Минувший сезон для российского конькобежного спорта был во многом переломным - впервые во главе сборных команд страны по классическим конькам и шорт-треку встали зарубежные специалисты, а отечественная федерация во главе с ее президентом Алексеем Кравцовым взяла курс на радикальные перемены во всем, начиная от тренерских штабов и закачивая формированием давно и, казалось, безнадежно утраченных комплексных научных групп. О том, как прошла первая стадия перестройки и чего ждать от приближающегося сезона, рассказал побывавший в гостях у "СЭ" президент СКР.
- Когда вы были у нас в гостях в прошлый раз, все только начинало раскручиваться. Сейчас вы, возможно, самый успешный из президентов федераций по зимним видам спорта. Ваши ощущения?
- Ну я не знал, что самый успешный. Ведь итоги зимнего сезона считаются по олимпийским дисциплинам, а по ним мы остались практически на том же уровне, что и в олимпийском сезоне-2009/10. На Играх в Ванкувере Иван Скобрев выиграл серебро и бронзу, а на чемпионате мира-2011 в Инцеле - две бронзы. Хотя победы Скобрева на чемпионатах Европы и мира в классическом многоборье - спустя соответственно восемь лет и 24 года после предыдущих подобных успехов, безусловно, прорыв.
И вообще должен сказать, что у многих наших спортсменов налицо определенный прогресс, но он остался не сильно замечен - народ ведь видит только медали. А главное, что могу сказать: количество работы, которое мы уже сделали, ничтожно по сравнению с тем, что еще только предстоит сделать.
Если говорить о сборной России по конькобежному спорту, в этом году наиболее перспективных кандидатов в нее мы разбили на две группы: одну продолжит готовить главный тренер Константин Полтавец, а вторую возглавил очень известный и популярный в России итальянский специалист Маурицио Маркетто. Именно под его руководством, как все помнят, Скобрев выиграл две свои олимпийские медали.
- Обычно представители зимних видов спорта утверждают, что главная работа у них начинается летом. Так это?
- Абсолютно. Забавно слышать, когда мне говорят: ну что, лето, теперь тебе делать нечего! Если бы! Сейчас команды одна за другой выезжают на сборы, у каждой свой график, что требует огромной организационной работы. Но теперь мы имеем возможность все делать оперативно. В этом году Союз конькобежцев России вместе с некоторыми другими федерациями по предложению Министерства спорта участвует в эксперименте с субсидиями. Мы получили возможность самостоятельно расходовать бюджетные деньги, которые поступили на наши счета, подчиняясь, естественно, некоторым общим правилам. То есть фактически мы сейчас сами себя финансируем: сами обеспечиваем календарь, сами закупаем оборудование и экипировку.
- Вы сейчас говорите о классических коньках или о шорт-треке?
- В моем сознании они постепенно сливаются в одно целое, поэтому когда я говорю, что на сборы выезжают все команды, то имею в виду и коньки, и шорт-трек. И считаю, что такое объединение должно пойти всем на пользу. Я сам себя и всех вокруг приучаю к тому, чтобы не было никакого разделения на "мы" и "они", на классические коньки и шорт-трек. Потому что, даже согласно конституции ISU, это две дисциплины одного вида спорта.
- В таком случае получается, что ваш объединенный вид спорта "коньки - шорт-трек" становится самым медалеемким на Белых Олимпиадах...
- Да, в общей сложности разыгрывается двадцать комплектов наград.
- Сейчас к работе с командой наряду с Константином Полтавцом привлечен Маркетто, в шорт-треке вместо Андрея Минцева сборную возглавит Анатолий Брасалин, в то время как старшим тренером останется кореец Джимми Джен… Это все ключевые назначения?
- На самом деле в шорт-треке пока еще ничего не произошло, но, думаю, в ближайшее время произойдет. У нас остается все меньше времени для экспериментов, поэтому на ключевых постах перемен, скорее всего, больше не будет. Если прошлый сезон еще можно было счесть переходным и экспериментальным, то в предстоящем от нас уже ждут результатов. Кое-кто и сейчас говорит, что с нас пора начинать спрашивать.
Хочу сказать, что все наши команды - и в коньках, и в шорт-треке - полностью укомплектованы как тренерским, так и вспомогательным персоналом, включая врачей, массажистов, физиотерапевтов, остеопатов, биохимиков. Наряду с российскими специалистами работают и зарубежные, в шорт-треке - в основном корейцы. Кстати, наша команда по шорт-треку, кажется, впервые в истории своего существования выехала на первый сбор, полностью пройдя медицинское обследование и тестирование. В процессе формирования - комплексная научная группа, куда удалось привлечь очень серьезных специалистов.
- Относительно шорт-трека. Как, по-вашему, победа Семена Елистратова на этапе Кубка мира в Чанчуне минувшей зимой - это абсолютное чудо или же начинают проявляться какие-то результаты проделанной работы?
