Павел Кулижников. Бегущий по лезвию бритвы

Telegram Дзен

ЛУЧШИЙ СПОРТСМЕН РОССИИ-2015

Три мнения о Павле КУЛИЖНИКОВЕ
Александр КУЛИЖНИКОВ с новорожденным Павлом 21 год назад. Фото из архива Павла Кулижникова

ВЗГЛЯД ОТЦА

"ПАША ЗАНЯЛСЯ КОНЬКАМИ ТОЛЬКО В 12 ЛЕТ"

"СЭ" расспросил о лучшем спортсмене года его отца Александра КУЛИЖНИКОВА

ПРИВОД В МИЛИЦИЮ В ШЕСТЬ ЛЕТ

– Ваш сын родился в суровой Воркуте. Какими были его детские годы?

– Жизнь была трудная, что уж там говорить. Пашка появился на свет в 1994-м – это самое тяжкое время было. В стране кризис, зарплату не платили. Я тогда работал на шахте "Воркутинская", одно время денег целый год не видел. Продукты получали по талонам, по сути, только за счет этого и жили. Плюс особенности климата. В тех краях не зря говорят: "У нас 12 месяцев зима, остальное – лето". Жили мы в деревянном двухэтажном доме. Стены постоянно промерзали, по углам иней выступал. Первый этаж регулярно заносило снегом. Форточки приходилось снаружи откапывать – чтобы свет поступал и воздуха хоть немного. Иногда сугробы и ко второму этажу подбирались...

Кроме того, ощущалась нехватка витаминов. Овощи и фрукты там не растут, даже картошка не приживается. Лето настолько короткое, что почва успевает прогреться только на 10 – 15 сантиметров. Копнешь чуть глубже – уже вечная мерзлота. Можно выращивать лишь петрушку и редиску, у них корни мелкие. Вот в таких условиях Паша и рос. Чтобы компенсировать нехватку солнечного света и витаминов, мы старались как можно чаще вывозить его к морю. Два раза в год я получал путевку от шахты, у нас был свой пансионат. Мы с женой по очереди и возили его на юг, чтобы парень хоть немного солнышка увидал.

– Воркута всегда связывалась с местами не столь отдаленными. Как там обстояли дела с криминалом?

– В ту пору это был бандитский город. Когда возник экономический кризис, шахты в обмен на поставленный уголь по бартеру стали получать импортную бытовую технику. И вот рабочим вместо денег начали выдавать телевизоры и холодильники. В Воркуте тут же пошла волна квартирных краж. Бандиты по наводке взламывали двери и выносили все подчистую. Краденую технику тут же вывозили в другие города, в стране же ничего не было. Полная разруха стояла... Мне на шахте тоже выдали телевизор Sony. Так мы его даже знакомым показывать боялись, чтобы не навел потом кто. Народ жил в городе простой, соответственно и нравы были простые. Хоть Пашке в уличных драках принимать участие не приходилось. У него другие шалости были... (Смеется.)

– Например?

– Первый привод в милицию у него состоялся в шесть лет. С пацанами во дворе начали кидаться камнями, разбили несколько стекол. В общем, их обвинили в мелком хулиганстве. Случались и другие проделки, мальчишка ведь. В школу нас с женой вызывали довольно часто, но там другая причина была. Когда сын серьезно занялся коньками, на учебу времени у него практически не оставалось. Паша часто отсутствовал на уроках, приходилось объясняться по этому поводу с учителями.

– Как он учился?

– Неважно учился, если честно. Две тренировки в день, какая уж тут учеба... Паша помешан на спорте, все остальное шло побоку. Математика с физикой для него – смерть. Он ненавидел эти предметы. Да и усидчивости не хватало. Часами сидеть на одном месте и делать домашние задания – это не для него.

Школьное удостоверение Павла Кулижникова. Фото из архива Павла Кулижникова

ВСТАЛ НА КОНЬКИ И ПОЕХАЛ

– Спортивные задатки у него просматривались с детства?

– Паша унаследовал мои гены. Я сам спортивный человек, в свое время занимался дзюдо. И сын в детстве перепробовал все что только можно – гонял на велосипеде, скейте... Я ему всегда повторял: "Ноги тебя прокормят". В шесть лет мы перевезли его из Воркуты в Коломну, купили там квартиру. И вскоре отдали в секцию настольного тенниса. Она находилась рядом с нашим домом, буквально в ста метрах. Потом в городе построили конькобежный каток. Я посмотрел – арена мирового уровня. Говорю: "Паша, только туда". Поначалу он сопротивлялся, но потом послушался.

