Как уже сообщал "СЭ", к Белой олимпиаде 2014 года в Сочи российскую сборную по шорт-треку будет готовить известнейший корейский специалист.
В РОССИЮ ПРИЕХАЛ НЕ ИЗ-ЗА ДЕНЕГ
- Джимми, для начала расскажите немного о себе. Как складывалась ваша карьера до приезда в Россию?
- Когда-то я был перспективным спортсменом, входил в расширенный состав сборной Кореи. Но моя карьера закончилась довольно рано из за серьезнейшей травмы. Я очень сильно порезался. Были повреждены сухожилия, потерял много крови. В общем, выжил только благодаря своевременной помощи врачей. Долго восстанавливался… и на этом моя карьера спортсмена завершилась. Я стал тренером. Совсем недолго поработал с одной из команд у себя на родине. В те времена, в начале 90-х, шорт-трек еще не входил в программу Олимпийских игр, но мне очень хотелось приблизить этот день. А для этого надо было всячески пропагандировать этот вид спорта в мире, развивать его в других странах. И я уехал в Австралию.
Там я отработал восемь лет. Конечно, мой ученик Стивен Брэдбери выиграл золотую медаль в Солт-Лейк-Сити благодаря чуду. Сначала из четвертьфинала он вышел из-за дисквалификации канадца Марка Ганьона. В полуфинале финишировал вторым и попал в финал только из-за падения соперников. В финальном забеге сильно отстал от тройки лидеров, и, по всему, должен был стать четвертым, но на последнем вираже произошло столкновение, и все попадали… Так я стал тренером олимпийского чемпиона. (Смеется.)
Через год после Олимпиады в Солт-Лейк-Сити я получил приглашение в США, где работал главным тренером национальной сборной до приглашения в Россию в течении семи лет. В Америке шорт-трек находился на высоком уровне. Там был Аполло Антон Оно и ряд других сильных спортсменов. В США к моему приезду уже была отлаженная система - дети начинали заниматься шорт-треком и коньками параллельно. Часто они даже выступали на серьезном уровне и в коньках, и в шорт-треке. Считаю, это правильный путь. О результатах работы в Америке говорить мне не очень удобно, но раз меня пригласили в Россию, видимо, делал свою работу неплохо.
- А почему вы решили принять приглашение Российского союза конькобежцев?
- Однозначно дело не в деньгах. Хотя шорт-трек уже и принят в олимпийскую семью, я по-прежнему являюсь ярым пропагандистом этого вида спорта. И думаю, что ваша страна это то место, где я могу принести максимальную пользу. Россия - великая спортивная держава. Здесь прекрасные традиции конькобежного спорта. Здесь очень популярен хоккей, и поэтому много коробок, пригодных для занятий шорт-треком. Кроме того, я вижу заинтересованность нового руководства союза конькобежцев России развивать шорт-трек.
- А в чем секрет успехов в этом виде спорта в Корее?
- Во-первых, в огромной популярности шорт-трека. Во-вторых, те идеи и прин-ципы подготовки спортсменов, которые я проповедую, возникли в Корее еще в конце 80-х годов прошлого века. Корейцы просто опережают весь мир в развитии этого вида спорта. Сейчас в России я вынужден практически переучивать спортсменов бегать на коньках. Я заставляю их забыть то, что они делали раньше, и учу совершенно новым непривычным для них вещам. Рано или поздно это даст результат, но в Корее детям ставят правильную технику с ранних лет.
РАД, ЧТО ВЕРНУЛАСЬ БОРОДУЛИНА
- Вы могли бы кратко сформулировать, каковы ваши тренерские принципы?
- Тут две составляющие. Есть некие базовые, общие для всех моменты. В первую очередь это вопросы дисциплины, режима дня, питания и так далее. Что же касается техники, здесь все очень индивидуально. Наверное, это и есть моя отличительная черта, что каждому спортсмену я стараюсь поставить свою, индивидуальную, непохожую на других технику, в зависимости от его особенностей. Ведь все люди разные: по росту, весу, реакции, темпераменту, умению быстро принимать решения и так далее. Поэтому я много времени уделяю индивидуальной работе с тем или иным спортсменом.
- По поводу режима дня, питания, дисциплины - вы что имели в виду?
- Я жестко требую, чтобы спортсмены выполняли мои задания следить за теми или иными нюансами в технике. Если они об этом забывают, я реагирую очень бурно. Но поводов для моего недовольства у меня все меньше и меньше. Ребята очень серьезно относятся к тренировкам и ставят перед собой большие задачи.
