Игорь РАБИНЕР
НА СЛУХУ
Александр ПРОСВЕТОВ
В полку питерских португальцев, вероятно, прибывает. Да и среди старых знакомцев Андре Виллаша-Боаша тоже. Если трансфер Жоау Моутинью состоится, то в рядах сине-бело-голубых появится второй вслед за Халком человек из прекрасной команды "Порту", которая в сезоне-2010/11 под руководством нынешнего зенитовского тренера сделала покер: чемпионат, Кубок и Суперкубок Португалии плюс Лига Европы.
Моутинью, как и Халк, зимой-весной 2011 года принял участие во всех четырех матчах с российскими соперниками. Тогда "драконы", напомним, одолели ЦСКА (1:0, 2:1), а потом спалили дотла "Спартак" (5:1, 5:2).
Между тем в юные годы Моутинью был "львом". С 13 лет он воспитывался в системе лиссабонского "Спортинга", в семнадцать его включили в основную команду, в восемнадцать играл в неудачном для его клуба финале Кубка УЕФА-2005 против все того же ЦСКА, а в двадцать был произведен в капитаны. В этом возрасте, когда в России радуются буквально любому появлению на поле, молодой человек успел добраться до цифры в сто официальных матчей за клуб!
Когда по окончании сезона-2007/08 Моутинью засобирался в "Эвертон", руководство увеличило ему зарплату втрое, сделав самым высокооплачиваемым игроком команды (140 тысяч евро в месяц). Это сохранило полузащитника в "Спортинге" еще на два сезона.
А потом случился переход в стан неприятелей из "Порту", который как раз возглавил Виллаш-Боаш. Президент "львов" Жозе Эдуарду Беттенкур объяснил сделку с конкурирующей фирмой тем, что клуб просто не захотел "держать в своем саду гнилое яблоко". Между тем 11 миллионов евро, вырученных за "испорченный продукт", были рекордным трансфером внутри Португалии.
После победы в Лиге Европы Виллаш-Боаш ушел в "Челси", а Моутинью с Халком выиграли еще одно чемпионское звание. После этого их пути разошлись. Бразилец отправился в Санкт-Петербург, португальца же сватали в "МЮ", "Челси" и "Тоттенхэм", в котором к лету оказался теперешний тренер "Зенита". "Шпоры" уже договорились и с игроком, и с "Порту", но сделка сорвалась в самый последний момент. Оформление трансфера опоздало буквально на несколько минут. В полночь окно в Лондон захлопнулось – и Моутинью остался в Португалии, чтобы выиграть ее первенство в третий раз подряд.
В следующем сезоне он ушел в "Монако" в комплекте с Хамесом Родригесом за 70 миллионов евро. Колумбиец, правда, оценивался дороже (45 миллионов). В княжестве партнером этих двоих стал еще один бывший "дракон" – Фалькао.
В первом французском сезоне Моутинью скорее разочаровал. Ждали большего. Видимо, сказалась единичка в графе забитых мячей, да и этот гол состоялся лишь благодаря тому, что португалец, исполняя штрафной с фланга, застал врасплох "заснувшего" вратаря "Реймса" прямым ударом в створ.
Хотя вообще-то Моутинью никогда не отличался результативностью. Пять голов в этом сезоне, включая победный в матче группового турнира Лиги чемпионов в ворота "Байера" (1:0), – высокий для него результат. Чаще полузащитник забивал выверенными ударами, но один раз (во встрече с "Тулузой") изловчился и при своем невысоком росте (170 м) подрезал мяч головой у ближней штанги.
Козырем Моутинью всегда было умение сделать тонкий пас. Благодаря нему он ярко проявил себя на бронзовом для Португалии Euro-2012, направляя действия Криштиану Роналду и партнеров. На том турнире Моутинью принял участие во всех матчах сборной. Вот только не реализовал 11-метровый в начале серии после полуфинала с Испанией. Впрочем, решающим тогда стал промах зенитовца Бруну Алвеша.
В чемпионате Франции-2013/14 португалец сделал шесть результативных передач и разделил с Вальбуэна и Бальмоном из "Лилля" 10-е место среди лучших ассистентов, в прошедшем первенстве таких пасов у него было пять.
Нельзя сказать, что это выдающиеся показатели. Хамес Родригес стал год назад лучшим ассистентом с 12 передачами, а Пайет из "Марселя" в этом году и вовсе достиг уровня в 16 пасов. Да и по средним оценкам португальца опережают нынче партнеры из средней линии "Монако" – Тулалан, Бернарду Силва, Феррейра-Карраско.
Однако Виллаш-Боаш не понаслышке знает, на что способен его бывший игрок. Нет сомнений, что именно он проявил заинтересованность в воссоединении Халка и Жоау Моутинью.