– Помните, как сын первый раз вышел на лед?

– Паше было лет десять-одиннадцать, я ему тогда хоккейные коньки купил. Он на них встал и поехал. Больше того, сразу обогнал меня, взрослого человека. Помню, я очень удивился. В 12 лет сын занялся конькобежным спортом и уже через год стал чемпионом страны в младшем возрасте. А еще через полтора получил звание мастера спорта. Получается, путь он новичка до профессионала он проделал меньше чем за три года!

– Травмы у него часто случались?

– Все его повреждения не связаны со льдом. При игре в футбол ногу повредил, во время волейбола – руку. Минувшей весной в Канаде упал с велосипеда и сломал ключицу, так это вообще какая-то мистическая история. Представляете, все случилось на том самом месте, где несколько лет назад умер его первый тренер Подгайский! Ему тогда стало плохо с сердцем... И вот теперь там же неприятность подстерегла Пашку.

– Как у него складываются отношения с тренерами?

– Сын в этом смысле очень преданный человек. Когда случилась вся эта история с допингом, группу его нынешнего наставника Дмитрия Дорофеева хотели разогнать. Ребят шантажировали: мол, если не бросите тренера, зарплату получать не будете. И действительно, Паша девять месяцев денег не видел. Но Дорофеева не бросил; даже если бы его расстреливали – не бросил бы. Наоборот, он испытывал перед тренером чувство вины, ведь Дорофеев пострадал из-за него.

– Как сын перенес двухлетнюю дисквалификацию?

– Ему было очень тяжело. Он же несознательно принял допинг, запрещенная субстанция содержалась в энергетическом напитке. Все это время Паша страшно маялся. На носу была сочинская Олимпиада, но выступить там он не имел права. На тренировках показывал высочайшие результаты – а бежать нельзя. Оставалось ждать и терпеть. Теперь он отыгрывается еще и за то время, компенсирует вынужденный простой.

– В жизни он такой же стремительный, как и на льду?

– Скорость у него стоит на первом месте. У него была BMW X5, на которой он гонял по-страшному. Мы с женой даже боялись за Пашу... Выедет за город с друзьями и устраивает соревнования: они на мотоцикле, он на машине.. Без скорости он просто жить не может. Что в ногах, что под капотом.

Вчера. Коломна. Дед Мороз Павел КУЛИЖНИКОВ. Фото "СЭ"

ВЗГЛЯД ЖУРНАЛИСТА

Владимир РАУШ

Победу Кулижникова в традиционном предновогоднем опросе журналистов "СЭ" можно назвать выдающимся событием. Давно уже лучший спортсмен страны не получал столь серьезного преимущества над конкурентами в набранных голосах. И давно лауреат уходящего года не представлял вид спорта, находящийся в нашей стране, мягко говоря, далеко не на первых позициях в плане общественного интереса. По частоте попадания на экраны телевизора коньки никак не могут конкурировать не только с футболом и хоккеем, но и с подавляющим большинством других олимпийских видов. Давно канули в Лету времена, когда вся страна с придыханием произносила имена Лидии Скобликовой, Виктора Косичкина и Евгения Гришина. Нынешнему поколению о былой популярности предшественников можно только мечтать.

Вполне возможно, что именно Кулижникову суждено изменить нынешнее положение дел. Потому что столь ярко выраженного таланта в российских коньках не было уже давно. Специалисты с придыханием говорят о его координации, ни на кого не похожей технике и чувстве льда. И при этом подчеркивают: научиться этому нельзя. На тренировках можно лишь немного отшлифовать качества, которые должны быть даны изначально, от Бога.

Кулижников уже сейчас, в свои 21 год, успел стать явлением нашего спорта. И потому, что без видимого ущерба перенес длительную дисквалификацию, которая способна подкосить более опытных и зрелых. И по тому, как он буквально ворвался в число сильнейших спринтеров Вселенной. С января по декабрь на этапах Кубка мира россиянин одержал больше двух десятков побед. Выиграл первенство планеты в спринтерском многоборье, взял золото на чемпионате мира на отдельных дистанциях. А на закуску – один за другим установил два мировых рекорда на 500-метровке. Самый свежий из которых, как говорят, будет стоять не один год.

