Начало сезона осталось за норвежцами. Даже в непредсказуемом спринте из 18 разыгранных кубковых медалей в их активе оказалось сразу… 16. Лидер российской команды, олимпийский чемпион Ванкувера-2010 и двукратный чемпион мира поделился своим мнением по этому поводу.
– Сейчас проблемы не только у меня, но и у всего лыжного мира, – усмехнулся Крюков, когда услышал приведенную статистику. – В какой-то степени из-за этого наш вид спорта становится менее интересным. "Красные бароны" уже не просто занимают весь пьедестал, а завоевывают первые пять мест в протоколе. И есть ощущение, что это еще не предел. Мы с тренером Юрием Каминским вспоминали: нечто подобное уже было.
– Когда?
– В 2008 году, когда я впервые попал в основную команду. Тогда норвежцы так же доминировали, и мне случалось выходить на финал с пятью представителями этой страны. Сейчас у них, похоже, новый прорыв в подготовке. Как-то логически объяснить его я не могу. Все знают, что лыжи – спорт номер один в Норвегии, но скамейка запасных у них, даже с учетом этого, огромная.
– Юстина Ковальчик как-то сказала, что норвежцы любят лыжи больше всех в мире, но сейчас убивают их.
– Они-то сами не хотят этого делать. Ребята просто выходят на соревнования и выкладываются там, показывают свою готовность. Их сложно в этом винить. Хотя мне как спортсмену очень тяжело смотреть на происходящее. Хочется, чтобы норвежцев обыгрывали, и сам я буду прикладывать для этого все усилия.
– А чем в итоге завершился 2008 год?
– Постепенно кто-то начал пробиваться. А в 2010-м мне удалось выиграть Олимпийские игры. Хотя на ЧМ-2009 доминировали Ола Виген Хаттестад и Юхан Хьелстад.
– То есть нынешний расклад сил – не декабрьский всплеск норвежцев, и на ЧМ в Фалуне стоит ждать продолжения банкета в их исполнении?
– Да, мне кажется, это не просто резвое начало. Вряд ли они "сдуются" к середине сезона. Норвежцы найдут спортсменов, которые достойно выступят и в Фалуне. О чем говорить, если они практически в любой момент могут выставить две-три команды, каждая из которых будет на равных бороться с нашей первой.
– А что сейчас делать остальным? Есть мнение, что лыжникам из других стран нужно объединиться и тактически помогать друг другу, в какие-то моменты "закрывая" норвежцев.
– Не знаю, насколько такое реально. Для этого нужно общаться с иностранными спортсменами. Пока предпосылок к совместной тактике нет. Вот в Давосе швед даже в концовке помешал Петухову. А ведь у Алексея были отличные шансы не просто на пьедестал, но и на победу. Он как раз планировал выйти вперед на заключительном подъеме. Вот и получилось, что бежали четыре норвежца, а швед помешал именно русскому.
– Как по прошествии двух гонок оцените свое выступление?
– А разве я могу быть доволен 12-м и 36 местами? Пока мне не нравится происходящее. Нет ни движений, ни техники. Стараюсь работать, улучшать форму. Мы с тренером постоянно общаемся на эту тему. Надеюсь, в скором времени обрету нужные кондиции.
– В прошлом году работа в межсезонье была переориентирована на повышение дистанционных качеств. Все-таки трасса в Сочи – не подарок. Может, не отошли?
– Такое возможно. Мы начали готовиться к Сочи сразу после ЧМ-2013, а смена методики подразумевает собой не сиюминутное явление. Последствия проявляются даже спустя какое-то время. Так что олимпийские отголоски имеют место быть. Готовясь к Сочи мы бегали четырехминутные круги, тогда как сейчас – трехминутные.
– После такой работы весной вы вместо привычных 73,5-74 кг похудели до 69-70 кг. Процесс остановился?
– Да, все стабилизировалось. Буквально перед гонкой вставал на весы – 72,5. Нехватки сил я не чувствую, в этом плане все оптимально. А лишнего веса у меня не было никогда.
– Чего же тогда не хватает на лыжне сейчас?
– По ощущениям, я иду только в одном темпе. Просто держу "крейсерскую скорость", тогда как соперники куда более вариативны. В какие-то моменты они взрываются, могут играть тактически, а мне это пока не удается. В Давосе даже не прошел квалификацию. Похоже, пока не переварил объемы в скорость.
– На первом этапе в Руке вы стали 12-м, что достаточно неплохо. Не было ли возможности после этого выступить в мини-туре в Лиллехаммере? Тот же Петухов стал там вторым, зарядился позитивом…
– А я и планировал. Но после того, как Алексей хорошо сбегал классику в Руке, выбор склонился в его пользу. И судя по выступлению, тренеры не прогадали. Я же начал готовиться к Давосу. Правда, в этом местечке за всю историю моих выступлений я лишь однажды прошел квалификацию. В прошлом году. Вот и на этот раз остался за пределами тридцатки. Специфика трассы для меня не очень подходит.
– Выходит, не обрадовались, когда узнали, что и следующий этап вместо Франции пройдет в Давосе?
– Можно сказать и так (улыбается).
– После этапа в Швейцарии спринтеры будут вынуждены уйти на перерыв, связанный с "Тур де Ски". Чем заполните пробел?
– Выступим в Подмосковье на "Красногорской лыжне". Там пройдет один из этапов отбора на чемпионат мира.
– Но ведь вам, как действующему чемпиону мира, гарантировано участие в Фалуне?
– Да. Но практика мне сейчас необходима. Побегу два спринта: классический и коньковый.
– Есть понимание по поводу того, с кем в этом сезоне будете бегать командный спринт?
– Если честно, пока нет. Сейчас главное – вернуть свои прежние движения, набрать форму. Пока много пробелов, поэтому стараюсь даже не лезть и не думать о подобных моментах.
– Как охарактеризуете круг в Фалуне, где пройдет чемпионат мира?
– Там два подъема. Первый порядка 20-25 секунд, а второй около 10. То есть, тягуны не очень длинные, а вот финиш скоростной.
– Как вы любите.
– Ну да (улыбается).
– И на что вы, с учетом вышеназванного, рассчитываете на ЧМ-2015?
– Я не заглядываю далеко вперед. Сейчас мне просто хочется "поймать технику" и с каждым днем улучшать состояние. Исходя из того, каким оно будет в конце февраля, и будем решать.