- Честно? Конечно, Семен готовился, у него есть хороший потенциал, но в том, что он победил, - большая доля удачи и везения. Пока закономерностью это считать нельзя. До этого еще крайне далеко. Да и вообще говорить о значительных сдвигах в шорт-треке мне кажется преждевременным. Посмотрим, как сложится нынешний подготовительный и предстоящий соревновательный сезоны. Победа же Елистратова и второе место эстафетной команды на чемпионате Европы скорее говорят о том, что у наших спортсменов имеется потенциал.
- Вернемся к классическим конькам. По ходу сезона создалось впечатление, что у нашего лидера спринта Дмитрия Лобкова не очень складывались отношения с Полтавцом. Не возникало желания взять специального тренера по спринту, выделить их в отдельную группу, как было раньше?
- Проблема, на мой взгляд, состояла в том, что все хотели работать именно с Полтавцом, все хотели его внимания. Но когда в команде есть несколько звезд, несколько состоявшихся спортсменов, обладающих серьезными амбициями, один человек не в состоянии обеспечить своим вниманием их всех.
Что же касается вопроса о том, чтобы выделить группу спринта и создать им условия для отдельной подготовки… А где, простите, тот тренер, тот лидер, который сказал бы: я готов взять эту группу, я знаю, как это делать, у меня за плечами столько-то побед? Нет у нас таких тренеров. То есть они, конечно, есть - например, наши знаменитые специалисты Владимир Филиппов и Валерий Муратов, но даже они оказались не готовы взять на себя такую ответственность и твердо сказать: мы победим.
Каким был для наших коньков прошлый год? В команду пришел Полтавец, который впервые воочию увидел тех, с кем ему предстояло работать, впервые начал узнавать и изучать их непосредственно, а не по каким-то там отрывочным впечатлениям и разговорам. И разорваться он должен был даже не на три или четыре, а на двадцать частей. Всем нужно было уделить внимание. А ведь необходимо работать и с тренерами, формировать тренерский штаб. Через руки Полтавца прошло много спортсменов, о которых он должен был составить и составил впечатление. К тому же уже был лидер, сложившийся конькобежец - Скобрев, которому, естественно, было уделено несколько больше внимания. Что, конечно же, вызвало ревность и недовольство.
Но в итоге тот же Лобков показал свой лучший результат за шесть лет, причем оптимальную форму набрал аккурат к главному старту сезона - чемпионату мира на отдельных дистанциях. Там он уже был почти в идеальной форме, просто, возможно, сам себе еще не верил. Доказательство тому - его бег на чемпионате России на отдельных дистанциях в Челябинске. Казалось бы, в конце сезона уже и бежать-то никто не может, а он продолжал показывать собственные рекорды. Бежал в те же секунды, что и в Инцеле!
- Полтавец в течение сезона несколько раз довольно аккуратно намекал на то, что он не доволен тем, как работают наши девушки. Они не были готовы к новым нагрузкам и не стремились к тому, чтобы к ним адаптироваться. Приход Маркетто как-то изменит ситуацию?
- Тут проблема даже не в девушках. У нас в команде не было нормального врача, массажиста, биохимика, не было контроля за физическим состоянием спортсменов, и эти вопросы мы решали по ходу сезона. Ведь победы на чемпионате России и на чемпионате мира - это разные вещи, и достигаются они разным уровнем усилий. Побеждая на чемпионатах мира, человек осознанно рискует своим здоровьем, поэтому должна быть уверенность, что рядом выстраивается система восстановления, поддержки, защиты, адаптации. Все это не могло произойти по мановению волшебной палочки.
Поэтому кто-то, возможно, не был готов выполнять тот объем работы, который выполнял Скобрев, уже прошедший через руки Маркетто и адаптировавшийся к таким нагрузкам. Именно по этой причине мы и пришли к решению разделить команду на две. Команда Маркетто, собственно, и создана для того, чтобы не было дефицита внимания - в первую очередь, для наших женщин.
- Сейчас у всех команд начались сборы. Где они идут - в России, за рубежом? Наверное, у каждого тренера уже есть в этом смысле какие-то свои графики, наработки?
- Конечно, у каждого наставника свои наработки и свои предпочтения. К примеру, конькобежцы - и в этом я их полностью поддерживаю - ездят тренироваться по всяким красивым местам, есть у нас такая возможность. Искренне считаю, что если приходится тяжело работать, то лучше делать это в приятных условиях. Сейчас сборы в основном за рубежом, потому что на данном этапе много работы на велосипедах, а в России, к сожалению, мест, где спортсмены могут безопасно ездить, просто нет.
- Как вы относитесь к вопросу натурализации? Не возникает ощущения, что в том же шорт-треке гораздо проще импортировать тех же корейцев, чем растить своих?
- Воспринимаю натурализацию как неизбежность. Не стал бы называть это злом, скорее - это данность. За все годы, что шорт-трек существует в России, он, по сути, так и не развился. Поэтому если говорить о тех задачах, которые стоят перед нами в свете Олимпийских игр в Сочи, а это - завоевание медалей, то мы сегодня готовы идти всеми путями, которые позволят добиться результатов. Соответственно, если есть возможность натурализации, мы на это идем.
