Трансфер французского нападающего Антони Марсьяля в "Манчестер Юнайтед" ошеломил. 80 миллионов евро, пусть четверть этой суммы составляют бонусы, – сумасшедшая цена для футболиста, которому 20 лет исполнится только через три месяца и у которого за плечами лишь полсотни матчей в чемпионате Франции и ни одного – за национальную сборную.
80 миллионов – это больше, чем стоимость Зидана при переходе в 2001 году из "Ювентуса" в "Реал" (73,5 миллиона) или бюджет такого крепкого клуба как "Лилль" (70 миллионов), это вдвое превосходит бюджет "Ниццы", удивляется L’Equipe. Да что говорить, если и для "МЮ", второго клуба-богача в мире после "Реала", это половина телевизионных заработков в 2014 году!
Марсьяль, чья фамилия переводится с французского как "боевой", происходя от того же корня, что имя бога войны Марса, не только стал самым дорогостоящим французским футболистом в истории. Он также ворвался в пятерку самых крупных трансферов за все время, расположившись вместе с Хамесом Родригесом вслед за Криштиану Роналду, Бэйлом, Неймаром и Суаресом.
Талант нападающего очевиден. Еще перед стартом прошлого сезона обозреватель L’Equipe Венсан Делюк в беседе со мной сравнил Марсьяля с молодым Анри и выразил мнение, что форвард сыграет за сборную уже на Euro-2016. Очень может быть. Но, приняв в минувшем сезоне участие в 48 играх (с учетом всех турниров), форвард лишь 26 раз выходил в стартовом составе. А в национальную команду Дидье Дешам пригласил его только сейчас – на сентябрьские товарищеские матчи с Португалией и Сербией.
Сам Дешам перед началом сбора "трехцветных" дал происшедшему исчерпывающую оценку:
– Это инвестиция. Когда два года назад Марсьяль ушел из "Лиона", все говорили: "Как "Монако" мог уплатить за него 5 миллионов?! Когда президенты и тренеры считают, что у игрока есть потенциал и что со временем он может принести прибыль, они вкладывают деньги. У английских клубов колоссальные средства. Они предлагают суммы, от которых невозможно отказаться. Стоит ли Марсьяль таких денег? Не знаю.
Примечательно, что авторитетный в вопросах футбольных финансов сайт transfermarkt.com оценивал игрока в 8 миллионов, то есть в десять раз меньше той цены, которую уплатил "МЮ". В исследовании компании Soccerex Fooball Value Index указывалась сумма 13,7 миллиона. При этом среди самых привлекательных игроков Европы в возрасте до 20 лет француз занимал 17-е место. Наконец, базирующийся в Невшателе Международный центр спортивных исследований (CIES) перед открытием трансферного окна считал, что цена форварда 18 миллионов, а после вызова в сборную – 25, от силы 30 миллионов. Но, как известно, товар стоит ровно столько, сколько за него готов выложить покупатель. Футболист – тоже. Хотя, как заметил глава футбольного центра CIES Раффаэле Поли, на рынке случилась аномалия: "Манчестер Юнайтед" либо слепо сделал ставку на будущее, либо клуб полагает, что игроку до сих пор не дали шанса в полной мере проявить себя.
"Лион", кстати, хотя и продешевил, отпустив 17-летнего Марсьяля, теперь рассчитывает примерно на 10 миллионов евро в виде отчислений за своего воспитанника. "Монако" же и вовсе взял курс на перепродажу молодых игроков. Времена, когда Дмитрий Рыболовлев выкладывал 60 миллионов евро за Фалькао, остались в прошлом.
Помимо Марсьяля, клуб из княжества отпустил Кондогбья ("Интер", 40 миллионов по разным данным), Абденнура ("Валенсия", 30 миллионов), Кюрзава ("ПСЖ", 24 миллиона), Феррейра-Карраско ("Атлетико", 20 миллионов), Окампоса ("Марсель", 7,5 миллиона) и Изима-Мирена (ПСВ, 2,4 миллиона). В сумме касса пополнилась, по данным L'Equipe, немногим более чем на 200 миллионов, и это мировой рекорд за одну трансферную кампанию. Причем, в приведенном списке только Кюрзава да бельгиец Феррейра-Карраско, пришедший в "Монако" в 16-летнем возрасте, могут считаться воспитанниками клуба.
С другой стороны, сейчас "Монако" приобрел десять игроков, не считая арендованных, средний возраст которых равен примерно 21 году, и можно не сомневаться, что по крайней мере кого-то из них он в будущем тоже продаст с большой выгодой.