"Король, ты меня слышишь?!"

Telegram Дзен

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Главным героем завершившегося в Осло чемпионата мира стал 25-летний норвежец Петтер Нортуг. При всем уважении к его соотечественнице Марит Бьорген, выигравшей четыре золота и одно серебро, женские лыжи по уровню конкуренции сегодня не чета мужским. В пяти своих гонках Нортуг собрал фантастический урожай наград: три золотые и две серебряные медали. Завоевав неофициальный титул "Короля лыж" еще в Либереце-2009, Нортуг не уступил его никому ни в Ванкувере-2010, ни в Осло-2011.

Сергей БУТОВ
из Осло

"Карл Густав, ты меня слышишь?! - проорал по-английски Петтер Нортуг в телекамеру после финиша пятничной эстафеты, в котором он позволил себе неслыханную дерзость. - Бьорн Борг! Ингемарк Стенмарк! Ваши ребята прошли сквозь ад поражения!"

Уйдя от соперников по четвертому этапу на последнем холме, Нортуг сначала сделал себе комфортный задел перед своим самым принципиальным соперником - Маркусом Хеллнером из Швеции, а затем вдруг дал по тормозам, почти остановился - и пересек финишную черту боком. Стонавший от удовольствия стадион в Холменколлене на мгновение затих, словно циркач под куполом, за которым все наблюдают, потерял равновесие, но через секунду зашелся в экстазе. "Мы ломим, гнутся шведы!"

Издевательский финиш норвежского вундеркинда в самой престижной гонке чемпионата мира был публичной пощечиной всему остальному лыжному миру. А фразу, начинавшуюся со слов: "Карл Густав, ты меня слышишь?!" - норвежец адресовал 64-летнему королю Швеции Карлу XVI Густаву.

Сарказм, вложенный хохочущим Нортугом в эту фразу, нефутбольным болельщикам ясен не вполне. Впрочем, и футбольным тоже. Это шутка для посвященных.

Футбол в Норвегии по-настоящему начался 9 сентября 1981 года. В тот памятный для всех норвежцев день сборная этой страны нанесла англичанам сенсационное поражение в отборочном турнире чемпионата мира 1982 года, одолев их в Осло со счетом 2:1. Тот матч вошел в историю вместе с комментатором норвежского телевидения Бьоргом Лиллельеном, который безумным голосом хрипел в микрофон легендарный текст, знакомый с тех пор каждому норвежцу: "Мы обыграли Англию со счетом 2:1 в футбол!! Это просто невероятно! Мы обыграли Англию! Англию, родину гигантов. Лорд Нельсон, лорд Бивербрук, сэр Уинстон Черчилль, сэр Энтони Иден, Клемент Эттли, Генри Купер, леди Диана - мы победили их всех. Мэгги Тэтчер, ты меня слышишь?! Как говорят в боксерских барах вокруг "Мэдисон-сквер-гарден": "Ваши ребята прошли сквозь ад поражения!"

"Мэгги Тэтчер, ты меня слышишь?!", - каково вообще, а? Двадцать девять с половиной лет спустя Нортуг придал историческому комментарию современное звучание. И это, черт возьми, было очень громкое звучание!

* * *

Вызывающий финиш Нортуга в эстафете вызвал грандиозный скандал. Как ни больно нам это признавать, но присутствие сборной России в лыжной программе чемпионата мира осталось мало замеченным, несмотря на четыре ее медали. Все первенство свелось к противостоянию сборных Норвегии и Швеции, за каждой из которых стояли журналистские армады, проводившие друг с другом собственные боевые действия на телевидении, в газетах и на просторах интернета.

Телекомментатор Йонас Карлссон в прямом эфире на всю Швецию сказал о Нортуге: "Всю гонку он был волком в стаде овец, а на финише - свиньей". Эти слова мгновенно разлетелись по пресс-центру, и на пресс-конференции норвежца не спросил об этом только ленивый. Наутро после эстафеты шведская газета Expressen поместила огромный снимок Нортуга, пересекающего финиш боком, под шапкой: "Унижение".

Спецкор "СЭ", как представитель нейтральной лыжной державы, дал интервью шведской и норвежской газетам. Общий смысл сводился к тому, что Нортуг, конечно, великий шоумен, но другой великий шоумен - Усэйн Болт - пока не позволял себе финишировать на стометровке задом, да и Нортугу не следовало бы этого делать; это все же перебор.

