Такой финал, как тот, что проходил вчера в главном бассейне чемпионата мира, в спорте редкость. Имя чемпионки было известно заранее. Никто не допускал даже малейшей вероятности, что Ольга Брусникина может проиграть. О том, как все происходило, рассказывает специальный корреспондент "СЭ" Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ. |
Еще четыре года назад, когда на чемпионате мира-98 Россию представляла в соло Ольга Седакова, а вице-чемпионкой стала совсем юная француженка Виржини Дидье, специалисты полагали, что место новой королевы в этом виде спорта займет именно она. Но, увы… Королева сменилась в 1999 на чемпионате Европы в Стамбуле, а Виржини так и осталась второй. |
Пока выступала Седакова, журналисты часто писали, что лишь предвзятость судей по отношению к России мешает ей занять лидерство в мире. Однако Брусникина несколько лет назад сказала: "Ольга Седакова для нас была кумиром, идеалом. Я, как и она, тренировалась у Елены Полянской, и мы, малыши, смотрели на Ольгу, как на человека из другого мира. Об иностранных спортсменках тогда знали только понаслышке. Приезжали-то они к нам редко. Уже потом я поняла, что Россия и Ольга - далеко не первые в мире в синхронном плавании. С моей точки зрения, мы очень уступали и американкам, и канадкам. Помню, за США на Олимпийских играх в Атланте выступали две сестры-близняшки. Их композиции просто потрясали. Слаженностью, сложностью. У них никогда не было ни единого нарушения в программе. То выступление я помню до сих пор, хотя сейчас в синхронном плавании можно увидеть гораздо более сложные элементы и связки". |
В финале все в очередной раз убедились, что композиция россиянки, и то, как она была исполнена, не может идти ни в какое сравнение ни с какой другой. Хотя в том же финале выступали те, кто в свое время превосходил чемпионку по всем статьям. Например, Анна Козлова. Она становилась чемпионкой Европы в дуэте с Седаковой в Шеффилде в 1993-м, где Брусникина тоже получила золото, но в группе. Затем Козлова уехала в США, и результаты медленно, но верно, пошли вниз. Христина Талассиниду, выступающая в Фукуоке за Грецию, конкуренткой считаться не могла: в 1989-м она стала самой первой чемпионкой Европы, представлявшей СССР. А в Японии 31-летняя Христина хоть и сохранила признаки былого мастерства, но из-за возраста диссонировала даже с соотечественницами в групповом выступлении. |
На оставшиеся два призовых места по качеству выступления претендовали четверо. Дидье, японка Мийа Татибана, Козлова и испанка Хемма Менгуаль. |
По справедливости, бронзу следовало бы вручить последней. Но это было бы слишком сильным ударом по консервативным устоям синхронного плавания. Рассуждали, видимо, так: в конце концов, Татибана была бронзовым призером еще в Перте четыре года назад. Да и выступает в родных стенах. Козлова - тоже ветеран, к тому же - американский. Свежи еще в памяти времена, когда именно Америка диктовала порядки в синхроне. Менгуаль же - совсем молодая. Успеет еще дождаться очереди. Может, кстати, ту же Брусникину сменит. |
Ольгу, кстати, однажды спросили, знает ли она, кто именно придет ей на смену. "Честно говоря, об этом никогда не задумывалась. И пока не хочу", - ответила она. |
Гораздо больше, чем комментарии Брусникиной по собственному выступлению, журналистов интересовал вопрос, с кем она намерена выступать уже в следующем году в дуэте. "Это пока секрет, - засмеялась тренер чемпионки Елена Полянская. - Но в дуэте Оля соревноваться обязательно будет". |
Наблюдая за солистками в финале, было ужасно обидно сознавать, что соло - не олимпийская дисциплина. Те, от кого в свое время зависела судьба вида, рассуждали буквально: выступление одной спортсменки не может подходить под определение "синхронное". А значит, интересы солисток и нечего лоббировать. |
