уже 100 рублей?! Да ладно! – воскликнул Иванов. – Еще недавно было 80… Ну и дела… Рассчитывали один бюджет, а теперь и не знаю, что делать. Надо все проанализировать, конечно.
Зарплата у нас в рублях. Но сложности с легионерами могут возникнуть. Они ведь приезжали к нам, когда евро стоил 40 рублей, а теперь… Будем разговаривать. Объективно могут встать на дыбы! Ох. Будет, конечно, проблематично ездить на сборы за рубеж. Но, понимаете, у нас в стране провести сборы ненамного дешевле… Покупка легионеров этой зимой, похоже, исключена.
Александр ШИКУНОВ, вице-президент "Ростова":
– Откуда я знаю, что произойдет? Рубль валится и валится… Еду по Тверской, а по радио через каждые пять минут валютные цифры меняются… Нам, маленьким клубам, в такой ситуации гораздо легче, чем большим. В тех копейках, в которых мы были, мы и остались. А у топ-команд в этом плане действительно катастрофа. Их руководители в шоке.
Зарплата у легионеров в рублях. Сборы мы уже успели проплатить, дай бог, съездим. Как будем себя вести на трансферном рынке? Да кто ж его знает. Сейчас вообще ничего нельзя спрогнозировать. Каждый день в стране все меняется. Все уже не от нас зависит, не от футбола.
Виталий АЙРАПЕТОВ, Павел АЛЕШИН