Елена Вяльбе, 14-кратная чемпионка мира и далеко не последний в мире лыжных гонок авторитет, сказала по поводу финиша Нортуга:

- На его месте мне было бы стыдно перед своим же королем, который наблюдал за этим действом из своей ложи. Мне кажется, это низко - так вести себя по отношению к соперникам.

На встрече с журналистами о выходке Нортуга довольно неодобрительно отозвались его соперники на четвертом этапе. "Это было обычное для Петтера поведение - слегка вызывающее", - сказал Хеллнер. Бронзовый призер Тобиас Ангерер из Германии был еще более откровенен: "Со стороны Петтера это было знаком неуважения к нам".

Сам Нортуг первым делом заявил: "Я ни о чем не жалею". И совершенно не скрывал, что, не окажись Хеллнер так близко, он непременно финишировал бы задом. Тем самым повторив трюк легендарного соотечественника Бьорна Дэли, который тот исполнил на финише эстафеты Олимпиады-1992 в Альбервилле. "Спорт - это шоу-бизнес, - добавил Нортуг. - И я намерен и дальше развлекать людей, даже если некоторые из них этого не хотят".

Нортуг, безусловно, в чем-то прав. На дворе действительно не эпоха Возрождения. Время моралистов ушло, Микеланджело сегодня - всего лишь один из черепашек-ниндзя. Если Дэли в 1992-м многие в Норвегии подвергли критике, то Нортугу в 2011-м чей-то гнев - как с гуся вода. Факт блестящей победы в самой важной для каждого норвежца гонке первенства легко перевесил чувство легкой неловкости за все происходящее, которое, несомненно, у многих осталось.

На защиту Нортуга из холодного Ханты-Мансийска поднялись норвежские биатлонисты. "Он показал нам, как нужно праздновать золото", - сказал Тарьей Бё, уже выигравший одну из гонок чемпионата мира-2011. "Нортуг может позволить себе делать на лыжне маленькое шоу", - подхватил Эмиль Хегле Свендсен. "Не имею ничего против того, что сделал на финише Нортуг" - это уже слова Оле Эйнара Бьорндалена, представителя несколько другого поколения.

* * *

Норвежский чемпионат обречен был стать "чемпионатом Нортуга", и он стал таковым. Ажиотаж вокруг 25-летнего вундеркинда, весельчака и балагура, невозможно передать словами: Петтер был везде. Он не сходил с телеэкранов и первых полос газет. Он рекламировал солнцезащитные очки, и под конец чемпионата их почти не осталось в свободной продаже. На пару с Марит Бьорген он на постерах был облачен в традиционный норвежский свитер с пестрым оранжевым рисунком, и десятки тысяч людей сметали с прилавков свитера "как у Нортуга", хотя их цена составляла две тысяч норвежских крон (десять тысяч рублей, однако). Когда он рыдал на финише дуатлона от переизбытка эмоций, вместе с ним рыдала вся Норвегия - от счастья. Когда у Нортуга прихватило горло накануне эстафеты и информация об этом просочилась в прессу, вся страна на несколько часов застыла в ужасе ожидания.

Билеты на пятничную эстафету были распроданы еще в декабре. Воскресный марафон посетило 150 тысяч зрителей - только вдумайтесь в эти цифры. Петтер сказал, что "все эти люди бежали с ними в составе сборной Норвегии". Читая, будучи в Осло, слова отдельных спортсменов и тренеров биатлонной сборной России о том, что домашние стены давят, я поражался: каково же тогда пришлось всей норвежской команде? И почему наши стены давят, а норвежские - гонят своих спортсменов вперед так, что те берут восемь из двенадцати золотых медалей лыжной программы?

Нортуг стал для своей страны явлением. Во всеобщем поклонении к нему есть что-то иррациональное, противоречащее национальному норвежскому характеру. К примеру, я с удивлением узнал от своего коллеги Уле-Кристиана Стрёма из газеты VG, что скромная, подчеркнуто вежливая Бьорген популярна в Норвегии ничуть не меньше шоумена Нортуга. Но Марит, как и другая звезда норвежских лыж, победительница субботней "тридцатки" Тереза Йохауг, разбившая по ходу чемпионата немало мужских сердец, - простые в общем-то девушки, вышедшие из сельской местности. Белозубая куколка Йохауг, выросшая на ферме отца, знает, что такое убирать лопатой навоз в перерывах между тренировками. Бьорген и Йохауг - простые и понятные людям персонажи, такие же работяги, как и все норвежцы.