Режим дня у нас очень необычный для России. Подъем в 5.20. Туалет, легкий завтрак (как правило, хлопья с молоком) прямо в номерах, так как столовая в Новогорске открывается в 7 утра. В 6 начинается сухая тренировка. Она длится час. В семь - тренировка на льду. Она уже длится два часа. Я стараюсь делать ледовые тренировки непохожими одну на другую. Вряд ли ребята вспомнят две совершенно одинаковые тренировки за то время, что я с ними работаю. Потом, с девяти до половины десятого, иногда чуть больше опять сухая тренировка. Как правило, это бег, растяжка, работа в тренажерном зале. Для меня важно, чтобы ребята качали не только мышцы ног, но и пресс, мышцы спины. Здесь много индивидуальных требований. В десять часов завтрак уже в столовой. Потом, кто-то идет на массаж, кто-то спать. В 12.30 у нас обед. В два часа дня начинается вторая тренировка. Тут, как и утром, час сухая тренировка, два часа тренировка на льду, еще час - бег, растяжка и тренажерный зал. В семь вечера ужин. После ужина у кого-то массаж, другие ложатся спать. То есть восемь часов тренировок каждый день (четыре на льду, и четыре часа сухой тренировки), кроме среды, субботы и воскресенья. В среду и субботу у нас нет вечерней тренировки, воскресенье - полностью выходной.
- На ваш взгляд, кто в российской сборной - самые талантливые спортсмены?
- Очень сильна Татьяна Бородулина. Рад, что она вернулась в Россию из Австралии. Думаю, с ее серьезным отношением и моей помощью нам по силам в Сочи завоевать медаль. Я вижу, с какой жадностью русские ребята слушают меня, стараются взять от меня максимально много информации. Очень быстро, на лету усваивает мои требования Ольга Белякова. С полной самоотдачей тренируется Руслан Захаров. Он очень талантлив, но с трудом осваивает ту технику, которую я ему стараюсь привить. В этом плане у ребят лидер - Слава Кургинян.
- Как вам условия тренировок и проживания на этой базе?
- Директор базы "Новогорск" нам во всем помогает, и я ему очень благодарен. Условия размещения прекрасные. Нам в удобное для нас время предоставляют лед. У нас несколько необычный, как вы поняли, режим питания. Мы питаемся четыре раза в день. Завтрак в столовой получается в то время, когда она уже должна закрываться. Нам идут навстречу - ждут, когда закончится утренняя тренировка, чтобы ребята позавтракали.
НАША ЗАДАЧА - ЗОЛОТО В СОЧИ
- Вы освоились в России? Чего вам здесь не хватает? Возможно, острой корейской еды, общения на родном языке?
- Нет, это не проблема. Мне лично ничего не надо. Но пожелания к Союзу конькобежцев России, министерству спорта и Олимпийскому комитету России у меня есть и будут. Только я не могу вам сразу все перечислить по пунктам. Мы должны двигаться вперед постепенно и шаг за шагом решать возникающие проблемы. Сейчас, у российских спортсменов не очень качественные, не очень современные инвентарь и оборудование. Первое, о чем я прошу, - приобрести самое качественное и современное оборудование. Второе - чтобы у нас было современное медицинское и научное обеспечение. Нам нужны массажисты, физиотерапевты… Союз конькобежцев России, его президент господин Кравцов с пониманием и ответственностью относятся к моим просьбам, решают вопросы, которые я ставлю. Для начала надо получить качественные коньки и лезвия. Но когда эти вопросы будут решены, у меня будут и третье, и четвертое пожелания.
- Какие задачи стоят перед вами на посту главного тренера сборной России?
- Обеспечить олимпийские медали на Играх 2014 года в Сочи, в том числе золотую. Но один тренер, каким бы выдающимся специалистом он ни был, не сможет обеспечить золотую медаль в Сочи. Мне необходима помощь всех тренеров. Нужно, чтобы во всей России тренеры работали по одной программе. Мне очень важны встречи с тренерами начинающих спортсменов и спортсменов в регионах. Недавно я провел семинар в Смоленске, где создан очень перспективный клуб. Я старался донести до местных тренеров свои базовые требования по технике, чтобы потом не приходилось переучивать спортсменов. Я предложил смоленским тренерам три программы для работы со спортсменами разных возрастов и уровней подготовки. Мне понравилось, как там налажен контакт с наукой, медициной. Я встречался с ректором Смоленского государственного университета. Надеюсь, мы сюда еще приедем и проведем полное обследование здоровья и физического состояния спортсменов. Думаю, все вместе мы способны решить задачи, которые стоят перед российским шорт-треком.
Ольга ЛИНДЕ