Наталья Матвеева: "Мы очень сильно отстаем от норвежек"

Telegram Дзен
После завоевания бронзовой медали в спринте классическим стилем гонщица стала единственным в сезоне призером Кубка мира в составе женской сборной России

Матвеевой всего 29 лет, но кажется, что в российской сборной она была всегда. Участница Олимпиады в Турине в далеком 2006-м и наш лучший спринтер, последние пару сезонов Матвеева мучительно боролась за возвращение к прежним результатам после дисквалификации и тяжелой травмы колена. Получалось не всегда, но тем не менее после ухода в декрет Юлии Чекалевой на медали Кубка мира в нашей команде никто, кроме Матвеевой, сейчас реально не претендует.

Выступление в норвежском Драммене для россиянки могло бы завершиться обидным четвертым местом, если бы не дисквалификация шведки Стины Нильссон, которая финишировала третьей. Добавим к этому, что в финал Матвеева буквально просочилась, пройдя по времени в качестве "лаки лузера". Получилось даже символично: судьба словно хотела намекнуть нашим лыжницам, что выступает на их стороне.

ПЕРЕД НАГРАЖДЕНИЕМ УСПЕЛА УЙТИ В РАЗДЕВАЛКУ

– Наташа, вы не были на подиуме Кубка мира больше года, с января 2015-го в Рыбинске. Было ощущение, что гонка в Драммене может получиться?

– Да, я поняла еще на разминке, что хорошо готова. Когда ускоряешься параллельно с соперницами, сразу можно определить, как будешь выглядеть на их фоне. Да и по мышечным ощущениям бег понравился. В прологе я показала шестой результат, и тогда стало окончательно ясно, что могу бороться.

– Тем не менее в своем полуфинале вы стали только четвертой, и попадание в финал висело на волоске.

– Я пыталась отработать на максимум, но, честно говоря, сама не поняла, где получила такое большое отставание от лидеров. После финиша, уже ни на что не надеясь, пошла в раздевалку. Муж подбежал, забрал лыжи: "Мало ли, вдруг попадешь". Я ответила, что вряд ли, и ушла переодеваться. По дороге встретила наших девчонок, они кричали: "Ты прошла! Куда ты уходишь?!" Схватила куртку, палки и побежала на старт.

– Видимо, из-за такого стресса и поволноваться перед финалом не успели?

– Да, мне сразу ударил в голову адреналин, хотелось срочно куда-то бежать и что-то делать. Но во время разминки успокоилась и на гонку выходила уже с холодной головой.

– В финальном забеге вы финишировали четвертой. Реально было подняться выше?

– Девчонки начали лупить с самого старта, и в начале подъема я даже чуть отстала. Потом, на самой крутой части, удалось догнать, мы вместе выходили на спуск, и я понимала, что дальше готова решать ситуацию в свою сторону. Но шедшая передо мной норвежка Венг запнулась при переходе, полностью остановилась и чуть не упала мне на лыжи. Пока я успела перепрыгнуть в соседнюю лыжню, четверка соперниц уехала вперед с большим отрывом. Успела подумать: "Ну все, их не догнать, буду пятой-шестой". Но спасибо моим лыжам, смазка сработала на "отлично", и на финишную прямую мы выходили вместе.

– Что случилось потом?

– Норвежки были явно впереди. Финку я обогнала, сравнялась с Нильссон. А дальше были какие-то странные ощущения: с ее скоростью иду спокойно, а добавить, выжать из себя эти несчастные полтора метра, чтобы стать третьей, не могу, и все. Тогда у меня и в мыслях не было, что шведку дисквалифицируют. После финиша я поздравила призеров и ушла переодеваться. Вытащили на награждение меня уже из раздевалки, я все никак не могла понять, как вдруг стала третьей.

– Счастливая раздевалка получилась, дважды в течение дня выходили из нее с хорошими новостями. Для вас вообще есть разница, стать третьей в гонке или после дисквалификации соперницы?

– Мне бы, конечно, хотелось, чтобы подиум был завоеван чисто и я обыграла соперницу на лыжне. В начале сезона на соревнованиях в Бейтоштоллене у меня уже был такой случай, когда я стала второй, а норвежка Фалла первой. Ее потом сняли, и получилось, что я победитель. Все писали, поздравляли, но я все равно не считаю, что ту гонку выиграла. Отрыв от Фаллы был велик, и не моя заслуга, что ее сняли.

НА ТРЕНИРОВКАХ ХОДИМ ДАБЛ-ПОЛЛИНГОМ ПО ДВА ЧАСА

– Как вы относитесь к актуальной сейчас в лыжах проблеме дабл-поллинга, то есть одновременного хода? В Драммене все призеры у мужчин бежали именно в таком стиле.

– У девочек дабл-поллингом попробовала бежать единственная норвежка, которая заняла в итоге 43-е место. В Драммене просто не тот круг, где девчонки могут бежать таким стилем. Очень тяжелый рельеф даже для мужчин, не случайно на стадии четверть– и полуфиналов многие бежали на мази и только в финале перешли на дабл-поллинг.

– В женских лыжах дабл-поллинг так же активно используется в спринте, как и у мужчин?

– Нет, конечно. Однажды в Асиаго девочки бежали дабл-поллингом, но и то – только в одном забеге. Потом все переходили на классику.

