Михаил Южный: "Мышцы ощущают последствия воскресной нагрузки"

Telegram Дзен

КУБОК ДЭВИСА.
РОССИЯ - БРАЗИЛИЯ - 3-2

Тяжелейшая победа, одержанная в Казани сборной России над командой Бразилии в матче плей-офф Мировой группы, заслуживает того, чтобы к ней вернуться. Главный герой поединка Михаил Южный, который ровно за пять часов в пяти партиях одолел Томаса Беллуччи и принес российской команде второе очко, вышел на связь уже вчера, находясь в Москве, а Дмитрий Турсунов, обыгравший Рикарду Мелу, разговаривал с корреспондентом "СЭ" по горячим следам в воскресенье поздно вечером.

- Первый вопрос напрашивается сам собой: как вы себя чувствуете спустя 20 часов после окончания марафонского поединка с Беллуччи, продолжавшегося 300 минут?

- По большому счету - нормально. Хотя, конечно, мышцы ощущают последствия воскресной нагрузки, и как раз сейчас я собираюсь поделать кое-какие восстановительные упражнения.

- Почему вы покинули Казань сразу же после окончания матча?

- Это планировалось заранее. Дело в том, что сегодня с утра в Москве у меня были кое-какие дела.

- Сколько времени, по вашему опыту, требуется для восстановления после такой тяжелейшей игры?

- Трудно сказать. Надеюсь, что не слишком много, хотя с начинающегося через неделю турнира в Куала-Лумпуре, который я, кстати, выиграл в прошлом году, пришлось сняться.

- Это связано именно с нагрузками, выпавшими на вашу долю в Казани?

- В принципе в связи с участием в матче Кубка Дэвиса я изначально не исключал подобный вариант. А вчерашний матч с Беллуччи окончательно склонил меня к решению отказаться от идеи поехать в Малайзию.

- И каковы теперь ваши ближайшие турнирные планы?

- Сыграю в Пекине и Шанхае.

- А почему вы в этом году не выступите на "Кубке Кремля"?

- К сожалению, он не вписывается в мое расписание. После возвращения из Шанхая очень тяжело играть в Москве. Да и концовка сезона намечается напряженная - St. Petersburg Open, турниры в Базеле и Париже.

- Существует ли еще вариант, при котором вы попросите в Москве wild card?

- Нет. Считаю, что ее лучше отдать кому-то из наших молодых игроков.

- Вернемся в Казань. После жеребьевки матчей плей-офф казалось, что сборной России повезло. Готовы ли вы были морально к столь непростому поединку с Бразилией?

- Да. Другое дело, что покрытие, которое использовалось на этом матче, не дало нам никакого преимущества над Беллуччи. А ему как раз подходило идеально.

- Корт получился слишком медленным?

- Да. Будучи не слишком большим специалистом в технологии укладки теннисных кортов, я понял так, что в Казани не до конца учли, на какую подстилку укладывать верхний слой.

- По мнению капитана Шамиля Тарпищева, вы оказались единственным игроком в нашей команде, который сумел как следует подготовиться к матчу. Согласны?

- Не могу сказать, что я подготовился оптимально, хотя после раннего поражения на US Open у меня действительно было время для того, чтобы подойти к матчу в хорошей форме. И я сделал для этого все возможное. По крайней мере об усталости речи не шло.

- Неудача на US Open, на котором в прошлом году вы дошли до полуфинала, не выбила вас из колеи на какое-то время? Ведь вы резко опустились в рейтинге.

- Не выбила. Просто ощущалось, что после трех подряд поражений в Америке я потерял свой игровой ритм. На тренировках я выглядел неплохо, но чего ждать от самого себя в матче в Казани, честно говоря, не слишком хорошо представлял.

- Как вас встретили в команде после матча со шведами, который вы пропустили?

- У нас очень дружная команда, и в этом смысле я не почувствовал никаких изменений. Все ребята понимали, что сборная попала в очень непростую ситуацию, сплотились и поддерживали друг друга.

- Оцените свою игру в матче с Беллуччи?

- Уровень игры был достаточно высоким, можно даже сказать, что я им доволен. Хотя, разумеется, мне, как всегда, есть над чем работать.

- Был момент, когда у вас сердце екнуло и вы почувствовали, что проиграли?

