Авторская колонка трехкратной олимпийской чемпионки (Лондон-2012, Рио-2016, Токио-2020), 14-кратной победительницы чемпионатов мира и шестикратной — Европы по синхронному плаванию Аллы Шишкиной — о новых стандартах судейства в ее виде спорта.
В Олимпийском комитете России состоялся всероссийский семинар для тренеров, судей и технических контролеров по синхронному плаванию. Последние, к слову, вообще новая специальность в судейском корпусе.
Все пять дней обучения и сдачи экзаменов ожидаемо получились непростыми для участников. Правила с момента появления синхронного плавания в программе Олимпиад претерпели кардинальные изменения.
Что первым бросилось в глаза сейчас — переименование отдельных элементов или части элементов с русского языка на английский. Например, если раньше была связка, то теперь — гибрид, выталкивание стало называться «траст». И так практически во всем. А вот шпагат почему-то в сплит не переделали, не исключено, что временно.
Каждое действие в воде теперь имеет свое буквенное выражение — сокращение от названия на английском — и оценку за него. Все это нужно знать судьям и техническим контролерам наизусть, а тренерам можно будет ориентироваться по справочнику. Но и им лучше все выучить, чтобы правильно заполнять свою карточку при заявке на соревнования и вообще понимать, за что и в какой момент с твоих спортсменов снимают десятые или опускают часть выступления до базовой оценки.
Таких карточек теперь нужно заполнять много, на каждую программу. Абсолютно любое движение теперь расписано, занесено в отдельную таблицу и распределено по сложности. Чисто визуально все это выглядит как математика, стандартизация художественного вида спорта. Да и возможно ли стандартизировать что-то художественное? А главное, нужно ли?
Всем в самом начале обучения объяснили: «Нужно было разработать понятные для всех стандарты, чтобы остаться в олимпийской программе». Мнения «мне понравилось» или «мне не понравилось» должны кануть в Лету: теперь каждый шаг рассчитан и оценен. А значит, вроде бы не так субъективен. Все элементы и варианты оценок собраны в отдельном справочнике, который занимает 161 страницу, а еще отдельное дополнение — с акробатическими элементами. Проще говоря, есть что учить.
Основной акцент в программах теперь сдвинут на сложность, а не на художественную составляющую. При этом во всем мире, кроме России, вид спорта переименован из синхронного в артистическое плавание. Правда, по новым правилам весь артистизм и эмоциональность никогда не смогут перебить в общей оценке технически сложные моменты, к которым, кстати, тоже есть вопросы. Но их много и у международных экспертов — все больше разговоров идет о том, что правила снова изменятся.
Обеспокоенность есть и среди рядовых болельщиков. Ведь после недавних международных соревнований стала очевидной схожесть программ представителей разных стран. Теперь все стараются начинить свою постановку самыми «дорогостоящими» элементами, которые не всегда самые зрелищные и красивые. То, на чем во многом раньше строилась смотрибельность и уникальность, — движения руками над водой — сейчас не «стоит» практически ничего. Плюс сама музыка по регламенту должна быть короче, а начинки в виде гибридов — больше. На те самые пресловутые руки (теперь — транзишены) не так много времени — изюминки меняют на что-то простое, связующее один гибрид с другим, чтобы спортсмены могли хотя бы немного перевести дух.
После обучающей части я задала вопросы президенту Федерации синхронного плавания России трехкратной олимпийской чемпионке Ольге Брусникиной:
— Как оцениваете организацию и проведение семинара? Долго ли готовилась федерация?
— Оцениваю хорошо. Мы в прошлом году делали семинары в подобном формате, поэтому уже был опыт. Лекторы готовятся круглый год — постоянно мониторят результаты соревнований и изменения в правилах. На всех внутрироссийских соревнованиях, кубках, первенствах, чемпионатах у нас проходили мини-семинары — для тех тренеров, кто приезжал на эти соревнования.
— Есть ли общение и взаимодействие ФСПР и World Aquatics?
— В направлении изменений в правилах общение сохраняется. World Aquatics отвечает на наши вопросы и запросы.
— Собирается ли федерация дополнительно мотивировать спортсменов из-за отсутствия международных стартов? Тем более сейчас на это есть средства, выделяемые букмекерами.
— Безусловно. В том году у нас уже была матчевая встреча между командами России и Белоруссии — там выплачены денежные поощрения тренерам и спортсменам. В этом декабре у нас готовится Кубок Федерации, где также предусмотрен призовой фонд, и на следующий год у нас запланирована серия «Гран-при» в разных городах РФ. Призовой фонд заложен для тех коллективов, которые поднимутся на пьедестал.
— Многие эксперты считают, что новые правила убивают зрелищность вида спорта. Нет ли мыслей по примеру художественной гимнастики разработать свои правила или выступать в России по старым?
— Я разговаривала с ФХГР и поняла, что у них в отечественной версии правила сложнее общемировых. В синхронном плавании обратная ситуация — прошлые правила гораздо проще настоящих, как для судей, так и для спортсменов и тренеров. Поэтому нам не хотелось бы идти по легкому пути и оставлять в России старые параметры. Понятно, что мы все к ним привыкли и приспособились. Если говорить о модификации правил, которые можно ввести исключительно на территории РФ... Я думаю, что нужно попробовать пожить год по новым правилам, принятым во всем мире. А дальше посмотрим и, возможно, примем решение об изменениях. Но совершенно точно то, что мы не будем сильно выпадать из общей парадигмы. Если какие-то части правил покажутся нам несправедливыми по отношению к тренерам или спортсменам, то станем думать об изменениях, которые могут войти в исключительно российскую версию правил. Но они в любом случае будут в общей концепции мировых. Думаю, что и World Aquatics еще что-то поменяет и прибавит. Посмотрим, что произойдет после Олимпийских игр.
Опираясь на слова президента федерации, можно сказать, что синхронное плавание в России не отстает от общемировых трендов. И, несмотря на отсутствие международных стартов, старается держаться на очень высоком уровне. Радует и то, что со следующего года будут введены новые соревнования, которые предусматривают материальное вознаграждение: 1 миллион рублей за первое место в групповых выступлениях (на команду), 300 тысяч — за победу в дуэте и миксте, 100 тысяч рублей — за первенство в соло.