Живет Павел так же, как и бегает по льду, – нетерпеливо и стремительно. Ходит по лезвию бритвы. Играет на грани фола. Его непокорную натуру бывает сложно укротить даже тренерам сборной. Коммуникацию с чемпионом эта особенность никак не облегчает. Зато красок его портрету добавляет совершенно точно. В середине февраля на родной для нашего героя арене в Коломне пройдет главный старт нынешнего сезона – чемпионат мира на отдельных дистанциях. По всему, Кулижников должен стать его главным действующим лицом и героем. Значит, у этой истории будет продолжение. И от этого все становится еще более интересным.

Дмитрий ДОРОФЕЕВ. Фото Александр ВИЛЬФ

ВЗГЛЯД ТРЕНЕРА

БУКВАРЬ КУЛИЖНИКОВА

Личный тренер лучшего спортсмена года Дмитрий ДОРОФЕЕВ разобрал фамилию своего подопечного по буквам, подобрав к каждой соответствующее ученику определение

Координация

У Павла это качество развито удивительным образом. Ему от природы дана потрясающая способность с ходу выполнять самые сложные движения. Кто-то будет корпеть над новым элементом неделями, а он уже все схватил и сделал. Благодаря такой координации Кулижников мог бы проявить себя абсолютно в любом виде спорта, не только в коньках.

Упорство

Кулижников очень упорный в достижении своих целей. Упрямый, где-то даже упертый. После двух мировых рекордов, установленных за океаном, он не смог выступить на соревнованиях в Инцеле. Организм сказал: стоп, надо передохнуть. Я предполагал, что пауза может затянуться, но уже перед следующим стартом в Херенвене Паша заявил – он готов бежать. И не просто пробежал, а установил мировой рекорд для равнинных катков.

Любопытство

Паша достаточно восприимчив ко всему новому. Готовность учиться развивалась у него постепенно, по ходу наших совместных тренировок. Это же тоже не так просто – проанализировать прошедшее занятие, сделать определенные выводы на будущее. Я все время говорю своим ученикам: смотрите, ищите что-то новое. Тренировка длится 2,5 часа, на что вы потратите оставшуюся часть суток? Не все же новые модели автомобилей в интернете разглядывать...

Инстинкт

Инстинкт – это способность выжить в сложной ситуации. Собраться, реализовать себя в нужный момент. Некоторые спортсмены готовы бить мировые рекорды на тренировках. Но стоит наступить соревнованиям – и все у них валится из рук. Существует такой термин – "инстинкт убийцы", так вот у Кулижникова он развит в высшей степени. Павел способен выйти на самый важный старт сезона и хладнокровно расправиться со всеми – и с соперниками, и с рекордами.

Жажда

Имею в виду жажду успеха, жажду высокого результата. Павел по-хорошему жаден до побед. После серьезного выигрыша всегда наступает какое-то опустошение. Цель достигнута, и нужно время, чтобы найти новую мотивацию. Так вот, у Кулижникова эта пауза гораздо короче, чем у многих других. Иначе он не смог бы в минувшем сезоне выиграть полтора десятка гонок на этапах Кубка мира.

Новизна

Специалисты отмечают уникальную технику Кулижникова, которая отличает его от других скороходов. Мы очень долго работали над ней, искали какие-то свои движения, которые подойдут исключительно Павлу. У нас был один серьезный разговор, в котором я пообещал: если он будет все делать правильно, то обязательно побьет мировой рекорд. Результат этого разговора вы знаете.

Интуиция

Определенные вещи Павел делает на подсознательном, интуитивном уровне. Этому невозможно научить, у человека это либо есть, либо нет.

Коллегиальность

Правильно поставленная командная работа в нашем деле очень важна. В этом смысле коньки похожи на велосипедный спорт, где все роли четко распределены. Одни ведут за собой пелотон, другие совершают рывок на финише. В этом смысле командный, корпоративный дух имеет огромное значение. Кулижников тащит за собой партнеров, но и они помогают ему.

Отвага

Чтобы выступать на ледовой дорожке в спринте, нужно быть по-хорошему отмороженным. Проходить поворот на одной ноге с таким наклоном на скорости 60 км/ч – удел не для слабонервных. Вообще, спринтер – это не профессия, это призвание. Кулижников и в жизни столь же стремителен, как на льду. Слава богу, недавно он продал свой БМВ х5, на котором разгонялся до 300 км/ч.

Вера

Вера в себя, в правильность выбранного пути, в тренера... Хотя нынче мы дошли до такой стадии, что я больше выступаю в качестве помощника. Наблюдаю, что-то подсказываю. Сейчас уже ребята выступают в качестве драйверов творческого процесса.

Плакат на улице Коломны, посвященный мировому рекорду Кулижникова. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

Павел Кулижников: "Спорт спас меня от компьютерной наркомании"