Напомним вкратце суть "дела Киргиоса". На турнире в Монреале 20-летний игрок, проиграв первый сет швейцарцу Стэну Вавринке, бросил в лицо сопернику: "Извини, старик, я должен тебе это сказать. Мой друг переспал с твоей девушкой". Речь шла о двух других теннисистах: еще одном австралийце Танаси Коккинакисе, приятеле Киргиоса, и хорватке Донне Векич, подружке Вавринки.
Свое признание Ник сделал отнюдь не из желания открыть глаза несчастному Вавринке – это была бессовестная выдумка. И даже не по причине глубокой личной неприязни к потерпевшему. Он просто попытался таким образом вывести соперника из равновесия, лишить его необходимой концентрации. И отчасти своей цели добился: вскоре швейцарец отказался продолжить матч, получив техническое поражение. Правда, случилось это из-за травмы, а не из-за расстроенных чувств.
Скандальная фраза благодаря микрофонам у корта стала достоянием тысяч болельщиков, следивших за матчем на трибунах и по телевизору. Таким образом, оскорбление, нанесенное Вавринке, оказалось еще и публичным. Надо отдать должное выдержке пострадавшего: он не набросился на обидчика и не отхлестал того по щекам. Наоборот, после окончания игры швейцарец даже нашел в себе силы протянуть ему руку. Однако затем излил все свое негодование в социальных сетях.
Поведение Киргиоса осудили абсолютно все, включая суперзвезд Рафаэля Надаля и Роджера Федерера. Руководители Ассоциации теннисистов-профессионалов тут же сообщили, что австралиец будет серьезно оштрафован. Размер наказания пока объявлен не был, однако по регламенту АТР за словесные оскорбления соперника на корте может быть вынесен штраф в размере до 10 тысяч долларов. Виновник скандала признал свою неправоту и принес извинения Вавринке, сославшись на то, что его-де бес попутал. После этого стороны договорились считать эту историю закрытой.
Между тем здесь-то и начинается самый серьезный разговор. Сейчас уже мало кто вспомнит, что именно теннис всегда считался аристократическим видом спорта. Дамы в платьях с кринолинами, джентльмены в бабочках. Белые рубашки, светлые брюки... Его не зря называли "белым спортом" – этот цвет символизировал чистоту помыслов и притязаний. На знаменитом Уимблдонском турнире в предместье Лондона до сих пор очень строго регламентируется появление цветных вставок на форме игроков. Только вот сам теннис стал уже совсем другим.
Наивно было бы утверждать, что это произошло только сейчас. Еще в середине 70-х знаменитые матерщинники Джон Макинрой и Джимми Коннорс вовсю пререкались с соперниками и скандалили с судьями. В современном теннисе давно уже принято заступать в корт при подаче, чтобы вывести оппонента из себя. Или направлять мяч прямо в конкурента – желательно в незащищенное место, чтобы побольнее. Наконец, самое коварное изобретение, особенно часто используемое в соревнованиях женщин, – оглушающие стоны, способные свести с ума самых нестойких.
Всегда хватало и мастеров, способных сказать под руку острое словцо. В молодые годы таким был знаменитый серб Новак Джокович. Сейчас за то же самое в профессиональном Туре недолюбливают чеха Лукаша Росола. И все же даже им далеко до Киргиоса с его оскорблениями – холодными, расчетливыми и циничными.
Правда, известный в прошлом российский теннисист Игорь Куницын смотрит на ситуацию проще. "Я бы не стал придавать этой истории такое значение, – говорит он. – И апеллировать к аристократическим корням тенниса тоже бы не стал. Не очень умные люди есть везде, и наш вид спорта – не исключение. В правилах Международной федерации тенниса и Ассоциации теннисистов-профессионалов четко прописаны санкции за все виды нарушений. За сломанные ракетки, оскорбления соперников или ругань с арбитрами. Те, кто не умеет себя вести, получат штраф. Может быть, это научит их в следующий раз быть поспокойнее".
Тем не менее очевидно – современный спорт вообще и теннис в частности давно превратился в поле боя. В настоящую войну, где выживает не только сильнейший, но и самый эмоционально невосприимчивый. Это раньше знаменитый хоккейный тренер Тихонов учил своих ребят перед матчами с канадцами: "Будут бить, а вы терпите. Накажите соперников в большинстве голами". Сейчас в большом спорте лупят не только по ногам, но и по мозгам. Дашь слабину, ткнешь в ответ обидчика головой в грудь – вылетишь с поля, как Зидан. Симпатии мировой общественности окажутся на твоей стороне, но решающий матч твоя команда проиграет.
Применительно к теннису это особенно обидно. Все-таки его консервативность должна заключаться не только в одежде и порядке рукопожатий после матча, но и в строгих правилах поведения. Запятнал свою белую рубашку – будь добр покинуть корт. И не до конца турнира, а на пару месяцев. Иначе белые наряды Уимблдона окончательно превратятся в пустой фетиш, без какого бы то ни было содержания.