Затянувшийся сериал с назначением главного тренера сборной России близок к завершению. Федерация лыжных гонок России выдвинула на рассмотрение Министерства спорта кандидатуру Юрия Каминского. Президент федерации Елена Вяльбе в интервью "СЭ" делится последними новостями из стана сборной.
- Ситуация с назначением Юрия Каминского на пост главного тренера такова: в пятницу в Москве пройдет экспертный совет минспорта под руководством заместителя министра Юрия Нагорных, - начала Вяльбе. - Там Каминскому предстоит защищать свою кандидатуру. Я на заседании совета присутствовать не смогу - буду в заграничной командировке, но мое присутствие вряд ли на что-то повлияет. Всю необходимую поддержку от федерации Юрий Михайлович получил.
- Какими мотивами вы руководствовались, выдвигая Каминского?
- Во-первых, главный тренер, на мой взгляд, должен быть более титулованным, чем те наставники, что работают в команде. Каминский этому требованию соответствует - у него есть олимпийский чемпион и призеры Ванкувера. Во-вторых, он москвич, что, как ни странно, также имеет принципиальное значение. Не секрет, что позиция главного тренера предполагает большое количество бумажной работы и постоянного присутствия в Москве для решения оперативных вопросов.
- В прошлом сезоне ваши натянутые отношения с Каминским стали достоянием общественности. Прогресс, который в них тем не менее наметился в конце сезона, получил развитие?
- На мой взгляд, да. Не буду говорить, что у нас все было гладко, - чувствовалось какое-то отчуждение, правда, по большей части со стороны Юрия Михайловича. Может быть, он никогда раньше не работал под руководством женщины, и это затрудняло контакты. Мне трудно судить. Во всяком случае, в этом году у нас совершенно нормальный диалог. Мы смотрим в одну сторону, делаем общее дело. Никаких проблем.
- Означает ли вероятное назначение главного тренера, что со спринтерской командой будет работать олимпийский чемпион Калгари Михаил Девятьяров, долгое время ассистировавший Каминскому?
- Да. С тренерским навыком у него никаких проблем нет. Как и с общей оценкой состояния спринта - Девятьяров провел со спортсменами бок о бок несколько лет. В какой-то степени хорошо и то, что его сын (Михаил Девятьяров-младший. - Прим. С.Б.) ушел на подготовку в нашу "иностранную" группу (Девятьяров-младший тренируется в Швейцарии вместе с Александром Легковым, Ильей Черноусовым и Сергеем Новиковым под руководством швейцарского тренера Рено Бургмайстера. - Прим. C.Б.). Это избавит Михаила Талгатовича он лишних разговоров на эту тему.
- Каминский отойдет от дел в спринте?
- Надеюсь, нет. Этот вопрос, кстати, обсуждался на последнем заседании президиума. Тренеры из регионов попросили Каминского не бросать спринт. Во всяком случае, не делать это резко. Мне тоже кажется это необходимым. Спортсмены отреагировали на возможную смену непосредственного начальства с пониманием того, зачем все это делается. К тому же им давно хотелось получить больше свободы, так как Каминский их в этом вопросе серьезно ограничивал. Хотели больше свободы - получат. А мы посмотрим, что из этого выйдет.
- Чего вы ждете от Каминского на посту главного тренера?
- Самостоятельности. Известной доли демократичности. В отношениях с тренерским штабом не должно быть подхода: "Я сказал!" Главный тренер - фигура, занимающаяся по большей части организационными делами и формированием команды, а не практической тренерской работой. Но у главного, безусловно, должно быть свое мнение обо всем, что в команде происходит. В этом смысле надеюсь, что не повторится прошлогодняя ситуация, когда иностранный тренер убедил нас отдать на подготовку Легкова с Черноусовым, после чего мы стали терять с ребятами контакт.
- Как тренерский штаб сборной отреагировал на то, что сборную возглавит Каминский?
- Спокойно. Я общалась со многими тренерами и никакого негатива не услышала. То, что рано или поздно должен был появиться главный тренер, - данность. При этом все прекрасно понимают: они как тренировали свои команды, так и будут их тренировать. Каминский же будет закрывать круг важных вопросов, находящихся в несколько иной компетенции. По сути, Юрий Михайлович после Острова, где мы провели летние соревнования, приступил к своим обязанностям. Скоро он едет в Рамзау, где встретится с новой сервис-бригадой, обсудит планы с тренерами нескольких команд.
- На днях Григорий Меньшенин объявил состав на первые этапы Кубка мира женской команды, считающейся в сборной наиболее проблемной. Какова ситуация там?
- Мне нравится, как Меньшенин построил работу. Девочки его уважают и даже боятся. И это хорошо. Так и должно быть. Пока нельзя сказать, насколько серьезного прогресса добилась команда, но шаг вперед однозначно сделан. Это, конечно, еще не тот шаг, который позволит им вырваться в новом сезоне в лидеры, но уже кое-что. С приходом - точнее сказать, с возвращением в сборную - Наташи Матвеевой и Ирины Хазовой усилилась конкуренция. Матвеева с Хазовой дергают команду за ниточки, позиционируют себя в коллективе в качестве лидеров, и остальные за ними тянутся.
- Насколько хорошо обе готовы, учитывая, что Матвеева отбыла двухлетнюю дисквалификацию, а Хазова вернулась из декрета?
- Матвеева два года поблажек себе не делала. Это видно хотя бы по ее физическим кондициям и весу, а этот вопрос сегодня стоит в женской команде достаточно остро. Той же Хазовой еще только предстоит довести свой вес до оптимального.
- Как дела в мужской команде?
- На днях ребята уезжают в Рамзау - фактически это последний сбор перед вкатыванием, которым они займутся в норвежском Шушене за неделю до начала Кубка мира (19 ноября. - Прим. С.Б.). Именно в Рамзау Олег Перевозчиков проведет в команду добор к тому костяку, что попал по итогам прошлого сезона в "красную группу". Те, кто не попадет на предновогодние этапы Кубка мира, отправятся на сбор на Вершину Теи, а затем до декабрьской "Красногорки" будут выступать на внутренних соревнованиях.
- Кто поддерживает связь с группой Бургмайстера?
- По большей части отвечать за это будет Каминский. Бургмайстер приезжал на президиум федерации, рассказывал о тренировочных объемах, которые проделали спортсмены. Но он их измеряет часами, а не в километрах, как мы привыкли, поэтому сравнение объемов с командой Перевозчикова некорректно. Меня радует, что Каминский с Бургмайстером общаются, обсуждают, как необходимо использовать Девятьярова, и другие тренерские моменты. Федерация тоже в стороне не остается. Оказываем швейцарской группе организационную помощь.
Сергей БУТОВ