Константин Полтавец: "Скобрев больше многоборец, чем Крамер"

Telegram Дзен

КУБОК МИРА

Сегодня в Астане стартует второй этап Кубка мира. Главный тренер сборной России в беседе с корреспондентом "СЭ" подвел итог первого этапа, состоявшегося в минувшие выходные в Челябинске.

НЕОБХОДИМО ДОВЕРЯТЬ ДРУГ ДРУГУ

- Начну с вопроса, который вот уже почти неделю мучает всех болельщиков конькобежного спорта - что же все-таки произошло с Иваном Скобревым в Челябинске в забеге со Свеном Крамером на дистанции 5000 м?

- Во-первых, сыграла злую шутку жеребьевка, определяющая составы забегов и отрядившая в одну пару двух чемпионов. И на это мы никак не могли повлиять. К счастью, на втором этапе в Астане состав пар будет определяться уже по набранным очкам на Кубке мира. Ведь психологически всегда сложно бежать с человеком, против которого ты уже выступал, но при этом у него не выигрывал. Психология и стала определяющей. К тому же дома Ване хотелось показать себя как можно лучше, но бег у Скобрева не сложился. Нервозность сама по себе оказалась сродни той, что была у Вани в прошлом году в Берлине против другого голландца - Боба де Йонга. В противостоянии с Крамером Скобрев был не похож сам на себя. Так что психология повлияла на всю раскладку забега как тактическую, так и техническую.

- А как исправлять все это, ведь Скобреву с Крамером еще не раз предстоит выяснять отношения?

- Надо думать, анализировать и пытаться идти своим путем. То есть не подстраиваться под забег соперника, а выходить на дорожку с таким огромным запалом, и при этом имея свой собственный план. Необходимо стараться бежать на общую победу, а не на победу над твоим конкретным соперником по забегу. Вот это и есть следующий шаг, который мы должны сделать. Возможно, мы будем подключать к нашей работе и психолога, который специализируется в этом направлении. Это необходимо не только Ване, но и всем членам нашей сборной. Сейчас работой над психологией частично занимаемся мы - тренеры, но надо привлекать профессионалов.

- Скобрев говорит, что не очень легко идет на поводу у тренеров, когда вы, например, просите его делать более быстрый разгон на дистанции 1500 м...

- В некоторой степени эта проблема действительно существует. Спортсмену всегда трудно менять то, что приносит успех. Возможно, это связано с консерватизмом нашего же мышления. Но в то же время надо посмотреть на себя со стороны, подумать о будущем и продумать стратегию. Мы - тренеры, смотрим более долгосрочные перспективы, а спортсмену хочется сейчас оставаться при том, что он имеет. Но не стоит забывать - если не идти в ногу со временем, то можно все потерять. Когда ты не совершенствуешься, то просто стоишь на месте и не прогрессируешь.

- А как убедить Скобрева заняться всем этим именно сейчас?

- Это обоюдный, очень тонкий и длительный процесс. Надо не терять терпения и идти постепенно - шаг за шагом. Нюансов, которые очень важны - много. Так что при этой работе необходимо полностью доверять друг другу.

О ПОРАЖЕНИИ НИКТО НЕ ДУМАЕТ

- Крамер, которого все увидели в Челябинске, уже почти тот, которого мы знали в последние годы или он еще далек от идеальной формы?

- Он еще не совсем тот. На длинных дистанциях Свен, конечно же, еще будет расти, а на коротких ему будет все так же непросто. Но он учел урок последних полутора лет - все эти физические и психологические проблемы. Крамер - умный парень и делает выводы из собственных ошибок. Я считаю, именно он остается главным конкурентом Вани. Да, голландец тоже не хочет форсировать свой рост в некоторых компонентах, потому что планирует оставаться специалистом на дистанциях 5000 и 10 000 м. И рассчитывает к Олимпиаде-2014 в Сочи прогрессировать именно в этих дисциплинах. Скобрев же более разносторонний спортсмен, он, можно сказать, - даже больше многоборец, чем Крамер. Хотя сам Ваня еще не до конца осознает и верит в это. Посмотрите, он здорово бежит длинные дистанции и при этом великолепно выглядит на 1500 м.

