ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 12-й тур. 18 октября. "СПАРТАК" – "ЛОКОМОТИВ"
Что ждет "Локомотив" после претензий Федеральной антимонопольной службы к РЖД? Как за последние годы менялись бюджет клуба и зарплаты футболистов? Почему удалось избежать серьезных санкций за нарушение финансового fair play? Об этом "СЭ" рассказал бывший первый вице-президент "Локомотива" Алексей КИРИЧЕК."ДОЧКА"
– Экс-президент "Локомотива" Николай Наумов на днях обронил: "Страшно за клуб. Может повторить судьбу "Торпедо". Разделяете мысль?
– В пессимистичный расклад я не верю. Изменения, конечно, будут. Но вряд ли глобальные. Финансируется "Локомотив" благодаря спонсорскому контракту с РЖД, а не из прибыли или других источников. Любая компания имеет право заключать такие контракты. Все упирается в их размер и эффективность. Ясность наступит в декабре, когда утвердят бюджет "Локомотива" и РЖД на 2016 год.
– Значит, уже в этом сезоне клуб рискует столкнуться с финансовыми проблемами?
– Даже если бюджет вдруг сильно урежут, ничто не помешает "Локомотиву" спокойно доиграть сезон. Важно грамотно спланировать платежи. В первом полугодии можно взять чуть больше денег, решить свои задачи в чемпионате, а летом объявить о перезагрузке и новой стратегии.
– ФАС обязала РЖД представить план реализации непрофильных активов, среди которых и "Локомотив". Но ведь с 2009 года основной акционер клуба – "Транстелеком"?
– В 2012-м шли разговоры, что "Транстелеком" должен выйти из числа акционеров, но подтвердить данную информацию не могу.
– Это что-то меняет?
– "Транстелеком" – стопроцентная "дочка" РЖД. Кстати, многие рассматривают его тоже как непрофильный актив для РЖД. Будущее "Транстелекома" – вопрос открытый. В этой истории все взаимосвязано.
– Допускаете, что железная дорога вообще отойдет от футбола?
– Уверен, сотрудничество РЖД и "Локомотива" продолжится. В каком формате – пока непонятно. Возможно, повторится сценарий с ВТБ, который был и спонсором, и владельцем "Динамо". Теперь остался спонсором, передав акции ВФСО "Динамо". При этом ВТБ, по сути, такое же государственное предприятие. Хотя у банка и есть акции, которые обращаются на рынке ценных бумаг – в отличие от акций РЖД.
– РЖД может передать акции клуба РФСО "Локомотив"?
– Да. Тогда РФСО станет владельцем клуба. И клуб будет получать деньги в рамках спонсорского контракта с РЖД. Впрочем, приобрести акции "Локомотива" могут и другие компании, не имеющие отношения к РЖД.
– За какую сумму?
– В 2010-м уставной капитал клуба составлял 3 миллиарда рублей. Но существует несколько вариантов оценки любого актива – рыночное сравнение, стоимость будущих доходов… Важно понять – что получит взамен новый акционер "Локомотива"? Лишь футболистов? Или еще какие-то активы?
БЮДЖЕТ
– Владимир Якунин озвучил бюджет "Локомотива" на 2015 год – 5,4 миллиарда рублей. Кто сравнится с ним в премьер-лиге по этому показателю?
– Думаю, у "Зенита" бюджет побольше. Какой у "Спартака" и "Краснодара" – не в курсе. Закрытая информация. А вот подробности рекламного соглашения ВТБ и "Динамо" опубликованы – 4,6 миллиарда рублей. Аналогичная сумма фигурирует в договоре РЖД и "Локомотива".
– Откуда же взялись 5,4 миллиарда?
– Цифры можно подавать по-разному. 4,6 миллиарда – рекламный контракт без НДС. С НДС это уже другая сумма. Плюс у клуба есть собственные источники дохода. Тогда условные 800 миллионов – разница, которую "Локомотив" зарабатывает сам.
– В 2016-м бюджет "Локомотива" скорректируют в сторону понижения?
– Не исключено. Болельщикам делать из этого трагедии не стоит. В России есть клубы, у которых бюджет намного меньше, а эффективность выше.
– Вы о ЦСКА?
– Не только. В любом случае "Локомотив" останется конкурентоспособен. В этом у меня сомнений нет.
– Когда вы работали в "Локомотиве", бюджет был 2,5 миллиарда рублей?
– Скажем так: он был значительно меньше нынешнего.
– Говорят, сегодня самый высокооплачиваемый футболист клуба – Чорлука. Получает около четырех миллионов евро в год.