- Такого момента не было. Хотя когда в 18-м гейме пятого сета у меня пошли ошибки при ударе справа, пришлось непросто. Заставил себя сконцентрировать внимание и прибавить, поскольку понимал: иначе все быстро закончится.

- В решающие моменты вас часто выручала подача. А ведь положа руку на сердце, это не самый сильный элемент в вашей игре...

- В воскресенье я действительно хорошо подавал, за исключением 10-го гейма в пятом сете, когда вел 5:4. Что же касается нестабильности моей подачи, то у меня есть на сей счет некоторые мысли. Вдаваться в детали не хотелось бы, но скажу, что мы с моим тренером Борисом Львовичем Собкиным работаем в нужном направлении.

- Такая важная и тяжелая победа может стать для вас своего рода психологическим допингом?

- Об этом еще не задумывался, поскольку уровень моей игры в этом году был нестабильным - от очень высокого до довольно низкого. В Казани меня порадовало то, что я способен побеждать в крайне непростых ситуациях. А все остальное покажет время.

- Есть ли, на ваш взгляд, будущее у сборной России в нынешнем ее составе? Ведь этот матч показал, что как таковой запас прочности у команды очень невелик.

- Тут возникает другой вопрос - а надо ли нам продолжать играть тем же составом? Мы уже не молоды, у каждого есть определенные проблемы, и если Шамилю Анвяровичу когда-нибудь удастся собрать всех нас даже не в идеальном, а в хорошем состоянии, то это будет лишь стечением обстоятельств. Поэтому нашей команде нужна свежая кровь.

- Но нынешний уровень российской молодежи не позволяет играть решающие встречи в матчах Кубка Дэвиса.

- Ну и пусть! Для начала молодой теннисист должен просто побыть в команде, почувствовать себя ее неотъемлемой частью, пропитаться ее духом, по возможности - сыграть какой-то малозначащий матч. Это поможет ему почувствовать себя увереннее и прогрессировать на тех же "челленджерах".

- Вы ведь в свое время находились в точно такой же ситуации…

- Когда меня взяли в сборную в 1999 году, я стоял во взрослом рейтинге в восьмой сотне. А когда в 2000-м сыграл свой первый матч в Кубке Дэвиса против бельгийца Оливье Рохуса, находился в районе 300-го места. У нас же таких игроков сейчас немало. Взять того же Евгения Донского (на данный момент - № 145 в мире. - Прим. Е.Ф.) Конечно, ему еще расти и расти, но, может быть, если на него обратят внимание, процесс роста пойдет быстрее? То же самое могу сказать и об остальных ребятах. В общем, считаю, что пора привлекать в команду молодых, пусть даже их уровень сейчас ниже, чем у представителей нынешнего состава.

- Тем не менее насколько мы можем рассчитывать увидеть вас в Кубке Дэвиса на будущий год?

- Все будет зависеть от ситуации в конкретный момент перед конкретным поединком, и главное, от моего состояния. Восстанавливаться после выброса энергии и эмоций в матчах Кубка Дэвиса очень тяжело, что я в очередной раз почувствовал сейчас. Если же я не смогу выложиться на сто процентов - как в Казани, - смысла в моем приезде в сборную просто не будет. В подобной ситуации лучше дать шанс молодым.

Евгений ФЕДЯКОВ

Дмитрий Турсунов: "Миша, конечно, молоток!"

- Вы страстно переживали за Южного в матче с Беллуччи, хотя вам еще самому предстояло играть. Не боялись растерять эмоции?

- Мне показалось, что Мишу надо заводить, иначе все могло закончиться с иным результатом. К тому же Южному нравятся подобные вещи. Поэтому я так долго и сидел в зале. Надеюсь, мы ему своей поддержкой помогли. В какой-то момент даже пришлось объяснять бразильцам, что мы так громко шумим и стучим не против Беллуччи, а для того, чтобы держать в тонусе Южного.

- После игры успели с Михаилом пообщаться?

- Шутили, что он специально выиграл, чтобы потом посмеяться над тем, как я буду мучиться в решающем поединке. Но на самом деле Миша, конечно, молоток! Не стоит забывать, что он отыграл двойной матчболл. Не выиграй Южный первую одиночку у Рикарду Мелу и не вытяни он встречу с Беллуччи - возможно, мы сейчас с вами и не праздновали бы победу.