- А победивший Крамера дважды подряд Йоррит Бергсма - это тот человек, которого стоит опасаться?

- Перспективы многоборья у него нет никакой. Только длинные дистанции - 5000 и 10 000 м. Однако не надо списывать со счетов не только Бергсму, но и еще порядка 20 человек, которые в Голландии бегают марафонские соревнования. Каждый из них, вставая на дорожку, способен показать результат между 6.30 и 6.40.

- Командная гонка, которая тоже всегда находится в центре внимания, в Челябинске мужской сборной не особо удалась.

- Выиграть было трудно, но в дальнейшем мы будем пробовать разные сочетания. Посмотрим на Дениса Юскова и других молодых ребят. Тот же Леша Есин может быть опробован. У голландцев, например, в следующей командной гонке побежит чисто марафонский состав - Бергсма, де Йонг и кто-то еще. Они тоже пробуют различные варианты. Да, у нас выбор меньше, но есть лидер - Скобрев - и мы пытаемся найти оптимальное сочетание. В Челябинске поставили в команду Скобрева, Лаленкова и Байнова - ребят, которые уже друг друга знают, и им не хватило секунды до второго места. Хотя в списке претендентов на попадание в команду стояли и Саша Румянцев, и тот же Юсков - мы приняли окончательное решение лишь за полчаса до старта. Тренеры немного рисковали, поставив Лаленкова, который за пару часов до этого хорошо пробежал дистанцию 1000 м. Но мы разговаривали с Женей, и он выразил уверенность в своих силах. Насколько Лаленков оправдал ожидания? Ну, может быть, не совсем, но пока команда не стоит на высшей ступени пьедестала - всегда можно будет к чему-то придраться. Мы вместе учимся, растем. Риск есть, и мы его принимаем. Если не рискуешь - побед не будет, а о поражении никто не думает.

ФЕНОМЕН ДВУХ КОМАНД

- Может быть, нам стоит натурализовать пару голландцев? Как вы вообще к такому относитесь?

- Два года назад тот же Бергсма и еще пара голландцев-марафонцев собирались выступать за Казахстан, но это у них не совсем получилось. Хотя они приезжали в Челябинск и бежали чемпионат Казахстана, и даже установили рекорды дворца "Уральская молния". Но оказалось, что у Казахстана и Голландии не подписано соглашение о возможности двойного гражданства, и спортсмены должны были сдать голландские паспорта. Что же касается России, то действительно есть некоторые спортсмены, которые не прочь бы выступать за нашу страну - вслух они этого не говорят, но в кулуарах и в раздевалках подобные разговоры ведутся. Пусть даже и вперемешку с юмором. Посмотрим, что будет дальше.

- У вас не было ощущения, что к старту в Челябинске болельщики и эксперты отнеслись не просто как к первому этапу Кубка мира, а уже как к настоящему чемпионату мира? Многие ждали, что российские спортсмены будут в стопроцентной готовности и дома разорвут всех...

- Меня не покидало ощущение ажиотажа, который с каждым днем нагнетался все больше и больше. И, может быть, все это сыграло определенную роль. Начало было положено еще на чемпионате России, который, кстати, переместился на другие сроки - и мы провели его не в конце, а в начале сезона. Так что надо было перестраиваться в психологическом плане и по-иному строить подготовку. С одной стороны, весь этот ажиотаж стимулировал, ведь выступать дома приятно и ответственно. Но с другой - это только начало сезона, и выйти именно сейчас на пик формы было тяжело, хотя спортсмены старались. К тому же в целом сезон у конькобежцев не поменялся, главные старты по-прежнему приходятся на февраль и март.

- А скольких наград в Челябинске мы недосчитались? Тренерский штаб ведь, наверняка, какой-то медальный план составлял.

- Планирование существует, но в спорте это настолько же рискованное занятие, как и при походе в казино. Мы рассчитывали на одну-две медали, так и получилось. Так что на первый этап задача была выполнена. Начало положено, но надо расти дальше. У нас с этого сезона появился феномен двух команд - считаю, это позитивное развитие коньков России. Такого у нас раньше никогда не было, а вот сейчас в сборной работают два коллектива - по двум разным направлениям. Посмотрим, что это даст.

Владас ЛАСИЦКАС