– Вполне возможно.
– Кто был самым высокооплачиваемым в ваше время?
– Одемвингие, Баша, Билялетдинов. Зарплата каждого – в районе полутора миллионов долларов в год. Для "Локомотива" тогда это был потолок.
– С Олегом Белозеровым, новым главой РЖД, знакомы?
– Нет. В тот период он никак не был связан с РЖД. Знаю, сразу после назначения Белозеров приехал в Черкизово на матч "Локомотив" – "Краснодар" вместе с Аркадием Дворковичем, председателем совета директоров РЖД. "Локомотив" выиграл – 2:1.
– Якунин на футболе – редкий гость?
– Почему? Выбирается по возможности. Такого, чтоб ни разу за сезон не появился на "Локомотиве", – не было точно. По крайней мере когда я работал в клубе.
– Сокращать непрофильные активы в спорте помимо РЖД начнут и другие госкомпании?
– Разумеется. Почему поднялся шум вокруг "Локомотива"? ФАС готовила справку о развитии реформы РЖД. И упомянула "Локомотив" как один из факторов, влияющих на эту реформу. Но на совещании у премьер-министра присутствовали руководители разных государственных компаний. Некоторые из них тоже спонсируют футбольные клубы.
– Вы о "Газпроме" и "Россетях"?
– В том числе. "Газпром" – акционерное общество, но государство контролирует более 50 процентов его акций. В случае с "Россетями" эта цифра приближается к 80 процентам. Не будем забывать и о муниципалитетах, которые ищут для клубов источники финансирования. К примеру, в "Ростове" есть целевые инвестиции со стороны регионального бюджета.
– Генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев сказал в интервью: "Параллели между ЦСКА и проблемами "Локомотива" с РЖД не совсем уместны. РЖД один из владельцев клуба, а у нас с "Россетями" – спонсорский контракт".
– Правильно. С одной стороны, предполагаю, оптимизация расходов коснется всех госкомпаний в том или ином формате. С другой – вспомним недавнее заявление Виталия Мутко, что профессиональный спорт пока нельзя оставить без поддержки государства. Посмотрим, что будет дальше.
ШТРАФ
– Почему "Локомотив" в отличие от "Динамо" не попал под санкции финансового fair play (ФФП)?
– "Локомотив" тоже наказали. Ограничили заявку в Лигу Европы – туда можно внести 22 футболиста, а не 25, как предусмотрено регламентом. Выписали штраф – 5 миллионов евро, из них 3,5 миллиона условно. Деньги будут удержаны из любых доходов за выступление в еврокубках.
– "Динамо" пострадало серьезнее.
– УЕФА в рамках ФФП оценивает не только текущую ситуацию, сиюминутное соотношение расходов и доходов. Но и дальнейшую стратегию развития клуба, бюджетную дисциплину, наличие потенциальной возможности увеличивать собственные источники дохода. Проще говоря, есть ли свет в конце тоннеля.
– В "Динамо" вместо света – мрак?
– Там доля ВТБ, основного акционера-спонсора, достигала почти 96 процентов от общего дохода. В "Локомотиве" – процентов 80. Остальное клуб зарабатывает самостоятельно. В частности, благодаря стадиону, который находится в его управлении, и трансферам. У "Динамо" же сейчас нет своей арены, многие игроки уходили бесплатно. Кроме того, УЕФА обращает внимание, сколько клуб тратит на зарплаты футболистов. В идеале – 65 – 70 процентов от бюджета. Если "Локомотив" оказался близок к этим цифрам, то в "Динамо" – опять перебор. 90 с лишним процентов!
– Еще процитирую Наумова: "Слышал, есть сторонние компании, вовлеченные в отношения клуба и РЖД. Ввела это Ольга Смородская. Разумное решение, помогающее уйти от санкций УЕФА…" Что конкретно имеется в виду?
– В Европе клубы часто заключают рекламные контракты с привлечением маркетинговых агентств. Продают им свои права, а компании ищут спонсоров. Вероятно, "Локомотив" использовал похожую схему. Но от ФФП это не спасло.
– Почему?
– В УЕФА сидят не глупые люди. Они прекрасно разбираются в тонкостях рекламного рынка и финансирования через группы компаний. К тому же сумма контракта с РЖД – 4,6 миллиарда – была в открытом доступе.
"ХАБНАРФЬОРДЮР"
– Кажется, вы были среди экспертов, которые разрабатывали в УЕФА принципы ФФП?
