ЧЕМПИОНАТ МИРА
Специальный корреспондент "СЭ" в Осло побеседовал с одним из самых известных лыжников в мире, который в завтрашнем индивидуальном спринте коньковым ходом обязательно потреплет нервы двум главным фаворитам: россиянину Алексею Петухову и норвежцу Петтеру Нортугу.
Сергей БУТОВ
из Осло
С 39-летним Филиппом Бойтом, любимцем публики и журналистов (что, впрочем, не приводит к столпотворению спонсоров у дверей кабинета менеджера Бойта, если таковой вообще существует, вместе с кабинетом) мы познакомились два года назад в чешском Либереце. Тогдашний материал, вышедший в "СЭ" под заголовком "Тот самый кенийский лыжник", надо это признать, не наделал шума в Кении и ее окрестностях. Во-первых, потому что в Кении вообще не подозревают о существовании такого вида спорта, как бег по снегу, а, во-вторых, я опоздал с интервью с Бойтом лет примерно на девять.
Его появление на лыжном стадионе стало настоящей сенсацией в олимпийском Нагано, 11 лет тому назад. Эпизод, случившийся на финише одной из гонок, когда легендарный Бьорн Дэли, король лыж, задержал церемонию награждения, дожидаясь на финише момента, чтобы обнять кенийца, стал полноценной media-историей.
Тогда мир рукоплескал самоотверженности Филиппа, бросившего, казалось, вызов самой природе. Однако постепенно с Бойтом в лыжном сообществе свыклись. Нельзя сказать, чтобы стали воспринимать его в качестве полноценного лыжника, но и таращить на несчастного кенийца глаза стало признаком дурного тона. Шутка ли, Осло-2011 для кенийца уже четвертое мировое первенство в карьере. А не случись с ним 8-летнего перерыва, между Рамзау-1999 и Саппоро-2007, то эта цифра возросла бы почти в два раза.
За те два года, что прошли с момента нашей встречи, Филипп совершенно не изменился. Он все так же плохо бегает на лыжах (на фоне мировой элиты, разумеется, а так-то, на "Лыжне России", был бы орел), и все так же обожаем публикой и репортерами, специально приезжающими на трассу к концу квалификационных забегов, чтобы пообщаться в смешанной зоне с Бойтом. Узнать, так сказать, последние новости из первых рук.
На этот раз новости были кислыми. Бойт не прошел квалификацию на классическую "пятнашку", которая пройдет во вторник, заняв 42-е место среди 47-ми стартовавших. Притом, что в основные соревнования прошла лишь первая десятка. Стареешь, брат?
- Ну, не молодею, ясное дело, - сказал Филипп. - Хотя, считаю, в двадцатку попасть мог. Но возникли проблемы с прилетом в Осло. Я прилетел сюда из Амстердама с семьей (в смешанной зоне я насчитывал троих темнокожих джентльменов юного возраста, что, впрочем, не означает, что детей на самом деле трое. - Прим. С.Б.), но произошла заминка с иммиграционной службой.
- А что такое?
- Долго рассказывать. Суть в том, что я добрался до своей гостиницы в два часа ночи. В пять уже подскочил на ноги, чтобы ехать на стадион – разминаться. Это несерьезно, если ты собрался хотя бы пройти квалификацию на таком турнире, как чемпионат мира.
- Вас сегодня прямо на трассе сопровождал великий Бьорн Дэли…
- (Хохочет). Эй, это я сопровождал Дэли, а не он меня. Давай сойдемся на этом. Конечно, мне было приятно. И то, как меня принимала публика, это что-то фантастическое. Эти люди… Они все здесь сошли с ума!
- Можно сказать, что это лучшая поддержка, которую вы получали за всю карьеру?
- Да! Вне всяких сомнений, хотя меня, как правило, тепло принимают всюду. Но здесь, в Осло, культура боления просто неподражаема.
- Вы по-прежнему живете рядом со знаменитой тренировочной базой кенийских бегунов в Эльдорете?
- Да, все по-старому. Единственное, что изменилось за эти два года, так это то, что мой сосед Дэвид Рудиша стал рекордсменом мира в беге на 800 метров. Он теперь знаменит на весь мир, но остался хорошим скромным парнем. Мы с ним иногда тренируемся вместе. В смысле, я рядом бегу.
- Мы увидим вас в Сочи?
- До Сочи вряд ли дотяну, сорри. Скорее всего, это последний чемпионат мира для меня. Я вообще думал завязать после Ванкувера, но как-то так получилось, что остался. Да и хотелось, конечно, побывать на чемпионате мира в Норвегии - такое в спортивной карьере бывает раз в жизни. Что касается Сочи, то у меня в Кении есть группа пацанов, мы с ними катаемся на лыжероллерах, и моя мечта - подготовить их, и привезти на Олимпиаду. Возможно, в качестве тренера или руководителя кенийской делегации.
- Если финансы позволят?
- В том числе.
- Завтра - спринт. Золото и серебро, видимо, разыграют Нортуг с Петуховым. А вот за бронзу у вас еще есть шанс зацепиться…
- Ха! Если попаду в первую сотню в квалификации, буду доволен. Я буду стараться. Правда. Ведь, скорее всего, это последний спринт в моей карьере.
- А если серьезно, на кого поставите?
- Я думаю, за золото будут бороться не два человека, а вся финальная шестерка. Но если выбирать из двух, то шансы Нортуга все-таки повыше. Он выступает дома, как тут проиграешь?