- То есть звание главного героя отдаете именно Южному?

- Да. Мой соперник по решающему матчу был чуть попроще, я постоянно вел в счете и не ощущал какого-то давления.

- А как все-таки было принято решение о том, кому пятый матч играть?

- После победы Южного в раздевалку пришел Тарпищев и спросил у нас с Игорем Андреевым, как мы себя чувствуем. Мы ответили - нормально, готовы играть. А я попросил Шамиля Анвяровича побыстрее принять решение, ведь в случае чего мне нужно было еще наклеивать на колено оберегающие пластыри. На что он мне сказал: ну, тогда иди и играй. Сидевший рядом Андреев выдохнул с облегчением. (Смеется).

- На вас ответственность не давила?

- Ну кого-то же надо было выпускать! (Смеется.) Я рад, что не ушел от ответственности и счастлив, что в итоге выиграл.

- В случае неудачи в матче с Бразилией вас бы нещадно критиковали. Были к этому готовы?

- Критика будет всегда. Как бы ты ни поступил, найдется человек, которому это не понравится. Всем не угодишь. К тому же в этом суть критиков - критиковать любой исход, как положительный, так и отрицательный. Хотя, конечно, неприятно читать подобные вещи в свой адрес, тем более когда критика неоправданна. Но это часть работы и воспринимать все близко к сердцу не стоит.

- У вас нет ощущения, что сейчас победить в Кубке Дэвиса сложнее, чем в середине двухтысячных?

- Если взять нашу команду на данный момент и сборные других стран, то да, нам сейчас сложнее выиграть трофей. Но я не могу сказать, что уровень турнира как-то особенно поднялся. Просто все наши теннисисты сейчас испытывают не лучшие времена. Ведь Кубок Дэвиса - турнир, в котором многое зависит от того, кто играет в команде. Например, у французов часто бывает избыток теннисистов, и это тоже проблема - непонятно кого выбрать и кто в итоге как выступит. Сербия с Новаком Джоковичем в составе и Испания в целом - сейчас, наверное, являются исключением, хотя и эти сборные, как мы увидели в выходные на примере сербов, в принципе могут проиграть.

- Два Игоря - Андреев и Куницын - успели в Казани поиграть в гольф. Вы этим не увлекаетесь?

- Не настолько, насколько они, но за компанию сходил бы (смеется). Для ребят гольф - это относительно недавнее увлечение. По-моему, в последние два года они стали более плотно играть.

- То есть главному гольфисту-теннисисту страны Евгению Кафельникову стоит опасаться конкуренции?

- Учитывая, как он сыграл на последних турнирах, то ему стоит опасаться даже меня. (Смеется.) На самом деле в гольфе, как в теннисе - когда у тебя все складывается хорошо на поле или корте, ты начинаешь думать, как бы это продлить, и тут все рушится. В гольфе тоже важна психология, этим он мне и не нравится. Все-таки хочется, чтобы мозги иногда отдыхали.

- Слышал, что многие российские теннисистки на Олимпиаде в Лондоне хотят играть микст именно с вами?

- Читал об этом, но пока ни с кем на эту тему не разговаривал. Мне кажется все это немного приукрашено прессой. Мне же подойдет любая девчонка, которая может лучше меня подавать и хорошо играть у сетки. (Улыбается.)

- У Шамиля Тарпищева есть идея, чтобы в 2012 году российские игроки выступали в паре и миксте в сочетаниях, которые могут быть актуальны на ближайшей Олимпиаде. Вам в пару отряжают молодого Андрея Кузнецова...

- Надо еще посмотреть есть ли у него возможность за оставшийся период времени подняться в рейтинге, чтобы отобраться на Олимпиаду. На данный момент мы вместе даже ни на один турнир не попадем. Ну хорошо, нам дадут специальные приглашения в Москве и Санкт-Петербурге, но ведь на этих соревнованиях надо будет обязательно хорошо сыграть. Иначе мы вернемся на исходные позиции. К тому же надо сыграться. Плюс у Андрея есть определенные травмы, да и я не железный - не могу играть на всех турнирах подряд и одиночку, и пару. А хотелось бы. Но я думаю, мы еще сядем с Шамилем Анвяровичем, обсудим все "за" и "против" и примем взвешенное решение.

Владас ЛАСИЦКАС
Казань - Москва