– Я представлял "Локомотив" в Европейской клубной ассоциации. Для диалога с УЕФА образовали несколько рабочих групп. В финансовую включили меня. Там же были руководители "Интера", "Лиона", клубов Германии, Чехии, Исландии…
– От России – только вы?
– Да. Роман Бабаев из ЦСКА и Павел Пивоваров из "Зенита" вошли в группы по маркетингу, правовым вопросам и проблемам детско-юношеского футбола. Финансовая группа взаимодействовала с УЕФА, старалась соблюсти интересы всех сторон, направленных на внедрение ФФП. Заговорили об этом еще в 2008-м. Применять санкции за нарушение правил ФФП начали с сезона-2013/14. У клубов было достаточно времени, чтобы подготовиться.
– Владелец "Краснодара" Сергей Галицкий считает, что требования ФФП для клубов из Восточной Европы несправедливы – с учетом низкой стоимости билетов и телевизионных прав.
– Не согласен! В ту же группу входили представители чешской "Спарты" и исландского "Хабнарфьордюра". Они не выдвигали дополнительных условий лишь на том основании, что в Праге и Рейкьявике билет на футбол стоит 2 евро, а в Лондоне – 50. В Чехии, Исландии, Швеции, Дании, Норвегии продажа телевизионных прав не приносит баснословных денег. Однако у клубов из этих стран никаких вопросов не возникало. Ведущие клубы также не особо симпатизировали введению ФФП. Но все понимали, что эти правила – залог стабильности развития футбольной системы. Главная мысль УЕФА – не тратить больше, чем зарабатываешь. И не иметь долгов перед футболистами.
– Трезво.
– Чтоб не было ситуаций, как с "Малагой". Пришел шейх, скупил звезд, потом соскочил – и нет "Малаги". Клуб весь в долгах.
– "Анжи" времен Это'О категорически не вписывался в ФФП и разделил бы судьбу "Динамо", если б не поменял стратегию?
– Да. Либо надо было срочно привлечь инвесторов, не связанных с основным акционером – Сулейманом Керимовым. Хотя в России рыночная цена спонсорских контрактов все равно несопоставима с зарплатой звезд калибра Это'О. О чем говорить, если в Англии еще недавно такие контракты были в районе 20 миллионов фунтов. Сейчас фигурируют другие суммы. "Манчестер Юнайтед" за новый сезон получит от "Шевроле" 80 миллионов фунтов.
ЛИПАТОВ
– В "Локомотиве" вы занимали разные посты. Как менялся круг ваших обязанностей?
– У Сергея Липатова в "Транстелекоме" отработал пять лет. Когда он стал председателем совета директоров "Локомотива", вызвал: "Начинаю инвестировать в клуб. Мне нужен свой человек на позиции финансового директора". Вот на эту должность и пришел в 2006-м. Через год назначили первым вице-президентом. Отвечал за коммерческий блок, IT, инфраструктуру.
– А за трансферы?
– Игроков я не выбирал. Закрывал техническую часть сделок. Если в бюджете не хватало денег, привлекал банковское финансирование. Например, именно так в "Локомотиве" появился атакующий полузащитник Вагнер Феррейра из "Крузейру".
– По словам Наумова, бразилец обошелся "Локомотиву" в 6 миллионов евро.
– Совершенно верно. Вагнера очень хотел пригласить Семин, который летом 2009-го снова стал главным тренером. Мы были ограничены в средствах – пришлось брать кредит в банке под залог прав на футболиста.
– Вагнер не заиграл.
– Травмы замучили. Жалко – игрок-то хороший. Да и по человеческим качествам подошел. Сына назвал Юрием…
– В честь Семина?
– В честь Гагарина! Спустя полтора года Вагнера продали в турецкий "Газиантепспор". За какую сумму – не знаю, меня в клубе уже не было.
– Почему?
– В августе 2010-го президентом "Локомотива" назначили Смородскую. Мой контракт заканчивался в декабре. В октябре поговорили с Ольгой Юрьевной и решили расстаться на два месяца раньше. По обоюдному согласию.
– Не сработались?
– У нее своя команда. Я ассоциировался с человеком Наумова.
– Ничего личного – просто бизнес?
– Именно.
– Куда пропал Липатов?
– Из "Транстелекома" ушел. Живет в Москве, у него свой бизнес.
– А вы чем занимались после ухода из "Локомотива"?
– С друзьями основал компанию, которая проводит международные турниры, детские футбольные фестивали, оказывает консалтинговые услуги. Еще преподаю в нескольких вузах. Читаю лекции по курсу "Менеджмент и маркетинг в спортивной индустрии". Совмещаю приятное с полезным.