В Корее желающих выступать за Россию более чем достаточно. Для них крайне привлекательны, во-первых, условия, которые сейчас для подготовки предлагает наша страна, во-вторых - в перспективе - те возможные бонусы, которые они получат, выиграв медаль Олимпиады. Одна корейская спортсменка уже тренируется в сборной России, и процесс ее неатурализации запущен. Это двукратная чемпионка мира среди юниоров Ли Ми Ён. Есть и еще кандидаты, о которых мы сейчас не будем говорить.
Ну что делать, если на сегодняшний день у нас в шорт-треке нет своих спортсменов, которые способны конкурировать на олимпийском уровне, а времени - всего ничего? Обратный олимпийский отсчет уже пошел. Возможность усилить ту же эстафету за счет двух корейских спортсменов даст нам шанс зацепиться за медаль.
Но это касается только шорт-трека. В коньках натурализации не планируется. Ситуация там не столь драматичная. Ведь в отличие от нашего шорт-трека, который никогда не был на высоте, коньки какое-то время падали с высоты, где находились в советское время, а значит, им легче возвращаться на когда-то освоенные высоты. Более того, сейчас, когда я начал вплотную вникать и в проблемы шорт-трека, выяснил, что задача конкурировать на мировом уровне там вообще не стояла. Никогда! Поэтому вопрос натурализации тут вполне уместен. К тому же это имеет и обратную сторону - дает возможность нашим лидерам увидеть, куда нужно стремиться. Соответствено возрастает конкуренция.
- А не боитесь, что случится наоборот - нынешние лидеры скажут: а зачем нам надрываться, если привезли "импорт" и этот кореец все равно поедет на Олимпиаду?
- Команда на Игры состоит из 10 человек - пять ребят плюс пять девушек. Не представляю себе ситуации, при которой Россия выставит на Олимпийские игры команду из пяти корейцев. Речь может идти об одном, максимум двух-трех натурализованных спортсменах, причем не одного пола.
- Вопрос по Скобреву. Ситуация анекдотическая - человек, выигравший золото чемпионата мира в самом престижном виде коньков, классическом многоборье, не попадает в группу государственных стипендиатов, поскольку эти стипендии даются только тем, кто выиграл чемпионаты в олимпийских дисциплинах, а на Играх медали в многоборье, как известно, не разыгрываются…
- (Смеется.) Придется, видимо, Ивану в будущем сезоне выиграть парочку олимпийских дисциплин. Не хочу комментировать решения и действия Министерства спорта - есть определенные правила, которые надо соблюдать и которые находятся в юрисдикции министра. Мы эту ситуацию никак разрешить не можем. Но от Союза конькобежцев России по итогам прошлого сезона Скобрев получил очень серьезные призовые.
- Победа Ивана на чемпионате мира в Калгари очень громко прозвучала по всей стране во многом из-за ситуации с гимном. Как думаете, эта история пошла нашим конькам на пользу?
- Все, что происходило в сезоне, шло на пользу конькам. Вот и ситуация с перевернутым российским флагом на чемпионате мира на отдельных дистанциях в Инцеле дала нам еще одну возможность заработать популярность. Ведь теперь даже люди, никогда не интересовавшиеся коньками, благодаря этим казусам знают, что у нас есть чемпион мира.
- Сложно было заполучить этап Кубка мира по конькам в Челябинск?
- Невероятно сложно! Считаю это достижением нашей федерации. Каток в Челябинске - это, конечно, не Коломна и не Крылатское, но таких, как эти два, я и в Европе не видел. При этом каток в Челябинске ничем не уступает, скажем, берлинскому, где традиционно проводят этапы Кубка мира и куда мы, когда не было крытых катков в России, даже ездили проводить национальные чемпионаты. Думаю, в Челябинске будет аншлаг, которому даже Херенвен позавидует. Хорошо, что нам дали стартовый этап, который очень важен: туда приедут все сильнейшие, никуда не денутся.
- Какой успех в следующем сезоне был бы для вас достаточным, чтобы сказать: мы двигаемся в правильном направлении?
- Хочу, чтобы в предстоящем сезоне медали завоевал не только Скобрев. И желательно - на олимпийских дистанциях. Рассчитываю, что очень интересным станет чемпионат мира в классическом многоборье в Москве. При этом мы с Полтавцом пришли к выводу, что график подготовки Скобрева имеет смысл строить так, чтобы побороться за медали чемпионата мира на отдельных дистанциях в Херенвене.
- А в шорт-треке?
- Тут рассчитывать на медали мировых чемпионатов и этапов Кубка мира достаточно сложно. Что же касается чемпионата Европы, то в эстафетах и у мужчин, и у девушек мы должны быть на пьедестале, а еще лучше - на его первой ступени.
Владас ЛАСИЦКАС, Ольга ЛИНДЕ, Дмитрий ОКУНЕВ