Fair play по-динамовски

Telegram Дзен
Вчера банк ВТБ заявил о передаче контрольного пакета акций ФК "Динамо" Всероссийскому физкультурно-спортивному обществу "Динамо"

Александр ПРОСВЕТОВ

"Банк ВТБ и Общественно-государственное объединение "ВФСО "Динамо" пришли к соглашению об уступке 74 процентов акций ЗАО "Футбольный клуб "Динамо-Москва", принадлежащих ВТБ, в пользу общества. Данный шаг позволит клубу выполнить требования финансового fair play, – сообщается в пресс-релизе банка. – Банк ВТБ и в дальнейшем планирует оказывать всестороннюю поддержку футбольному клубу "Динамо" в объеме, не противоречащем требованиям финансового fair play".

История взаимоотношений "Динамо" и ВТБ началась летом 2006 года, когда еще при Алексее Федорычеве банк предоставил клубу кредит на 20 миллионов долларов. В то время глава Fedcominvest, занимавший в клубе пост председателя Совета директоров, понял, что территории Петровского парка ему не видать. Интерес к проекту у него сразу угас. И встал вопрос, кому перейдет его доля (71 процент) и соответственно контрольный пакет акций.

Осенью дело шло к тому, что это будет ВТБ. Однако банк продлил действие спонсорского соглашения с ЦСКА и дал задний ход в отношении бело-голубых.

В начале 2007 года Федорычев продал свою долю Управляющей компании "Динамо", созданной еще в 2002 году для реконструкции стадиона и территории Петровского парка. На тот момент эта компания полностью принадлежала второму акционеру – ЦС ВФСО "Динамо", совершившему сделку с бывшим боссом за счет кредитной линии ВТБ.

2006 год. Сергей СТЕПАШИН и Алексей ФЕДОРЫЧЕВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Летом 2007 года сообщалось, что за год банк уже вложил 200 миллионов долларов в консолидацию активов общества, осуществление предпроектных работ и финансирование футбольного клуба, всего же он был готов инвестировать миллиард. Вернуть деньги ВТБ рассчитывал за счет реализации проекта в Петровском парке. Клуб между тем продолжал жить в кредит, если не считать трансферы Данни да Семшова в "Зенит".

Наконец, в начале 2009 года ВТБ, не продлив отношения с ЦСКА, подписал меморандум о сотрудничестве с "Динамо". С одной стороны, он стал его генеральным спонсором, с другой – собственником, приобретя 74 процента в футбольном клубе, а также 75 процентов минус одна акция в ЗАО "Управляющая компания "Динамо" (застройщик проекта "Петровский парк").

Тут-то и была заложена бомбочка под сегодняшний день – владелец и спонсор в лице одной компании, хотя тогда финансовым fair play еще только пугали, и никто не понимал, насколько эта страшилка серьезна. Инициатива Мишеля Платини обрела реальность с 2011 года, да и то поначалу клубы – участники еврокубков должны были лишь доказать, что у них нет просроченных финансовых обязательств. Только с сезона-2013/14 УЕФА стал проверять на предмет убыточности бухгалтерию за два предыдущих года, а теперь под его "колпаком" оказались три последних сезона.

При этом, когда между владельцем и спонсором существуют некие экономические или родственные связи, УЕФА особенно пристально изучает контракты на предмет их соответствия рыночным ценам (хотя это и весьма субъективно). Например, "ПСЖ", принадлежащий фонду Qatar Investment Authority, которым руководит катарский эмир, вызывает постоянные подозрения, если речь заходит о соглашениях с организациями из Катара, будь то банк или национальная туристическая компания. Всем же понятно, что монарх может бросать в Париж средства из "царской казны".

ДУГЛАС. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Впрочем, в случае "Динамо", не допущенного в следующем сезоне к участию в Лиге Европы, роптать бесполезно: комиссия УЕФА сочла, что спонсорский контракт с ВТБ (около 4 миллиардов рублей в год) превышает рыночную стоимость более чем в десять раз. А ведь у клуба есть и много других "неполадок". Доля зарплат футболистов в бюджете превысила рекомендованный максимум в 70 процентов, слишком много игроков уходили бесплатно, семь лет платится аренда за "Арену Химки", хотя на старом "Динамо" можно было закрыть лишь аварийные сектора, если они и впрямь представляли угрозу для жизни людей, во что, откровенно говоря, не верится.

Возникает вопрос, каким образом клуб "проскочил" в Лигу Европы в завершившемся сезоне. Так дело в том, что проверка шла долго, почти с того самого момента, как "Динамо" завоевало право стартовать в этом турнире. А вердикт был оглашен уже весной, и его санкции направлены в будущее.

Партнерство с ВТБ у клуба, естественно, продолжается. Управляющей компании "Динамо", занимающейся строительством стадиона, операция по передаче акций не коснулась, и по завершении проекта клуб будет получать от арены дивиденды, которые сможет радостно показывать инспекторам УЕФА.

Что касается передачи во владение ВФСО "Динамо" клубных акций, то в пресс-релизе сказано: "Данный шаг позволит клубу выполнить требования финансового fair play".

Как? Да кто же вам изложит конкретику! Очевидно, для потока средств от ВТБ проложат более сложное русло. Странно, что об этом, проявив беспечность, не позаботились ранее. На что надеялись, непонятно.

Евросанкции для "Динамо" // Уйдут ли Кокорин и Вальбуэна вслед за Гранатом и Юсуповым? // Гурам Аджоев: "Вальбуэна никуда не уходит!" // Гурам Аджоев: "Из всех ушедших жалею о Кураньи" // Кристофер Самба: "В Африке в наш автобус стреляли и швыряли камни. Мне ли бояться разговора с фанатами?" // Андрей Головаш: "Клуб Льва Яшина опозорен на весь мир"