– Вы видите в дабл-поллинге будущее? Отрабатываете этот ход в тренировках?

– Конечно, у нас есть даже отдельные тренировки – по полтора-два часа одним дабл-поллингом. Но все это практиковалось и раньше, в самой силовой лыжной тренировке одновременным ходом нет ничего нового. Просто тогда никто не знал слова "дабл-поллинг" и не считал это ноу-хау.

– Интересно, что еще несколько лет назад вы явно тяготели к свободному ходу и классику не слишком любили. Как удалось переломить себя?

– Мне до сих пор больше нравится конек, классику я порой не понимаю. Но удивительно, что она стала получаться, даже в дистанционных гонках. Раньше я выглядела в классике очень зажато, ноги быстро закислялись и начинались мучения. Сейчас мне удалось найти фазу расслабления, и от некоторых длинных классических гонок в этом сезоне я даже получила удовольствие.

– Кстати, объясните, зачем вам дистанционные гонки? Вряд ли всю карьеру специализируясь в спринте, вы реально думаете о переходе на длинные дистанции?

– Нет, конечно. Но дело в том, что совсем без длинных гонок спринт быстро не побежишь. Все равно они нужны, просто календарь должен быть спланирован грамотно, а не так, что я везде бегу все подряд.

– В нынешнем сезоне вы выступали на многодневке "Тур де Ски", но в середине соревнований сошли. Финальный подъем в почти вертикальную гору – для спринтера все-таки перебор?

– Конечно, акцент я делала на спринт и короткую гонку 5 км в прологе. Но за три гонки до финиша меня сняли, и дальше я готовилась уже к следующим этапам. Хотя честно, мне было бы интересно прочувствовать на себе финальную гору. Кто знает, если бы не проблемы с визой, возможно, в этом году я бы и осталась на "Туре" до конца.

МЫ ПРОСЧИТАЛИСЬ С ПОДГОТОВКОЙ К СОЧИ

– Об огромных нагрузках, от которых во время летней подготовки лыжницы практически умирали, в спортивном мире ходят легенды. Как все это выдержали вы?

– Было действительно очень тяжело. В прошлом году я восстанавливалась после травмы колена, и от некоторых тренировок меня освобождали, либо я делала их не в полном объеме. А этим летом получилась первая предсезонка, когда я выполняла все нагрузки полностью. Кроссы, имитации, кросс-походы – все это для спринтера очень сложно, но я выдержала.

– Если не брать российские этапы, вы не были на подиуме Кубка мира целых четыре года. Тяжело было все это время не разувериться в себе?

– В 2012-м я получила травму колена, перенесла две операции, полгода вообще не тренировалась. Доктор просил потерпеть, но я, как обычно, сорвалась, начала пахать раньше времени. Как же чемпионат мира без меня пройдет?! Три месяца потренировалась и поехала в Валь-ди-Фиемме, стала 21-й в личном спринте и седьмой в командном. В Италии разболелось колено, и в итоге следующий, олимпийский, сезон тоже прошел ни шатко ни валко.

– То есть вы заранее понимали, что нога не позволит рассчитывать на высокие места на домашних Играх?

– Все равно надеялась, конечно. Но мы к тому же просчитались с подготовкой, и в итоге вся команда выступила неудачно.

– Вам всего 29, но в команде вы уже самая опытная. Есть чувство, что вы ветеран?

– Мы порой шутим друг над другом с Настей Доценко, говорим: "Ну что, старуха, пошли молодежь натаскивать". Естественно, более молодые девочки что-то спрашивают, я объясняю. Это нормальный процесс смены поколений в команде.

– В женских лыжах сейчас царит эпоха тотального доминирования норвежских гонщиц. Вы видите пути, как можно с ними бороться?

– Мы всячески пытаемся учиться. Тренер ездил на конференцию в Норвегию, после нее мы немного изменили тренировочную работу. Подсматриваем, какие они выполняют упражнения, например, на стабилизацию, и тоже их пробуем. Даже в дабл-поллинге стараемся делать, как они. Хотя пока мы сильно отстаем от норвежек в силовом плане, это факт.

– Великая Марит Бьорген в конце декабря родила сына, а в марте уже собирается возобновить выступления. Как быстро, на ваш взгляд, ей удастся набрать прежние кондиции?

– Я думаю, бой она всем даст уже в первых гонках. Я ее постоянно видела на лыжне во время беременности, да и сейчас она тренируется вместе с остальными. Точно так же, будучи в "положении", вовсю бегали и американка Киккан Рэндалл с финкой Айной Кайсой Сааринен...

– Российские лыжницы, как правило, так активно во время беременности себя не ведут.

– Видимо, у нас другой менталитет. Но мне даже смотреть было страшно, как они катаются с огромными животами. Допустим, можно просто походить на лыжах, но они же умудрялись делать тренировочную работу! Видела видео, как Бьорген прямо с пузом вешает на себя груз и подтягивается. Хотя, я не берусь судить, возможно, для европейцев это нормально.

– Олимпийские игры-2018 в Пьончанге станут для вас уже третьими. Это главная цель карьеры?

– Конечно. Возраст у меня немаленький, прошла несколько Олимпиад. Пора уже добиться хоть чего-то серьезного.