Олимпийские игры - та причина, по которой сильнейшая синхронистка мира очень скоро начнет выбирать себе новую партнершу. Можно только догадываться, насколько тяжелым это предстоит быть для тех, кто составляет российский дуэт в Фукуоке. Впрочем, Брусникиной это известно по личному опыту. В свое время - еще на юниорских соревнованиях - она выступала с Юлей Панкратовой. Потом партнерша закончила выступать и нужно было срочно искать новую. Именно тогда Брусникина впервые попробовала работать в паре с Машей Киселевой. А за год до чемпионата мира в Перте к девушкам, вернувшись из Швейцарии, присоединилась Седакова. |
"Тогда я испытала довольно неприятное чувство, - вспоминала Брусникина. - Все-таки мы столько времени проработали с Машей, приспособились друг к другу, стали чемпионками Европы в Севилье, в 1997-м. С другой стороны, и я, и Ольга тренировались у одного тренера, имели одинаковую технику, во многом прошли одну и ту же школу, поэтому было интересно, как у нас получится. Но проблем было множество. Ольга в то время тренировалась и работала в швейцарском клубе. В связи с этим, естественно, не могла постоянно находиться в Москве. Хотя, когда приезжала на сборы, тренировалась очень много. И все равно было страшно. И очень жалко своих собственных усилий: а вдруг она не успеет подготовиться так, чтобы выиграть? Знаете, после тренировки, даже если что-то не получается, всегда думаешь: "Ну, ничего страшного: завтра я приду, и все будет нормально". А тогда я приходила на тренировку и видела, что у нас с Ольгой снова появляются те же самые ошибки, которым нет конца. Раздражало и то, что я понимала: работать по большому счету мне все равно предстоит с Машей. А с Ольгой - так, проходящий момент". |
- Но ведь в Перте вы выступали втроем? |
- Да. С Машей - в короткой программе, с Ольгой - в произвольной. Она очень хотела уйти из спорта чемпионкой мира. Все-таки, столько лет работала для того, чтобы пробиться к этому золоту… |
Уход из спорта Киселевой Брусникина пережила спокойно: "Я знала о ее решении заранее, понимала, что Маше тяжелее заставить себя остаться еще на один цикл- все-таки она на четыре года старше меня. Но будущая работа с новой партнершей не пугает. Мне еще не надоело выступать". |
- К российским спортсменкам в синхронном плавании все сейчас относятся как к безусловным лидерам, у которых (по крайней мере, на европейском уровне) невозможно выиграть. Но ведь в воде на протяжении программы, когда человек, а то и вся группа, находятся в столь "шатком" состоянии, существует миллион возможностей ошибиться. Как удается избегать ошибок? |
- Работать надо. Помногу, каждый день, до полного автоматизма движений. В соло полегче - там в случае чего можно сымпровизировать. Когда выступаешь с партнером, то с самого начала работы надо стремиться к тому, чтобы не просто заучивать движения, но делать это точно так же, как твой напарник. Бывает очень тяжело. Иногда от усталости просто перестаешь контролировать себя. Вот тогда и спасает автоматизм движений. Автопилот. |
- Наверное, тяжелее всего работать на длительной задержке дыхания? |
- Самое трудное - идеально держать быстрый темп, что сейчас необычайно ценится. Это умение опять же идет от техники. От того, как хорошо спортсмен владеет "школой". |
- Каким образом, находясь вниз головой в воде, вы чувствуете вертикальна та или иная линия, или нет? |
- Для нас "вниз головой в воде" - нормальное состояние. Вы же чувствуете равновесие, стоя на полу? Так и мы в воде. Разницы, по большому счету, никакой. Главное привыкнуть. А я уже 13 лет в "перевернутом" состоянии живу. |
- Что вы считаете самым большим недостатком вашего, чисто женского вида спорта? |
- Непосильную физическую нагрузку. Это накладывает отпечаток на все - на характер, на здоровье. Проводить в воде (иногда - не очень теплой) по шесть часов в день - не самая полезная для женского организма вещь. |
- Столь тяжелые тренировки мешают личной жизни? |
- Конечно, нелегко сидеть на сборах без близкого человека по месяцу - по два. А что делать? Работа такая… |