Нортуг - другой. Он городской типаж, есенинский "московский озорной гуляка". Он крутит роман с одной из самых сексапильных спортсменок Норвегии - 21-летней бегуньей на 400 м с барьерами Рэчел Нордтомме, которая любит эпатаж не меньше Петтера. Он играет в покер, любит на публике позадирать нос, может финишировать задом наперед на глазах всего мира, а если составить хит-парад острых высказываний, которые он в свое время позволил в адрес соперников, может создаться впечатление, что Нортуг - просто чудовище, которое ненавидят соперники. "Отчего прослыл я шарлатаном, отчего прослыл я скандалистом..."

- В жизни он вовсе не такой пижон, как кому-то может показаться, - сказал бронзовый призер в дуатлоне Илья Черноусов, когда я попросил его рассказать о Нортуге, своем ровеснике, с которым Илья соревновался еще в юниорах. - Достаточно спокойный парень, приветливый. Когда шла эстафета и мы вместе с ним готовились уйти на четвертый этап, - пожелали друг другу удачи. За неделю до начала чемпионата мира неподалеку от Осло, в Драммене, состоялся этап Кубка мира, и Петтер был первым из иностранцев, кто поздравил меня с победой в дуатлоне в Рыбинске. Подошел, похлопал по плечу. Мы вместе бегаем где-то с 2005-го. Конечно, он уже тогда был не такой, как все, был звездой. Его сумасшедший финиш - еще оттуда, с тех времен.

* * *

- Петтер - профессионал, которых еще поискать, - продолжил Черноусов. - У него большая команда, одних личных смазчиков в которой не менее четырех. При этом мало кто из его соперников знает, под чьим руководством он тренируется. Считается, что его тренер - отец, Петтер Нортуг-старший, но мне кажется, его готовит не только он. Или не столько он. В любом случае, Петтер никогда не стоит на месте. Почувствовав в Ванкувере, что конкуренты у него на хвосте, он перед нынешним сезоном увеличил нагрузки. Когда на первых соревнованиях норвежец был непохож сам на себя, был явно перетренирован, когда куда-то пропал его знаменитый финиш, мы часто обсуждали "тему Нортуга". Но я еще в ноябре сказал, что к чемпионату мира он будет в порядке. Так и случилось. Лично меня поражает вот это его умение давать результат тогда, когда этого ждет вся страна. Удивляюсь, как он выдерживает чудовищный прессинг, когда ему со всех сторон несется: "Ты должен! Ты обязан!"

Секрет бешеной популярности Нортуга как раз и заключается в том, что, устраивая на лыжне шоу, он не забывает подкреплять его победами. Это роднит его с уже упомянутым выше ямайским фокусником Усэйном Болтом. Оба прекрасно понимают: нет ничего более неуместного в спорте, чем шоумены-неудачники. И потому оба, работая на износ, держатся на шаг впереди остальных.

Юрий Чарковский, менеджер российской команды, рассказывал, что Нортуг собирается покупать дом в швейцарском Давосе. По соседству уже давно живет, с окнами прямо на лыжную трассу, лидер Кубка мира Дарио Колонья из Швейцарии. Там же весь сезон тренировались Черноусов вместе с Александром Легковым. У Нортуга есть планы сделать Давос базой подготовки к Олимпиаде в Сочи - там примерно одинаковая высота. То есть еще не пройдено домашнее первенство, а норвежец уже планирует подготовку к Олимпиаде, до которой еще три года. Зная об этом, так и хочется всем, кто взывает к небесам, требуя для наглеца Нортуга справедливого суда, привести мудрое изречение, которое неоднократно слышал: "Не требуйте от Бога справедливости. Если бы он взялся ее насаждать, то давно бы вас наказал".

- Как будете отмечать свой триумф на чемпионате, Петтер? - спросили норвежца на пресс-конференции после его победы в воскресном марафоне, где наш Максим Вылегжанин отдал для победы все что мог, но выиграл снова Нортуг.

- Не знаю, не знаю, - ухмыльнулся Петтер. - Конец Олимпиады мы с Оддом Бьорном Хьелмесетом отметили так, что это оказалось делом более трудным, чем сами гонки. Поэтому сегодня просто пораньше лягу спать.

Как многие помнят, окончание Игр-2010 Нортуг с Хьелмесетом отмечали в "Русском доме" в центре Ванкувера. Впрочем, вслух норвежец этого не сказал. Когда встреча с журналистами закончилась, я, проходя мимо стола, за которым сидели призеры марафона, сказал Нортугу: "Извини, Петтер, что в Осло нет "Русского дома". Норвежец подмигнул в ответ: "Ну и слава богу".

Он славный, кажется, парень, этот Нортуг.